Программа дополнительного образования "Уроки здоровья"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Программа рассчитана на учащихся начальных классов ( с планом реализации на 4 года). Основные направления - здоровьесбережение, гигиена, правильное питание, психическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._uroki_zdorovya.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
Кирсановского района Тамбовской области
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического
объединения учителей начальных
классов МОУ Уваровщинской сош
Протокол № ___ от ___________
Председатель М О____________
« Уроки здоровья»
(Образовательная программа дополнительного
образования для детей младшего школьного возраста.
Срок реализации программы - 4 года)
Составитель:
Аникина Зинаида Николаевна,
учитель начальных классов.
Кирсановский район
2010 год
Краткая информационная справка
Сведения о составителе:
Аникина Зинаида Николаевна - учитель начальных классов МОУ Уваровщинской сош Кирсановского района Тамбовской области
Информация о программе:
В основу программы были положены разработки занятий по валеологии для учащихся младших классов Обуховой Л.А. и Лемяскиной Н.А.
Тип программы: модифицированная
Направление деятельности: социально-педагогическая и спортивно-оздоровительная
Уровень освоения: долгосрочная
Возрастной диапазон: младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)
Контактный телефон: (8 47537) 3 24 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.
Актуальность программы.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ:
- организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;
- формировать двигательный режим школьников, который обеспечит активный отдых и удовлетворит естественную потребность в движениях;
- воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
- формировать коллектив.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА:
- укрепление здоровья школьников, формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
- социальное формирование личности с учётом её фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;
- корректировку и развитие психических свойств личности детей.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА.
Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.
Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.
На занятиях используются различные методы и приемы обучения:
Методы | Приемы |
Объяснительно-иллюстративные | Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия |
Репродуктивные | Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом |
Эвристические | Творческое задание |
Оценка результатов деятельности.
На самих занятиях используются словесные одобрения. На поставлены вопросы дети могут давать любые ответы, без страха включаться в обсуждение разных вопросов, учиться отстаивать свое мнение и прислушиваться к другим.
В конце каждого года обучения проводятся обобщающие уроки, на которых в игровой и непринужденной форме проверяются знания, умения и навыки учащихся по программе. Родители на собраниях отвечают на вопросы анкет, где отмечают положительные или отрицательные изменения у детей в отношении к своему здоровья, в соблюдении норм гигиены, в проявлении эмоционально-волевых качеств характера.
Несомненно, лучшим показателем результативности данной программы следует считать снижение уровня заболеваемости учащихся в течение всего периода обучения. На основании данных о количестве и продолжительности заболеваний за учебный год составляются сравнительная таблица.
Год обучения | Количество учащихся в группе | Число заболеваний | % |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Школьным психологом также ежегодно исследуются уровень воспитанности обучающихся и эмоционально-волевая сфера детей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на четыре года для учащихся 1 – 4 классов.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 12 – 16 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу. В год – 72 часа.
Основным условием приёма является желание учеников.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1.Дружи с водой. | 4 | 1 | 3 |
2.Забота о глазах. | 2 | 1 | 1 |
3.Уход за ушами. | 2 | 1 | 1 |
4.Уход за зубами. | 4 | 1 | 3 |
5.Уход за руками и ногами | 3 | 1 | 2 |
6. Забота о коже. | 6 | 2 | 4 |
7.Как следует питаться. | 6 | 2 | 4 |
8. Как сделать сон полезным. | 3 | 2 | 1 |
9.Настроение в школе. | 3 | 1 | 2 |
10. Настроение после школы. | 2 | 1 | 1 |
11. Поведение в школе. | 3 | 2 | 1 |
12. Вредные привычки. | 3 | 1 | 2 |
13. Мышцы, кости и суставы. | 4 | 1 | 3 |
14. Как закаляться. Обтирание и обливание. | 3 | 1 | 2 |
15. И снова о гигиене | 3 | 1 | 2 |
16. О пользе витаминов | 4 | 1 | 3 |
17. Как правильно вести себя на воде. | 3 | 1 | 2 |
18. Наша безопасность | 4 | 1 | 3 |
19. Народные подвижные игры. | 6 | 1 | 5 |
20. Хорошие манеры. | 3 | 2 | 1 |
21. Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов. Практические занятия Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского. |
2.Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению. Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза» |
3. Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха. Практические занятия Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет» |
4. Уход за зубами. Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой. Практические занятия Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов». Оздоровительная минутка. |
5. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями. Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час. Конкурс знатоков пословиц и поговорок. |
6. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов. |
7.Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу! Практические занятия Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Игра «Что разрушает здоровье». Упражнения «Деревце», «Гора». |
8. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна. Практические занятия Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать» |
9.Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Практические занятия Динамический час Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе». |
10. Настроение после школы. Беседа с активным слушанием «Как создать хорошее настроение». Практические занятия Анкетирование «Любишь – не любишь» Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». |
