Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.
статья (3 класс) на тему

Анна Ивановна Иванова

В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода    (структура урока)

 на уроках развивающего обучения (слайд1)

Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уже отмечалось, целенаправленно формируются и проявляются только в ней. Технология деятельностного метода в настоящее время уже вошла в практику работы тысяч учителей и помогла им ощутить эффективность новых образовательных идей для развития личностного потенциала их питомцев и для развития их самих.

Слайд 2

Рассмотрим технологию деятельностного метода.

Деятельностный метод предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности);
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии;
  3. Выявление места и причины затруднения;
  4. Построение проекта выхода из затруднения;
  5. Реализация построенного проекта;
  6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
  7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  8. Включение в систему знаний и повторение;
  9. Рефлексия учебной деятельности.

А теперь каждый этап более подробно.

Слайд № 3

Первым этапом урока является этап мотивации - осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

  1. актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  2. выделяется содержательная область («могу»);
  3. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 мин), его правильное проведение очень значимо, так как мотивация является важным условием вхождения в деятельность. Такие распространённые в практике работы учителей, как путешествие на космическом корабле, приглашение на день рождения к сказочному герою и пр., ничего общего не имеют с пониманием нормы учебной деятельности. Они направлены на то, чтобы создать у детей хорошее настроение, привлечь их внимание, чтобы они захотели  включиться в в совместную деятельность, но это «хочу» относится не к учебной, а другой деятельности.

В качестве примера мне хотелось бы привести один из вариантов мотивационного этапа урока, когда урок начинается с урока. Слайд № 4  Знакомясь с этим стихотворением А.С. Пушкина, ребята находят непонятные для них слова . (Слайд № 5-6 ). «гений» и «парадокс», а также обращается их внимание на слово «ОПЫТ», как отправную точку  будущей деятельности . Слайд № 7  ИЛИ

Второй вариант направлен с одной стороны на развитие внимания и памяти, а с другой на пробуждение интереса к материалу урока. Ребёнку хочется узнать, а что скрывается за этой деятельностью т. к. задания с сюрпризом для них привычны. Остаётся угадать, в чём секрет данного задания.  Слайд № 8  Задание:

  • Рассмотрите картинки, запомните их, запишите по памяти в столбик. (При самопроверке возможно использование орфографических словарей). Слайд № 9
  • Что вы можете сказать об этих словах? (Указываются грамматические признаки слов, которые отличают и те, которые объединяют данные слова, возможны варианты деления на группы, нахождение «лишнего» слова).

Итак, обучающийся  включился в учебную деятельность.

(Слайд № 10)

       Наступает время актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.  Отбор учебного содержания для обеспечения актуализации должен обеспечить полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Количество заданий не должно быть большим, чтобы с одной стороны не рассеивать внимание детей, а с другой стороны не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Вернёмся к заданию, которое я предложила ребятам на первом этапе. (Слайд № 11)

Теперь я прошу ребят образовать и записать во второй столбик  родственные слова с уменьшительно- ласкательным  оттенком. (У доски двое учащихся работают самостоятельно).

- Что я выбрала для повторения в этом задании? (Родственные слова могут образовываться с помощью суффиксов).

  • Возникли ли у вас проблемные ситуации при выполнении этого задания?
  • Что вы будете делать, ведь в нём есть то, что вам неизвестно?
  • Попробуйте проверить самостоятельно правильность написания суффиксов в этих словах.

(Слайд № 12)

Выполнение этой части задания предполагает переход на третий этап урока — выявление места и причины затруднения.

Этот этап самый трудный как для учителя, так и для учащихся. Настал момент, когда необходимо обдумать сложившуюся ситуацию, найти место и причину затруднения. Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задавать им вопросы:

  • Какое задание вы выполняли?
  • Каким способом?
  • Что сделали сначала, что потом?
  • Где возникло затруднение?
  • Почему здесь возникло затруднение?
  • Чем это задание отличается от других? ( мы не смогли выполнить это задание, потому что не знаем как проверить правописание суффиксов -ик, -ек.).

     (Слайд № 13)    Возникает потребность построения проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель. ( целью является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства — алгоритмы, модели, учебник и т. д. Этим процессом руководит учитель, используя подводящие вопросы.

  • Какую же цель нам надо поставить? (научиться правильно определять суффикс -ик или -ек пишется в данном существительном)
  • Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Правописание суффиксов -ик, -ек).

         И вновь возвращаемся в пространство учебных действий.

