Итоговый урок по ОРК и СЭ по теме: "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Итоговый урок по ОРК и СЭ

Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение к общечеловеческим ценностям, как условию духовно-нравственного развития ребёнка, уважение к людям различных религиозных конфессий, сохранение здоровьесберегающей среды на уроке.

Задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе; развивать речевую активность, память, познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_po_orkse.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Диалог культур во  имя  гражданского мира и согласия».

Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение к общечеловеческим ценностям, как условию духовно-нравственного развития ребёнка, уважение к людям различных религиозных конфессий, сохранение здоровьесберегающей среды на уроке.

Задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе; развивать речевую активность, память, познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, учебники по курсу ОРКСЭ, фотоаппарат, магнитофон.

Оформление:

1. Детские рисунки на тему: «Моя Россия»

2. Презентации и проекты детей по выбранным темам.

3. Запись «Государственного гимна  РФ», запись песен: «С чего начинается Родина» (М.Л.Матусовского), «Дорога добра» (слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова).

 4.Стихотворение «Моё Ставрополье» В. Э. Слядневой.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Тема урока

(Слайд 1)

I. Организационный момент.

1. Создание психологического  настроя на урок.           

2. Чтение трёхстишия учителем.                                  

- Какое за окном время года?

- Покажите, что идёт дождь.

- Покажите, как кружатся и опадают листья.

-А теперь покажите, что вам холодно, и вы замёрзли.

- А теперь отогрелись и расслаби лись.

Молодцы!

- Какое у Вас настроение?

С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на нашем  уроке.

Мы начинаем наш урок

И пусть сегодня

Он пойдёт нам впрок.

Осень.         (Слайд 2)

Дети хлопают себя по бокам.

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Дети показывают.

 (Слайд 5)

(Слайд 6)

Дети  выбирают и показывают человечков.

II. Актуализация знаний.

Среди прекраснейших степей, где хлебные поля

Есть славный Ставропольский край. Здесь Родина моя…

Здравствуйте, дорогие дети, гости.

Вот и закончился наш новый  курс по ОРКСЭ.

Все мы с вами живём в Ставропольском крае единой многонациональной семье. Многие из вас родились на этой земле и по праву считают Ставрополье своей Родиной.

Дети смотрят и слушают.

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

Ученица читает отрывок из стихотворения «Моё  Ставрополье»:

Прохладные речки, сады к себе вновь зазывают,

Меня отовсюду, к родному крыльцу торопя!

Моё Ставрополье, нигде тебя не забывают, поскольку никак невозможно забыть мне тебя.

III. Постановка проблемы.

Сегодняшнюю встречу, мы не зря начали со стихотворения «Моё Ставрополье».

- Как вы думаете, в чём идея этого стихотворения?

Дети выдвигают гипотезы по решению проблемы.

IV. Поиск решения проблемы.

- А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать с помощью игры «Кто быстрее?» Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, и вы получите фамилию поэтессы.  

Игра «Кто быстрее?»

 (Слайд 10)

Б

С

О

И

К

З

Г

Ж

Л

У

Р

Т

Я

Ф

М

П

Э

О

Р

И

Т

Д

У

Ф

П

Н

Э

Г

Е

М

З

К

В

Ж

Б

А

Дети выполняют задание.

V. Решение проблемной ситуации.

1). Выступление детей.

2). Чтение стихотворения учителем.

На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о мире, о дружбе, о толерантности.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, поэтому важно научиться уважать как культурные ценности своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан сказал:

 «Те, кто пытается настроить народы против друг друга не дождутся  того, чтобы были развязаны конфликты на религиозной основе…».  

Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

(Слайд 11)

На середину класса выходят пять учеников разных национальностей.

Дети называют свои имена и национальность.

Ученик 1: Наша Родина – Россия.

Ученик 2: Мы живём дружно.

Ученик 3: Мы терпимы друг к другу.

Ученик 4: И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми.

Ученик 5: А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.

(Слайд 12)

Дети слушают и смотрят.

VI. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Знаете ли вы пословицы о добре и дружбе? Приведите примеры.

Прочитайте на доске слова Аристотеля о дружбе.

Значит, важно для каждого человека уметь дружить, независимо от его национальности и вероисповедания?

