Работа с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
статья
Из опыта работы с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
Струнина Л.А.,
учитель начальных классов
При организации работы кружка «Друзья природы» с детьми с ОВЗ в нашей школе педагог учитывает следующие условия:
∙место организации работы кружка должно быть комфортным для ребенка;
∙ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;
∙педагог и ребенок имеют равные, партнерские отношения;
∙не используются требования, принуждение, указания, команды;
∙исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;
∙ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их
другими.
Руководитель кружка изучает личность каждого ребенка, его возможности, консультируется с классным руководителем, психологом, учителями- предметниками, определяет пути коррекции при работе с каждым ребенком, выбирая индивидуальные направления коррекционной работы. Так основными коррекционными направлениями в работе кружка являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.
Педагог дополнительного образования с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу. На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.
Задачи создания экологической тропы как комплексного дидактического инструментария, таковы.
- Уточнение и углубление знаний детей о растениях, животных, природных явлениях, о состоянии окружающей среды.
- Формирование представлений о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
- Развитие психических процессов, познавательного интереса, мелкой моторики.
- Воспитание бережного и ответственного отношения к миру природы.
Укажем, что нашу группу посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:
- низкая работоспособность
- низкий уровень познавательного интереса
- быстрая утомляемость
- повышенный уровень тревожности
- выраженное недоразвитие всех сторон речи.
Поэтому мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей, работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Все это способствует закреплению и обогащению речевой сферы, развитию психических процессов, что весьма актуально для детей различных нозологий, обучающихся в нашей школе.
Согласно актуальным социоигровым технологиям «хозяином» экологической тропы является лесовичок, который предлагает детям различные задания: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать где находится какой-то объект и исследовать его, придумать конец сказке, нарисовать животное и т.д. Перед обследованием объекта проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения. Предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку и т.д. ( «Лесная полянка», «Палатка»). При организации работы на экологической тропе используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, опыты, конкурсы, викторины, экологические акции, выставки, игры и другие.
Заметим, что одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с семьями. С этой целью мы привлекаем родителей к различными видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного материала, подбору материала для детских коллекций и экологического кабинета. Пропаганда экологических знаний – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Наша экологическая тропа включает следующие материальные объекты, состоящие из выполненных в безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ техниках художественных дидактических средств.
- «Музей леса». Дети знакомятся с коллекциями плодов, семян растений, полезными ископаемыми. На основе динамической модели леса, формируется представление о биоценозе леса – как едином природном организме, функционирующим по своим строгим законам.
- «Музей воды». Собран большой материал по подводному миру морей и океанов. Книги, иллюстрации, коллекция фигурок животных, игры, оформлена выставка картин морских пейзажей. Проводятся знакомства с различными водоемами, их обитателями, правилами поведения на воде, биоценозом водоема.
- «Аквариум». Дети наблюдают за рыбками, улитками, слушают рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.
- «Материки». Происходит знакомство с материками, их растительным и животным миром, природными зонами.
- «Опытно-экспериментальная лаборатория». Дети рассматривают материал для экспериментирования, знакомятся со специальным оборудованием, проводят опыты, наблюдения, пытаются раскрыть секреты живой и неживой природы. Ведь когда ребенок видит, слышит и делает все сам, знания усваиваются прочно и надолго.
- «Планетарий». Знакомятся с Солнечной системой, планетами, созвездиями, небесными телами, телескопом.
- Библиотека «В гостях у Филина». Содержит разнообразные энциклопедии для детей, художественную литературу, красочные книги, иллюстрации о природе, занимательный материал по экологии: ребусы, кроссворды и др.
- «Зимний сад». Знакомятся с многообразием комнатных растений, их характерными особенностями, правилами ухода за ними, способами размножения.
- «Мини-огород на окне». Знакомятся с разными культурами, с условиями необходимыми для роста растений. Наблюдают за происходящими с ними изменениями.
- Мастерская природы «Умейка». Имеются оригинальные композиции из разнообразного природного материала. Дети знакомятся со способами обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания.
- «Растения, которые нас лечат». Расширяются и закрепляются знания детей о лекарственных растениях, о том как их собирать, засушивать, использовать для здорового образа жизни.
- «Коллекции детей». Данная зона содержит такие интересные подсистемы, как «Камни», «Насекомые», «Птицы», «Цветы», «Дикие животные», «Перья», «Бабочки».
- «Экологические игры». Это игры «Лес и его значение для жизни человека», «Цепочки в лесу», «Лесные этажи», «Лесные домишки», «Вода в жизни человека» и другие, а также комплексные пособия типа «Загадки лесной опушки» и т.п.
В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических и пропедевтико-метапредметных приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, они стали наблюдательнее, эмоциональнее, научились сопереживать. Стали бережнее относится к живым существам, отмечается улучшение их психического здоровья, более яркой и насыщенной стала их повседневная жизнь.
Накопленный нами опыт экологического сопровождения развития личности детей с ОВЗ в нашей школе показал, что при учете всех перечисленных условий, учащиеся с интересом посещают кружок, приобретают жизненный опыт, овладевают разными видами художественно - эстетической деятельности. Таким образом, в процессе коррекции и реабилитации средствами дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр».
Сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр»....
"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"
В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...
"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...
Занятие "О чём расскажет бабушкин сундук" (к дополнительной образовательной программе "Истории старой квартиры")
Представлена методическая разработки занятия. С мастер-классом в приложении....
Занятие по дополнительной развивающей программе "Юный эколог" "Будь природе другом"
Занятие №11 «Будь природе другом»Цель: развитие экологической культуры у детей школьного возраста...