(Слайд № 14) Этап реализации построенного проекта предусматривает деятельность учащихся  по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. Оптимальный вариант решения учебной задачи фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется характер нового знания.  

№480 учебника

(Слайд № 15)

При выполнении этого упражнения возникает коллизия. Родственные это слова в каждой группе или формы одного и того же слова? При разборе слов по составу ребята заметили, что в группе слов появляются новые суффиксы, это первое условие образования родственных слов, но выполняется ли второе условие: изменилось ли лексическое значение? Нет. Ребята делают вывод: что не всегда при изменении суффикса образуется родственное слово, возможно образование формы слова.     Учащиеся сравнивают группы слов. Выдвигают гипотезу. Допустим, что…..

     (Слайд № 16)      На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи происходит оформление в мышлении построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия — сначала фронтально, а затем в группах и в парах — решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и всё ли понятно.

(Слайд № 17) №481 учебника разбивается на 2 части. И на этапе первичного закрепления, учащиеся работают с первой частью. В практической деятельности они проверяют выдвинутую ими гипотезу.      

(Слайд № 18 ) Наступает этап самостоятельной работы с самопроверка по эталону.

           При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (Слайд № 19)

и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном  упр. 480. В завершении проводится рефлексия усвоения нового способа. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

При этом хотелось бы отметить, что на этих страницах учебника нет готового правила. Именно в практической деятельности ребята доказывают свою гипотезу и только через 4 страницы они могут найти подтверждение своим выводам.

(Слайд № 20)

На этапе включения в систему знаний и повторения выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание, Учащимся предлагают задания,  в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап учитель так подбирает задания, чтобы, с одной стороны, тренировалось использование  изученного  ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно- методических линий курса, а с другой стороны- шла подготовка к введению в будущем новых способов действия.

(Слайд № 21) упр 482

(Слайд № 22)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) предполагает фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственно учебной деятельности. Может быть задан вопрос:

  • Докажите, что сегодня вы учились, а не просто присутствовали на уроке и теряли время.
  • А может быть дана таблица самооценки:  слайд 23

Я доволен своей работой

зел

Я старался, но не всё понял

жёлт

Я недоволен своей работой

кр

        Хотелось бы отметить задумку авторов учебника развивающего обучения — домашнее задание предполагает не автоматическое списывание или преобразование готового материала, а возвращает ребёнка к тем заданиям, которые были выполнены на уроке, этим самым побуждая его к повторению, при этом повышая уровень самостоятельной деятельности.

Слайд 24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения

Слайд 2

Мотивация Рефлексия Включение В систему Самостоятельная работа Первичное закрепление Реализация проекта Построение проекта выхода из затруднения Выявление места и причины затруднения Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения Сруктура урока

Слайд 3

Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности)

Слайд 4

«УРОК НАЧИНАЕТСЯ С УРОКА» О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг... А.С. Пушкин

Слайд 5

Гений — лат. 1. В древнеримской мифологии — дух покровитель, который сопровождает человека всю жизнь и руководит его помыслами и действиями. 2. Высшая степень творчества, какой-либо науки. 3.Человек обладающий каким-либо талантом, в высшей степени одарённый.

Слайд 6

Парадокс — гр. 1. Неожиданное, непривычное по форме или сути суждение, резко отличающееся от общепринятого, традиционного мнения. 2. Любое отклонение от истины, противоречие. 3. Рассуждение или фраза, заключающая противоречие в самой себе.

Слайд 7

или

Слайд 9

горох платок билет корабль солдат замок

Слайд 10

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд 11

горох корабль билет солдат платок ик ек замок билет корабль ик горох ек ш солдат ик платок ек замок ч ч

Слайд 12

Этап выявления места и причины затруднения

Слайд 13

Этап построения проекта выхода из затруднения

Слайд 14

Этап реализации построенного проекта

Слайд 16

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Слайд 18

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд 20

Этап включения в систему знаний и повторение

Слайд 22

Этап рефлексии учебной деятельности

Слайд 23

Самооценка Я доволен своей работой Я старался, но не всё понял Я не доволен своей работой

Слайд 24

Домашнее задание:

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока по технология деятельностного метода

Структура урока по технология деятельностного метода...

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"

В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный  подход  – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...

Структура урока в технологии деятельностного метода обучения

Структура     урока     в     технологии     деятельностного метода обучения: этапы, цели, описание этапов, время, приём...