11. Поведение в школе. Правила поведения в школе «Я – ученик» Практические занятия Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой». |
12. Вредные привычки. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические занятия Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций. 13. Мышцы, кости и суставы. Беседа по теме «Осанка – стройная спина!». Правила для поддержания правильной осанки. Практические занятия Упражнения с мышцами. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Динамический час. 14.Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека. Практические занятия Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит» 15. И снова о гигиене. Анализ «Вредных советов» Г. Остера и «Очень правдивой истории» Л. Яхнина. Практические занятия Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!» 16. О пользе витаминов. Беседа «Что я знаю про витамины». Просмотр видеофильма по теме. Практические занятия Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше?» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» 17. Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. Как научиться плавать (советы) Практические занятия Подвижные игры «Море волнуется», «Гуси-лебеди», «Совушка» 18. Наша безопасность. Беседа «Очень подозрительный тип». Основные правила личной безопасности. Практические занятия Практикум «Один дома», «Встреча на улице». 19. Народные подвижные игры. Просмотр слайдов и лекция о народных подвижных играх. Практические занятия Разучивание игр «Городки», «Салки», «Русская лапта» 20.Хорошие манеры. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Практические занятия Практикум «Азбука вежливости». Анкетирование « Я и Мы» 21. Итоговое занятие. Утренник «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» |
Предполагаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- основные правила гигиены;
- правила рационального питания;
- основы организации труда и отдыха;
- способы управления своим поведением;
- меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
- о пользе витаминов.
уметь:
- применять на практике правила ухода за своим телом;
- рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
- уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;
- применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде.
Учебно-тематический план 2 года обучения
ТЕМА | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Почему мы болеем. | 6 | 2 | 4 |
2. Кто и как предохраняет нас от болезней? | 4 | 1 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 4 | 1 | 3 |
| 4 | 1 | 3 |
| 4 | 2 | 2 |
| 3 | 1 | 2 |
| 5 | 1 | 4 |
| 3 | 1 | 2 |
| 3 | 1 | 2 |
электрическим током. | 2 | 1 | 1 |
| 3 | 1 | 2 |
| 3 | 1 | 2 |
| 2 | 1 | 1 |
| 4 | 2 | 2 |
| 2 | 1 | 1 |
| 3 | 1 | 2 |
| 3 | 1 | 2 |
| 7 | 3 | 4 |
20. Итоговые занятия | 2 | 2 | |
Итого: | 72 ч | 25 | 47 |
Содержание программы
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Причина болезни. Признаки болезни. Практические занятия Тест «Твое здоровье». Игра-соревнование «Кто больше?». Практикум «Как помочь больному» |
2. Что и как предохраняет нас от болезней? Как организм помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни. Режим дня. Практические занятия Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки. Оздоровительная минутка. |
3. Кто нас лечит. Какие врачи нас лечат. Встреча с врачом-педиатром. Практические занятия Динамический час. Валеологический самоанализ. |
4. Прививки от болезней. Инфекционные болезни. О прививках. Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Анализ стихотворения С. Михалкова «Прививка». Игра «Полезно-вредно» |
5. Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем? Домашняя аптечка. Практические занятия Игра «Валеологический светофор». Практикум «В аптеке» |
Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Практические занятия Игра-соревнование «Кто ответит правильно?». Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная минутка |
Признаки пищевого отравления. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Практические занятия Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» Практическая работа: измерение частоты пульса. |
Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Практические занятия Игра «Валеологический светофор». Практикум «Пешеходный переход». Игра «Да и нет». |
Вода – наш друг. Правила купания в открытой воде. Практические занятия Динамический час. Викторина «Водоемы нашей местности» |
Чтобы огонь не причинил вреда. Правила поведения при пожаре. Практические занятия Практическая работа «Эвакуация при пожаре в школе». Командная игра «Пожарная каска» |
Чем опасен электрический ток? Правила обращения с бытовыми электроприборами. Практические занятия Первая помощь пострадавшему. Игра «Валеологический светофор» |
Как уберечься от порезов, ушибов, ссадин. Как оказать первую помощь. Практические занятия Практикум по теме. Динамический час. |
Что мы знаем о собаках и кошках? Первая помощь при укусах кошек и собак. Правила обращения с животными. Практические занятия Анкетирование «Четвероногий друг». Практикум «Помоги себе сам» |
Укус змеи и первая помощь. Практические занятия Игра «Самый внимательный» |
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Практические занятия Игра «Полезно - вредно». Динамический час. |
Как помочь себе при тепловом ударе. Если ты обжегся или обморозился. Практические занятия Игра «Валеологический светофор». Практикум «Помоги себе сам» |
Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Практические занятия Наложение холодного компресса. Наложение шины. Бинтование раны. |
Если в глаз, ухо или нос попал посторонний предмет. Практические занятия Практикум по теме. Оздоровительная минутка. |
Неизлечимые болезни века. Как вырасти здоровым. Практические занятия Динамический час. Тест «Оцени себя сам» |
20. Итоговое занятие Анкетирование « Кто мы есть?» Игра «Валеологический светофор»
|
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- основные причины и признаки распространенных детских болезней;
- названия специальностей некоторых врачей, направления их работы;
- значение прививок, лекарственных средств;
- как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
- как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе,
травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
- меры предосторожности при общении с животными.