Ответы детей: (Слайд 13)

«Друг познается в беде»,

«Старый друг лучше новых двух»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Добрые дела красят человека»,

«Жизнь дана на добрые дела»,

«Доброе слово дом построит, злое слово дом  разрушит»,

«Доброе сердце лучше богатства»,

«Не ищи красоты – ищи доброты» и т.д.

(Слайд 14)

Ученик читает: «Дружба – самое необходимое для жизни, так, как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Да.

VII. Закрепление изученного.

- Доброта  и дружба – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели.

- Вспомните, как называется сказка о волшебном цветке?

- Кому и как помогла девочка в этой сказке?

- А на чтобы вы потратили лепестки волшебного цветка?

(Учитель выслушивает ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по настоящему добрым?

- Действительно, научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелёгкий. На этом пути вас могут ожидать взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования зла и добра.

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик».

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Нет.

1. Групповая работа.

Давайте составим с вами правила дружбы, которые необходимы нам для мирного сосуществования.

- Назовите их.

Каждой группе детей раздаются заготовки, на которых они записывают   правила дружбы.

(Слайд 15)

2 . Коллективная работа.

- И так, мы видим с вами, что доброта и дружба – это сумма многих и многих слагаемых.  

Прикрепите свои Цветы дружбы

на доску.

- Какой хороший у нас получился букет! В нём расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.

- Мы этот праздничный букет составили вместе. Нас много, мы дети разных национальностей. Но мы должны жить в мире, дружбе и согласии.

- А какой праздник мы будем отмечать 4 ноября?

-А что это за праздник?

Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.

Я хочу сегодня поздравить вас с наступлением этого великого праздника, и желаю благоденствия, благополучия, здоровья, терпимости и процветания каждой семье.

Представители от каждой группы выходят к доске, и прикрепляет свой лепесток к сердцевине, на которой написано правила дружбы.

(Звучит песня  «Дорога добра» слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова).

День народного единства.

(Слайд 16)

Ученик 1: 4 ноября - это день

единства всех российских народов

Ученик 2: 4 ноября - это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

(Слайд 17)

Ученик 3: 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября

Ученик 4: 4 ноября - это день реальных дел, а не  сомнительных маршей

Дети слушают.

VIII. Музыкальная физминутка для глаз «Цветик-Семицветик»

Звучит музыка.

(Слайд 18 – 31)

Учащиеся следят глазами за тем, что показывается на доске.

IX. Рефлексия -  

«Ресурсный круг»

Так, давайте же, встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь передадим тепло и доброту наших сердец друг другу  и подведём итог нашего занятия.

(Слайд 32)

Мне понравилось…

Я узнал…

Меня удивило…

Мне кажется…

Я надеюсь…

Я стал…

Я уверен…

X. Итог урока.

Надеемся, что сегодняшний урок поможет вам стать более дружными и добрыми.

– Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.

- Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!

Дети слушают.

(Слайд 33)

1. Учебник «Основы православной культуры 4- 5 класс», автор  

    А.В.Кураев, Москва, «Просвещение», 2010 год

2. Журналы «Начальная школа», Издательский дом «Первое сентября»,  

    2008 – 2009 гг.

3. Журналы «Педсовет», 2009 год.

4. «В содружестве с родителями», сборник – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров» (Занковское пространство, выпуск №2), под редакцией С.Г.Яковлевой, , 2008 год.

5. Физминутка «Цветик – семицветик», автор Л.Г. Масько, учитель начальных классов, г.  Мончегорск, Мурманская область.

6. Интернет – ресурсы: анимации, картинки, фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке».

Статья на тему "Диалог - одна из форм сотрудничества на уроке"...

«Планета знаний – территория мира и согласия»

В процессе обучения и воспитания детей необходимо не обойти вниманием такой важный момент, как организация досуга детей. Мой проект начался с сентябрьской встречи детей первого класса, где они рассказ...

Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"

Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....

Конспект классного часа Толерантность - путь к миру и согласию.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путем....

«Открытка Голубь- символ мира, дружбы, согласия»

Сегодня мы с вами сделаем открытку «Голубь- символ мира, дружбы, согласия.» Летите, голуби летите,Для вас нигде преграды нет!Зовите голуби, зовитеК труду и мире на земле! Голубь ...

Урок русского языка 1 класс по теме "Диалог"

Конспект урока русского языка 1 класс по теме "Диалог".Цели и задачи урока.Образовательная: формировать первичное представление о том, что такое диалог и правилах его оформления на письме.Ра...