Итоговый урок по ОРК и СЭ по теме: "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Итоговый урок по ОРК и СЭ
Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение к общечеловеческим ценностям, как условию духовно-нравственного развития ребёнка, уважение к людям различных религиозных конфессий, сохранение здоровьесберегающей среды на уроке.
Задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе; развивать речевую активность, память, познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_orkse.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение к общечеловеческим ценностям, как условию духовно-нравственного развития ребёнка, уважение к людям различных религиозных конфессий, сохранение здоровьесберегающей среды на уроке.
Задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе; развивать речевую активность, память, познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, учебники по курсу ОРКСЭ, фотоаппарат, магнитофон.
Оформление:
1. Детские рисунки на тему: «Моя Россия»
2. Презентации и проекты детей по выбранным темам.
3. Запись «Государственного гимна РФ», запись песен: «С чего начинается Родина» (М.Л.Матусовского), «Дорога добра» (слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова).
4.Стихотворение «Моё Ставрополье» В. Э. Слядневой.
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | (Слайд 1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. 1. Создание психологического настроя на урок. 2. Чтение трёхстишия учителем. | - Какое за окном время года? - Покажите, что идёт дождь. - Покажите, как кружатся и опадают листья. -А теперь покажите, что вам холодно, и вы замёрзли. - А теперь отогрелись и расслаби лись. Молодцы! - Какое у Вас настроение? С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на нашем уроке. Мы начинаем наш урок И пусть сегодня Он пойдёт нам впрок. | Осень. (Слайд 2) Дети хлопают себя по бокам. (Слайд 3) (Слайд 4) Дети показывают. (Слайд 5) (Слайд 6) Дети выбирают и показывают человечков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. | Среди прекраснейших степей, где хлебные поля Есть славный Ставропольский край. Здесь Родина моя… Здравствуйте, дорогие дети, гости. Вот и закончился наш новый курс по ОРКСЭ. Все мы с вами живём в Ставропольском крае единой многонациональной семье. Многие из вас родились на этой земле и по праву считают Ставрополье своей Родиной. | Дети смотрят и слушают. (Слайд 7) (Слайд 8) (Слайд 9) Ученица читает отрывок из стихотворения «Моё Ставрополье»: Прохладные речки, сады к себе вновь зазывают, Меня отовсюду, к родному крыльцу торопя! Моё Ставрополье, нигде тебя не забывают, поскольку никак невозможно забыть мне тебя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка проблемы. | Сегодняшнюю встречу, мы не зря начали со стихотворения «Моё Ставрополье». - Как вы думаете, в чём идея этого стихотворения? | Дети выдвигают гипотезы по решению проблемы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Поиск решения проблемы. | - А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать с помощью игры «Кто быстрее?» Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, и вы получите фамилию поэтессы. | Игра «Кто быстрее?» (Слайд 10)
Дети выполняют задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Решение проблемной ситуации. 1). Выступление детей. 2). Чтение стихотворения учителем. | На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о мире, о дружбе, о толерантности. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, поэтому важно научиться уважать как культурные ценности своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан сказал: «Те, кто пытается настроить народы против друг друга не дождутся того, чтобы были развязаны конфликты на религиозной основе…». Нам нужен мир на голубой планете, | (Слайд 11) На середину класса выходят пять учеников разных национальностей. Дети называют свои имена и национальность. Ученик 1: Наша Родина – Россия. Ученик 2: Мы живём дружно. Ученик 3: Мы терпимы друг к другу. Ученик 4: И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми. Ученик 5: А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны. (Слайд 12) Дети слушают и смотрят. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. | Знаете ли вы пословицы о добре и дружбе? Приведите примеры. Прочитайте на доске слова Аристотеля о дружбе. Значит, важно для каждого человека уметь дружить, независимо от его национальности и вероисповедания? | Ответы детей: (Слайд 13) «Друг познается в беде», «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Добрые дела красят человека», «Жизнь дана на добрые дела», «Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит», «Доброе сердце лучше богатства», «Не ищи красоты – ищи доброты» и т.д. (Слайд 14) Ученик читает: «Дружба – самое необходимое для жизни, так, как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Да. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Закрепление изученного. | - Доброта и дружба – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели. - Вспомните, как называется сказка о волшебном цветке? - Кому и как помогла девочка в этой сказке? - А на чтобы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей) - Ребята, как вы думаете, легко ли быть по настоящему добрым? - Действительно, научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелёгкий. На этом пути вас могут ожидать взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. | Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик». Дети отвечают. Дети отвечают. Нет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Групповая работа. | Давайте составим с вами правила дружбы, которые необходимы нам для мирного сосуществования. - Назовите их. | Каждой группе детей раздаются заготовки, на которых они записывают правила дружбы. (Слайд 15) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 . Коллективная работа. | - И так, мы видим с вами, что доброта и дружба – это сумма многих и многих слагаемых. Прикрепите свои Цветы дружбы на доску. - Какой хороший у нас получился букет! В нём расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность. - Мы этот праздничный букет составили вместе. Нас много, мы дети разных национальностей. Но мы должны жить в мире, дружбе и согласии. - А какой праздник мы будем отмечать 4 ноября? -А что это за праздник? Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга. Я хочу сегодня поздравить вас с наступлением этого великого праздника, и желаю благоденствия, благополучия, здоровья, терпимости и процветания каждой семье. | Представители от каждой группы выходят к доске, и прикрепляет свой лепесток к сердцевине, на которой написано правила дружбы. (Звучит песня «Дорога добра» слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова). День народного единства. (Слайд 16) Ученик 1: 4 ноября - это день единства всех российских народов Ученик 2: 4 ноября - это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила. (Слайд 17) Ученик 3: 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября Ученик 4: 4 ноября - это день реальных дел, а не сомнительных маршей Дети слушают. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Музыкальная физминутка для глаз «Цветик-Семицветик» | Звучит музыка. | (Слайд 18 – 31) Учащиеся следят глазами за тем, что показывается на доске. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия - «Ресурсный круг» | Так, давайте же, встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь передадим тепло и доброту наших сердец друг другу и подведём итог нашего занятия. | (Слайд 32) Мне понравилось… Я узнал… Меня удивило… Мне кажется… Я надеюсь… Я стал… Я уверен… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X. Итог урока. | Надеемся, что сегодняшний урок поможет вам стать более дружными и добрыми. – Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание. - Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч! | Дети слушают. (Слайд 33) |
1. Учебник «Основы православной культуры 4- 5 класс», автор
А.В.Кураев, Москва, «Просвещение», 2010 год
2. Журналы «Начальная школа», Издательский дом «Первое сентября»,
2008 – 2009 гг.
3. Журналы «Педсовет», 2009 год.
4. «В содружестве с родителями», сборник – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров» (Занковское пространство, выпуск №2), под редакцией С.Г.Яковлевой, , 2008 год.
5. Физминутка «Цветик – семицветик», автор Л.Г. Масько, учитель начальных классов, г. Мончегорск, Мурманская область.
6. Интернет – ресурсы: анимации, картинки, фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке».
Статья на тему "Диалог - одна из форм сотрудничества на уроке"...
«Планета знаний – территория мира и согласия»
В процессе обучения и воспитания детей необходимо не обойти вниманием такой важный момент, как организация досуга детей. Мой проект начался с сентябрьской встречи детей первого класса, где они рассказ...
Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"
Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....
Конспект классного часа Толерантность - путь к миру и согласию.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путем....
Конспект урока окружающий мир по теме "Охрана природы в культуре народов России и мира. Как сохранить богатства природы"
Конспект для 3 класс, УМК "Перспектива"...
«Открытка Голубь- символ мира, дружбы, согласия»
Сегодня мы с вами сделаем открытку «Голубь- символ мира, дружбы, согласия.» Летите, голуби летите,Для вас нигде преграды нет!Зовите голуби, зовитеК труду и мире на земле! Голубь ...
Урок русского языка 1 класс по теме "Диалог"
Конспект урока русского языка 1 класс по теме "Диалог".Цели и задачи урока.Образовательная: формировать первичное представление о том, что такое диалог и правилах его оформления на письме.Ра...