Программа будущих первоклассников " Новая ступенька к знаниям"
рабочая программа по теме

Фролова Светлана Александровна

Рабочая программа будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_budushih_pervoklassnikov.novaya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19

с углубленным изучением отдельных предметов»

Введено в действие                                                             Рассмотрено на заседании                             приказом директора                                                             методического объединения от___________№___                                                            учителей  начальных классов                                        __________ Ш.Ф.Шеймарданов                                     Протокол от ________ № ___

         

       Утверждено на заседании                                                                                        педагогического совета школы                                 Протокол от________ № ___

Рабочая программа

предшкольной подготовки

будущих первоклассников

« Новая ступенька к знаниям.»

                                                              Автор - составитель:

                   С.А. Фролова,

       учитель начальных классов

      I квалификационной категории.

                       

   

                                                                 2011 год

         

Пояснительная записка.

Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка:

положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;

создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста,   позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

Задачи подготовительного курса:

  1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  2. Помочь детям вжиться в позицию школьника;

Формирование и развитие у ребенка

  1. необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
  2. познавательных способностей;
  3. образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  4. умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  5. необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  6. целостных представлений о мире.

Основные принципы работы:

  1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
  2. Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
  3. Комплексный подход при разработке занятий
  4. Вариативность содержания и форм проведения занятий
  5. Систематичность и последовательность занятий
  6. Наглядность.

Режим проведения занятий:

занятия по 30 минут.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

  1. способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  2. воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  3. обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
  4. укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  1.  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  2. окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  1. мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Программа рассчитана на 56 часов.

Формы занятий – занятия-игры, практические занятия.

 К концу курса учащиеся должны знать:

  1. изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
  2. числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
  3. название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.

Должны уметь:

  1. конструировать изученные буквы
  2. правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
  3. правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Содержание программы

Блоки программы.

       Основные содержательные линии.

1. Развитие речи

Понятия об устной и письменной речи.

Предложение и слово.

Звуки и буквы.

Подготовительные упражнения для развития глазомера.

Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров.

Письмо элементов букв.

Развитие речевых навыков.

Пересказ знакомой сказки.

Составление рассказа по картинке.

Разгадывание загадок.

Учимся слушать.

Учимся рассуждать.

2. Математика

Различение предметов по размеру и форме.

Пространственные представления.

Временные представления.

Сравнение групп предметов.

Решение простых задач с опорой на предметы.

Уточнение представлений о геометрических фигурах

Счет предметов.

Учимся считать.

Игра «Где чей домик?»

Игра «И я тоже».

Игра «Что лишнее?»

3. Диагностика.

Определение школьной зрелости.

Исследование произвольной сферы.

Индивидуальная диагностика.

Диагностика тревожности.

Тематическое планирование по курсу “Математика и логика”

№ занятия

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

1

2

Много и мало.

1

3

Один и много

1

4

Большой и маленький

1

5

Высокий и низкий        

1

6

Вверху и внизу

1

7

Толстый и тонкий

1

8 -9

Длинный и короткий

2

10

Широкий и узкий

1

11-13

Геометрические фигуры

3

14-16

Налево и направо

3

17

Часть и целое

1

18

От 0 до 10.    1

1

19

От 0 до 10.   2

1

20

От 0 до 10.    3

1

21

От 0 до 10.    4

1

22

От 0 до 10.    5

1

23

От 0 до 10.    6

1

24

От 0 до 10.    7

1

25

От 0 до 10.    8

1

26

От 0 до 10.     9

1

27-28

От 0 до 10.     10  Повторение

                                      Итого:

2

     28

                         

Тематическое планирование по курсу

“Обучение грамоте и развитие речи»

№ занятия

Содержание программного материала

 Кол-во часов

1

Слово.

1

2

Слово. Слова-названия.

1

3

Знакомство с предложением.

1

4-6

Слово и предложение. Составление предложений.

3

7

Знакомство с понятием текст.

1

8

Составление текста.

1

9

Составление текста с опорой на рисунке

1

10-11

Составление текста рассказа по серии сюжетных картинок

2

12-13

Речевые и неречевые звуки.

2

14

Речевые и неречевые звуки.  Составление текста с введением диалога действующих лиц.

1

15

Гласные звуки.

1

16

Гласные звуки. Деление слова на слоги.

1

17-18

Ударение.

2

19

Деление слова на слоги. Ударение.

1

20-21

Согласные звуки.

2

22-23

Согласные звуки. Твердые и мягкие.

2

24-25

Согласные звуки. Глухие и звонкие.

2

26-28

Повторение

Итого:

3

28

Циклограмма

работы с родителями будущих первоклассников.

Формы работы:

  1. дни открытых дверей;
  2. консультации;
  3. устный журнал для родителей;
  4. педагогический лекторий для родителей.

Тематика:

  1. Родитель – это профессия.
  2. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
  3. Здоровый ребенок – хороший ученик.
  4. Советы практического психолога.
  5. Как ребенку помочь стать самостоятельным.
  6. Как на самом деле любить детей.
  7. Физическая подготовленность ребенка к школе.
  8. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  9. Социально  - личностное развитие будущего первоклассника.
  10.  Первые дни ребенка в школе.
  11.  Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.

БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.

Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа будущих первоклассников " Новая ступенька к знаниям"

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников....

Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"

Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...

Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"

Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...

Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"

Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...

Занятие для будущих первоклассников "По ступенькам к школе"

Материал разработан для проведения открытого занятия с будущими первоклассниками.На занятии ребята в игровой форме знакомятся с правилами школьной жизни, упражняются в звуко-буквенном анализе слов, со...

Программа подготовки будущих первоклассников. Математические ступеньки -2019

Пояснительная записка      Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным п...