Рабочая программа по проектной деятельности.
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
города Пугачёва Саратовской области
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №14»
____________/И.В.Саленко/
ФИО
Приказ №___ от «___»__________2011г.
Рабочая программа
по проектной деятельности
(внеучебная деятельность).
« Научные открытия»
для обучающихся 4 «б» класса
Руководитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории Данилова Галина
Васильевна
2011 - 2012 учебный года
г.Пугачев
Список детей:
- Балаян Егине
- Банникова Юлия
- Барскова Светлана
- Горбатенко Екатерина
- Ефимов Даниил
- Кузнецов Алексей
- Ниронова Елена
- Пошморго Екатерина
- Пылаева Елена
- Русакова Елена
- Симонов Сергей
- Сахнова Дарья
- Шумилина Светлана
- Шишкина Екатерина
- Якимов Дмитрий
День проведения: среда 2-я, 4-я неделя каждого месяца
Время проведения: 13:45-14:30
Место проведения: кабинет 4 «б» класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК « Школа XXI века» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа XXI века» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
- Форма организации: Клубные занятия проводятся 1 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников , олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
- Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
- Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
- Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
- Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
- Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
- Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Тематическое планирование
Тема занятия | Форма проведения | Кол- во часов | Дата проведения | |
1 | Объявление тем проекта по разделу: «Организм человека». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 1 | |
2 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 1` | |
3 | Составление презентации. | Практическая работа | ||
4 | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | |
5 | Объявление тем проекта по разделу: « Разговор о правильном питании». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 1 | |
6 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 1` | |
7 | Составление презентации. | Практическая работа | ||
8 | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | |
9 | Объявление тем проекта по разделу: «Золотой век русской культуры 19 века». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 1 | |
10 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 1` | |
11 | Составление презентации. | Практическая работа | ||
12 | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | |
13 | Объявление тем проекта по разделу: «Моя семья». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 1 | |
14 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 1` | |
15 | Составление презентации. | Практическая работа | ||
16 | Защита ученического проекта. | Конференция | 1 | |
17 | Подведение итогов. | Заседание научного объединения |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Требования к результатам усвоения курса
Приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 201
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010г
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Перечень ИКТ:
1.Описание видов, фото. http://apus.ru
2.Международная ассоциация «Развивающее обучение»- МАРО
3.Интер ГУ. ru- Интернет- государство учителей www.intergu.ru
4.Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по проектной деятельности в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...
рабочая программа "социально-проектная деятельность"
Социально-проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, ...
Рабочая программа по проектной деятельности в начальной школе. Кружок "Твори, выдумывай, пробуй!"
Обучение путём развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающеко мира ребёнком....
Рабочая программа по проектной деятельности для 1-4 класса. ФГОС.
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование по проектной деятельности для 1, 2, 3 классов....
Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс
Программа разработана с требованиями ФГОС. Расщитана на 34 часа (1 раз в неделю)....
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...