Деятельностный метод урок ОНЗ
материал по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по проведению урока ОНЗ
№ п/п | Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | Обратить внимание |
1 | Самоопре-деление к учебной деятель-ности (мотивация) | Выработать на лично-значимом уровне внутренней готовности выполнять нормативные требования учебной деятельности | Учебная деятельность создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности «надо»; устанавливает тематическую рамку учебной деятельности «могу» | Личностные: - самоопределение - смыслообразование Познавательные: - целеполагание Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Наблюдается ли готовность учащихся к учебной деятельности | |
2 | Актуализа-ция знаний, фиксирова-ние затрудне-ния в учебной деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности построения нового способа действий. | Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления и т.д.), познавательные процессы (внимание, память, мышление) и предоставляет индивидуальное задание на применение нового знания | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построение нового способа действий; актуализируют норму новой учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»); учащиеся пытаются самостоятельно выполнить индивидуальные задания на применение нового знания запланированного для изучения на данном уроке; возникшее затруднение фиксируют в громкой речи | Познавательные: -мыслительные операции -извлечение необходимой информации из текстов -использование знаковых символических средств -осознанное и произвольное построение речевого высказывания -подведение под понятие Регулятивные: -выполнение пробного учебного действия -фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -использование критериев для обоснования своего суждения | Соответствует ли задание содержательной установкой урока; свободно ли дети владеют предложенным содержанием; является ли индивидуальная деятельность детей в проблемной ситуации |
3 | Постановка учебной задачи | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средство ее реализации | Учитель выступает в роли организатора, уточняет цель и тему урока (после дтей) | Формулируют конкретную цель своей будущей учебной деятельности, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться); предлагают и согласовывают тему урока | Личностные: - самоопределение - смыслообразование Познавательные: -мыслительные операции -самостоятельное выделение и формирование познавательной цели -поиск и выделение необходимой информации | Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднения; выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия; не нарушена ли роль учителя организатора и достаточно ли четко зафиксирована цель и тема урока |
4. | Построение проекта выхода из затруднения («откры-тие» детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение его применять как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задач такого же типа | Учитель – организатор, фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске и следит за хронометрией урока | На основе выбранного метода учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, используют предметные действия, применяют новый способ действия к задаче, которая вызвала затруднение; фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего затруднения | Личностные: - смыслообразование -нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания -осознание ответственности за общее дело -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: -мыслительные операции -выдвижение гипотез, их обозначение -использование знаков и символических средств -поиск и выделение необходимой информации -моделирование и преобразование моделей -установление причинно-следственных связей -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания -построение логической цепи рассуждения и доказательства Регулятивные: -волевая саморегуляция в ситуации затруднения -познавательная инициатива Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств -выражение своих мыслей -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения | |
5 | Первичное закрепле-ние с проговари-ванием во внешней речи | Усвоить учащимся новый способ действия | Учитель – организатор. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании вслух учащимися | Решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма | Личностные: -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: -мыслительные операции -извлечение из предметных текстов необходимой информации -использование знаков и символических средств -подведение под понятие -установление причинно-следственных связей -использование действий по алгоритму -осознанное и произвольное построение речевых высказываний -построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств -выражение своих мыслей -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения | Успешно ли учащиеся справились с предложенными заданиями; согласованы ли процессы решения задания и его комментирова-ние; грамотная ли речь по данному предмету |
6 | Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону (формируется адекватная самооценка учащихся и самоконтроль) | Интериоризиро-вать (пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащихся, новый способ действия и провести рефлексию (коллективная или индивидуальная работа) достижение цели пробного учебного действия | Учитель организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учащихся по эталону, создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся допустивших ошибки предоставляется выявление причин ошибок и их исправление | Учащиеся пошагово проверяют по алгоритму свои действия; фиксируют (знаково «+» «-») положительные результаты своих действий, оценивают свои результатов освоении нового способа действий | Познавательные: -мыслительные операции -извлечение из предметных текстов необходимой информации -использование знаков и символических средств -подведение под понятие -выполнение действий по алгоритму -осознанное и произвольное построение речевых высказываний -построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства Регулятивные: -контроль -коррекция -оценка -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой -использование критериев для обоснования своего суждения | Самостоятельно ли учащиеся проверили свою работу; какая часть учащихся выполнила верно; организована ли корректировка знаний учащихся не справившихся с работой; создана ли ситуация успеха для каждого учащегося |
7 | Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные способы и подготовиться к изучению следующих разделов | Организовать выполнение заданий в которых новый способ действия связан с ранее изученным; организовать тренировку ЗУН до автоматизма | Выявляют и фиксируют границы применения новых знаний и выполняют предложенные учебные задания | Познавательные: -мыслительные операции -извлечение из предметных текстов необходимой информации -использование знаков и символических средств -подведение под понятие -выполнение действий по алгоритму -осознанное и произвольное построение речевых высказываний -построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства Регулятивные: -контроль -коррекция -оценка Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -учет разных мнений -адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -постановка вопроса по изученной теме Личностные: - самоопределение - смыслообразование -нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания -осознание ответственности за общее дело -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Какая часть учащихся включена в самостоятельное решение задач на повторение; реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения |
8 | Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать метод построения и границы применения нового способа действий | Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственную учебную деятельность; определяет задания самоподготовки с элементами выбора и творчества; «чему учились?» «какая была цель урока?» «достигли ли мы этой цели?» «что нового узнали?» «каким способом?» «где используется?» «каковы результаты класса и мои собственные?» (кто освоил? Кто не поднял руку?) что сделать для того чтобы освоить новый метод? | Они соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень этого соответствия, и намечают цели дальнейшего действия | Познавательные: -рефлексия способов и условий действий -контроль и оценка процесса и результатов своих действий Личностные: -самооценка на основе критерия успешности -адекватное понимание причин успеха или неуспеха -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -планирование учебного сотрудничества | Правильно ли учащиеся зафиксировали полученные на уроке знания; проведена ли самооценка учащихся и каков итог; какое психофизическое и эмоциональное состояние учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России»)(урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел
Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)
В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...
Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.
В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации....