Программа будущих первоклассников " Новая ступенька к знаниям"
рабочая программа по теме
Рабочая программа будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_budushih_pervoklassnikov.novaya.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением отдельных предметов»
Введено в действие Рассмотрено на заседании приказом директора методического объединения от___________№___ учителей начальных классов __________ Ш.Ф.Шеймарданов Протокол от ________ № ___
Утверждено на заседании педагогического совета школы Протокол от________ № ___
Рабочая программа
предшкольной подготовки
будущих первоклассников
« Новая ступенька к знаниям.»
Автор - составитель:
С.А. Фролова,
учитель начальных классов
I квалификационной категории.
2011 год
Пояснительная записка.
Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка:
положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;
создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Задачи подготовительного курса:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- Помочь детям вжиться в позицию школьника;
Формирование и развитие у ребенка
- необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
- познавательных способностей;
- образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
- умений общаться со сверстниками и взрослыми;
- необходимого уровня монологической и диалогической речи;
- целостных представлений о мире.
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Комплексный подход при разработке занятий
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Наглядность.
Режим проведения занятий:
занятия по 30 минут.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа
- способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
- воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
- обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
- укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
- развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
- окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
- мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).
Программа рассчитана на 56 часов.
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия.
К концу курса учащиеся должны знать:
- изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
- числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
- название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.
Должны уметь:
- конструировать изученные буквы
- правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
- правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.
Содержание программы
Блоки программы. | Основные содержательные линии. |
1. Развитие речи | Понятия об устной и письменной речи. Предложение и слово. Звуки и буквы. Подготовительные упражнения для развития глазомера. Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров. Письмо элементов букв. Развитие речевых навыков. Пересказ знакомой сказки. Составление рассказа по картинке. Разгадывание загадок. Учимся слушать. Учимся рассуждать. |
2. Математика | Различение предметов по размеру и форме. Пространственные представления. Временные представления. Сравнение групп предметов. Решение простых задач с опорой на предметы. Уточнение представлений о геометрических фигурах Счет предметов. Учимся считать. Игра «Где чей домик?» Игра «И я тоже». Игра «Что лишнее?» |
3. Диагностика. | Определение школьной зрелости. Исследование произвольной сферы. Индивидуальная диагностика. Диагностика тревожности. |
Тематическое планирование по курсу “Математика и логика”
№ занятия | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. | 1 |
2 | Много и мало. | 1 |
3 | Один и много | 1 |
4 | Большой и маленький | 1 |
5 | Высокий и низкий | 1 |
6 | Вверху и внизу | 1 |
7 | Толстый и тонкий | 1 |
8 -9 | Длинный и короткий | 2 |
10 | Широкий и узкий | 1 |
11-13 | Геометрические фигуры | 3 |
14-16 | Налево и направо | 3 |
17 | Часть и целое | 1 |
18 | От 0 до 10. 1 | 1 |
19 | От 0 до 10. 2 | 1 |
20 | От 0 до 10. 3 | 1 |
21 | От 0 до 10. 4 | 1 |
22 | От 0 до 10. 5 | 1 |
23 | От 0 до 10. 6 | 1 |
24 | От 0 до 10. 7 | 1 |
25 | От 0 до 10. 8 | 1 |
26 | От 0 до 10. 9 | 1 |
27-28 | От 0 до 10. 10 Повторение Итого: | 2 28 |
Тематическое планирование по курсу
“Обучение грамоте и развитие речи»
№ занятия | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Слово. | 1 |
2 | Слово. Слова-названия. | 1 |
3 | Знакомство с предложением. | 1 |
4-6 | Слово и предложение. Составление предложений. | 3 |
7 | Знакомство с понятием текст. | 1 |
8 | Составление текста. | 1 |
9 | Составление текста с опорой на рисунке | 1 |
10-11 | Составление текста рассказа по серии сюжетных картинок | 2 |
12-13 | Речевые и неречевые звуки. | 2 |
14 | Речевые и неречевые звуки. Составление текста с введением диалога действующих лиц. | 1 |
15 | Гласные звуки. | 1 |
16 | Гласные звуки. Деление слова на слоги. | 1 |
17-18 | Ударение. | 2 |
19 | Деление слова на слоги. Ударение. | 1 |
20-21 | Согласные звуки. | 2 |
22-23 | Согласные звуки. Твердые и мягкие. | 2 |
24-25 | Согласные звуки. Глухие и звонкие. | 2 |
26-28 | Повторение Итого: | 3 28 |
Циклограмма
работы с родителями будущих первоклассников.
Формы работы:
- дни открытых дверей;
- консультации;
- устный журнал для родителей;
- педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
- Родитель – это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок – хороший ученик.
- Советы практического психолога.
- Как ребенку помочь стать самостоятельным.
- Как на самом деле любить детей.
- Физическая подготовленность ребенка к школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе.
- Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа будущих первоклассников " Новая ступенька к знаниям"
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников....
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Программа обучения для будущих первоклассников "Новая социальная роль-первоклассник"
Подготовка к обучению детей в 1классе...
Занятие для будущих первоклассников "По ступенькам к школе"
Материал разработан для проведения открытого занятия с будущими первоклассниками.На занятии ребята в игровой форме знакомятся с правилами школьной жизни, упражняются в звуко-буквенном анализе слов, со...
Программа подготовки будущих первоклассников. Математические ступеньки -2019
Пояснительная записка Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным п...