Рабочая программа по проектной деятельности.
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_1.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

   города Пугачёва Саратовской области

                                                                                              «Утверждаю»

                                                                            Директор МОУ «СОШ №14»

                                                                                            ____________/И.В.Саленко/

                                       ФИО

                                                                               Приказ №___ от  «___»__________2011г.

Рабочая  программа

по   проектной деятельности

(внеучебная деятельность).

                             « Научные открытия»

                            для обучающихся  4 «б»  класса

 

                                          Руководитель:

                                                                  учитель  начальных  классов

                                                                             первой  квалификационной

                             категории  Данилова Галина  

Васильевна                                                      

                                                           

                               

                                     2011 - 2012 учебный  года

                       

                                                 г.Пугачев  

                             Список детей:

  1. Балаян Егине
  2. Банникова Юлия
  3. Барскова Светлана
  4. Горбатенко Екатерина
  5. Ефимов Даниил
  6. Кузнецов Алексей
  7. Ниронова Елена
  8. Пошморго Екатерина
  9. Пылаева Елена
  10. Русакова Елена
  11. Симонов Сергей
  12. Сахнова Дарья
  13. Шумилина Светлана
  14. Шишкина Екатерина
  15. Якимов Дмитрий

День проведения:    среда 2-я, 4-я неделя каждого месяца

Время проведения:  13:45-14:30

Место проведения:   кабинет 4 «б» класса

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание                                                                                                                             самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК « Школа XXI века» и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа XXI века»  является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

  1. формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;
  2. развитие психических процессов;
  3. развитие личности младшего школьника;
  4. воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
  5. Форма организации: Клубные занятия проводятся 1 раза в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников , олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
  6. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).  
  7. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
  8. Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
  9. Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
  10. Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
  11. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

         

  Тематическое  планирование

                  Тема  занятия

Форма  проведения

Кол- во  часов

Дата проведения

1

Объявление тем проекта по разделу: «Организм человека». Формирование рабочих групп. План работы над проектом.

Беседа

1

2

Обработка собранной информации.

Круглый стол

1`

3

Составление презентации.

Практическая работа

4

Защита ученического проекта.

Конференция

1

5

Объявление тем проекта по разделу:

 « Разговор о правильном питании». Формирование рабочих групп. План работы над проектом.

Беседа

1

6

Обработка собранной информации.

Круглый стол

1`

7

Составление презентации.

Практическая работа

8

Защита ученического проекта.

Конференция

1

9

Объявление тем проекта по разделу: «Золотой век русской культуры 19 века». Формирование рабочих групп. План работы над проектом.

Беседа

1

10

Обработка собранной информации.

Круглый стол

1`

11

Составление презентации.

Практическая работа

12

Защита ученического проекта.

Конференция

1

13

Объявление тем проекта по разделу: «Моя семья». Формирование рабочих групп. План работы над проектом.

Беседа

1

14

Обработка собранной информации.

Круглый стол

1`

15

Составление презентации.

Практическая работа

16

Защита ученического проекта.

Конференция

1

17

Подведение итогов.

Заседание научного объединения

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,

систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  Требования к результатам усвоения курса

    Приобретение  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

     Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  4. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  6. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 201
  8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010г
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Перечень ИКТ:

     1.Описание видов, фото.  http://apus.ru

     2.Международная ассоциация «Развивающее обучение»- МАРО

www.maro.newmail.ru

3.Интер ГУ. ru- Интернет- государство учителей       www.intergu.ru

4.Школьный портал    http://WWW/ portalschool.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по проектной деятельности  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...

рабочая программа "социально-проектная деятельность"

Социально-проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, ...

Рабочая программа по проектной деятельности в начальной школе. Кружок "Твори, выдумывай, пробуй!"

Обучение путём развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как  один из эффективных способов познания окружающеко мира ребёнком....

Рабочая программа по проектной деятельности для 1-4 класса. ФГОС.

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование по проектной деятельности для 1, 2, 3 классов....

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Программа разработана с требованиями ФГОС. Расщитана на 34 часа (1 раз в неделю)....

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...