Методический день
материал (1 класс) по теме

Малышева Светлана Владимировна

Урок по математике , выступление по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentvystuplenie_microsoft_office_word.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

     Ребёнок пришёл в школу. Что ждёт его? Как встретит его этот новый мир? Будет ли ему интересно? Задумавшись над этими вопросами, я пришла к выводу, что активизация познавательной деятельности  именно в первом классе одна из важных проблем педагогики и современного  образования.

         Активизация познавательной деятельности  - это двусторонний процесс: 1-ая сторона -условия, активизирующие процесс познания, которые создаёт учитель, а 2-ая сторона - результат, который демонстрирует ученик.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение.

 

В  первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабые психологические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных.

Именно положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

        Возрастные и психологические особенности  детей 6-7 лет указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. (в 1 классе- безотметочное обучение).

 

Поощрением не только оценивают положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.

 

        Все поощрения классифицируются по средствам выражения.

Мимические и  пантомимические: аплодисменты товарищей; улыбка и ласковый взгляд учителя; пожатие руки.

Словесные: «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали .»

(В течение урока учитель называет имена ,  наиболее активных  детей.)     Материализованные:  различные наклейки,  медальки за активный труд на уроке и т. п.; благодарность в дневнике, лучшая обложка на  тетрадь, мини открытки со словами «Спасибо за труд, у тебя всё получится, будь внимателен, всё получится.»  Слайд.

Деятельностные: познавательная игра.( «Найди закономерность и продолжи.» « Расшифруй слово». « Раскрась») и  более сложные задания , . Слайд.

      Применение поощрений  обязывает  выполнять следующие требования:

- поощрение должно применяться в системе и объективно;

- наиболее эффективно использование одного или двух видов поощрений;

-учитывать индивидуальные особенности развития  детей, их подготовленность;

- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к  сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.

При подготовке и проведению уроков придерживаюсь следующих правил:

1. Учу детей действовать самостоятельно, независимо, избегаю прямых инструкций.

2. Не сдерживаю инициативы детей.

3. Не делаю за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешу с вынесением одиночных суждений.

5. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

-  учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации;

-  быть творцом своей деятельности.

            Использование развивающих упражнений  способствуют повышению творческо-поисковой активности детей, поэтому в свою работу регулярно ввожу их, включаю детей в постоянную поисковую деятельность. Такой подход в учебном процессе создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

В процессе поиска неизбежны ошибки.  Мой педагогический опыт , гуманный подход к детям, позволяют направлять ребёнка на дальнейший поиск правильных решений. В такой ситуации я  не допускаю  выражений: «Ты не прав!», «Ты ошибся!», «Это не правильно!».

 Для того, чтобы ребенок не замкнулся в себе, не потерял интерес к поиску истины, общение строится таким образом, чтобы дать ребенку понять, что в процессе совместного обсуждения, споров и разногласий — всегда найдется правильное решение, что учитель готов выслушать любое мнение ребёнка «правильное» или «неправильное», и обязательно положительно оценить любую мыслительную деятельность своего ученика. Без разрешения проблем, без выполнения таких заданий, полноценного усвоения ни знаний, ни умений произойти не может. В связи с этим передо мной встает задача правильного подбора заданий, разработки различного рода проблем.

 В своей практике  я использую дидактические  игры, которые  помогают мне в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в познавательную учебную деятельность. В игре « Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.

Гномик  Минутка ежедневно напоминал ребятам « Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок ? Всё ль на месте, всё ль в порядке : ручка, книжка и тетрадка?»

Подобная игра проводится  и в конце урока: « Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно по порядку: книги , ручку и тетрадки?» Элемент соревнования « Какой ряд быстрее выполнит задание минутки?»- активизирует детей. Они стараются за более короткий срок  подготовиться к уроку.

 Для подготовки  детей  к письму использую:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

В ходе своей работы следует добиваться, чтобы  ученики были любознательными, тянулись ко всему новому и необычному, радовались учению.

 В своей практике использую технологию проблемного обучения, методы проектов, которые позволяют активизировать познавательные способности, творческий потенциал ребёнка, развивать мышление (логическое, образное), учат преодолевать трудности, стимулируют мотивацию к познанию нового.

Я , как Учитель начальных классов, несу большую ответственность за развитие творческих способностей, потому что  имею дело с детьми в том возрасте, когда невнимание к живым росткам может навсегда погубить их. Растение, за которым не ухаживают, погибает и его не вернуть к жизни. Так порой случается и со способностью к творчеству.

Если ребёнок имеет возможность выбора, испытывает радость познания, учиться любить и жить в гармонии с окружающими и при этом  остаётся самим собой , тогда в нём пробуждается творчество.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому надо стремиться, организуя учебный процесс. Если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

                                                                       

Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический день

Урок по математике , выступление по теме самообразования...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Урок по математике , выступление по теме самообразования...

Методический день в МБОУ «СОШ№7»

Методический день в МБОУ «СОШ№7»                      (по горячим следам методического практику...

Единый методический день "Современный урок в условиях ФГОС".

Разработка единого  методического  дня  в школе ....

Единый методический день

Методические разработки по выполению ЕМД...

ПРОТОКОЛ №4 заседания районного методического объединения (24-30 апреля 2021 года) «Единый методический день».

ПРОТОКОЛ №4 заседания районного методического объединения (24-30 апреля 2021 года)«Единый методический день»....

Единый методический день

Форма проведения: дистанционная (веб-площадка на сайте МБОУ «Школа-гимназия»https://moodle.yamg.ru/course/index.php?categoryid=13)...