уметь:
- оказывать первую помощь в случае обморожения, теплового удара,
травмы, ушиба или пореза, попадания инородных тел в глаз, ухо, нос;
- применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.
Учебно-тематический план 3 года обучения
ТЕМА | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | |
1.Чего не надо бояться. | 2 | 1 | 1 |
2.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | 4 | 1 | 3 |
3.Почему мы говорим неправду. | 4 | 1 | 3 |
4. Почему мы не слушаемся родителей. | 4 | 1 | 3 |
5.Надо уметь сдерживать себя. | 4 | 2 | 2 |
6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | 3 | 1 | 2 |
7. Как относиться к подаркам? | 4 | 1 | 3 |
8. Как следует относиться к наказаниям | 2 | 1 | 1 |
9. Как нужно одеваться | 3 | 1 | 2 |
10. Как вести себя с незнакомыми людьми. | 3 | 1 | 2 |
11.Как вести себя, если что-то болит. | 2 | 1 | 1 |
12. Как вести себя за столом. | 4 | 2 | 2 |
13. Как вести себя в гостях. | 4 | 2 | 2 |
14. Как вести себя в общественных местах. | 4 | 1 | 3 |
15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. | 4 | 1 | 3 |
16.Что делать, если не хочется в школу? | 3 | 1 | 2 |
17. Чем заняться после школы. | 3 | 1 | 2 |
18. Как выбирать друзей. | 4 | 2 | 2 |
19. Как помочь родителям. | 3 | 1 | 2 |
20. Как помочь больным и беспомощным? | 4 | 1 | 3 |
21. Итоговое занятие. | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО: | 72 ч | 25 | 47 |
Содержание программы
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Чего мы боимся. Практические занятия Анализ стихотворения Э. Успенского «Академик Иванов». Практическое занятие: «Нарисуй свой страх» |
2.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Беседа с активным слушанием «Спеши делать добро». Практические занятия Игра «Почему это произошло?». Лексическая работа с пословицами о добре и зле. Иллюстрирование пословиц. |
3.Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман? «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Практические занятия Практическая работа со словарем С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. Анализ ситуации (рассказ Л. Толстого «Косточка»). Оздоровительная минутка. |
4. Почему мы не слушаемся родителей. Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Практические занятия Встреча с психологом. Анализ рассказа М. Горького «Воробьишко». Игра «Пожелания себе» |
5.Надо уметь сдерживать себя. Твои желания. Как воспитать в себе сдержанность. Практические занятия Интерпретация пословиц и крылатых выражений. Чтение по ролям стихотворения А. Барто «Девочка-ревушка». Динамический час. Практикум по теме ««Не хочу» и «Нужно» |
6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек. Практические занятия Игра «Давай поговорим». Игра «Доскажи словечко». Командная игра «Придумай загадку» |
7. Как относиться к подаркам? Как принимать подарки. Как дарить подарки. Практические занятия Игра «Закончи предложение». Анализ и разыгрывание ситуаций по теме. Игра «Выбери ответ» |
8. Как следует относиться к наказаниям Наказание – как средство воспитания. Практические занятия Анализ ситуации (Стихотворение Э. Мошковской «В обиде») Динамический час. |
9. Как нужно одеваться Твоя одежда. Практические занятия Игры «Кто больше», «Правильный ответ», «Закончи фразу». Оздоровительная минутка. |
10. Как вести себя с незнакомыми людьми. Правила поведения с незнакомыми людьми. Азбука личной безопасности. Практические занятия Практикум по теме (проигрывание ситуаций). Викторина «Герои сказок» |
11.Как вести себя, если что-то болит. Что такое боль. Практические занятия Кроссворд по теме. Игра «Закончи фразу» |
12. Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Практические занятия Практическая работа: сервировка стола. Кроссворд «Аппетит». Практикум по теме «Обед». |
13. Как вести себя в гостях. Ты идешь в гости. «Вредные советы» Г. Остера. Практические занятия Игры «Закончи предложение», «Гости на пороге». Динамический час. |
14. Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе. Практические занятия Игра «Выбери правильный ответ». Практикум «Мы - пассажиры» |
15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Умеем ли мы вежливо общаться и разговаривать по телефону? Практические занятия Игры «Комплимент», «Телефон». Динамический час. |
16.Что делать, если не хочется в школу? Беседа с активным слушанием «Помоги себе сам». Практические занятия Игра «Закончи предложение». Конкурс рисунков на асфальте «Школа моей мечты». |
17. Чем заняться после школы. Как организовать свой досуг. Практические занятия Стихотворный монтаж. «О свободном времени». Игра «Давай поговорим». Динамический час. |
18. Как выбирать друзей. Беседы с активным слушанием «Что такое настоящая дружба?», «Как выбирать друзей» Практические занятия Игры «Хочу быть…», «Продолжи предложение», «Любит – не любит». Оздоровительная минутка «Солнышко». |
19. Как помочь родителям. Как доставить родителям радость. Практические занятия Игры «Если бы я был взрослым…», «Комплимент» |
20. Как помочь больным и беспомощным? Если кому-то нужна твоя помощь. Спешите делать добро. Практические занятия Анализ стихотворения Е.Благининой «Наш дедушка». Ролевая игра «Правило доброты». Лексическая работа с пословицами и поговорками о добре. |
21.Итоговое занятие. Беседа по изученным темам (обобщение знаний) Практические занятия Урок- соревнование «Культура здорового образа жизни». Огонек «Путешествие в Страну Здоровья» |
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- понятие «вредные привычки» и методы борьбы с ними;
- как относиться к наказаниям;
- элементарные правила сервировки стола и поведения за столом;
- как дарить и принимать подарки;
- как воспитывать в себе уверенность, умение слушать и слышать других, умение вежливо общаться, оказывать помощь.
уметь:
- применять на практике методы борьбы с вредными привычками;
- дарить и принимать подарки;
- применять на практике правила поведения за столом;
- вежливо общаться со старшими и сверстниками, оказывать необходимую посильную помощь нуждающимся.
Учебно-тематический план 4 года обучения
ТЕМА | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | |
1. Наше здоровье. | 8 | 2 | 6 |
2. Как помочь сохранить себе здоровье. | 7 | 2 | 5 |
3. Что зависит от моего решения. | 4 | 1 | 3 |
4. Злой волшебник табак. | 5 | 1 | 4 |
5. Почему некоторые привычки называются вредными. | 10 | 3 | 7 |
6. Помоги себе сам. | 3 | 1 | 2 |
7. Злой волшебник алкоголь. | 6 | 2 | 4 |
8. Злой волшебник наркотик. | 4 | 1 | 3 |
9. Мы одна семья. | 6 | 1 | 5 |
10. Итоговые занятия | 19 | 9 | 10 |
Итого: | 72ч | 23 | 49 |
Содержание программы
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Наше здоровье. Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Практические занятия Измерение частоты пульса. Игры «Давай поговорим», «Продолжи предложение», «Твое имя», «Кто больше».Оздоровительная минутка. |
2. Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Практические занятия Тренинг безопасного поведения. Игры «Почему это произошло?», «Назови возможные последствия событий». Динамический час. |
3. Что зависит от моего решения. Я принимаю решение. Я отвечаю за свое решение. Практические занятия Упражнение «Зеркало». Анализ стихотворения «Что красивей всего?» Б.Заходера. Игры « Что я знаю о себе», «Теплые ладони», «Давай поговорим». |
4. Злой волшебник табак. Что мы знаем о курении. Практические занятия С.Михалков.«Как Медведь трубку нашел» (Инсценировка).Игры «Волшебный стул», «Да и Нет». Динамический час. |
5. Почему некоторые привычки называются вредными. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Я выбираю спорт! Практические занятия «Я умею выбирать» (тренинг безопасного поведения). Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?», «Зеркало и обезьяна», «Продолжи предложение». Упражнение «Дерево». |
6. Помоги себе сам. Беседа «Волевое поведение». Практические занятия Игры «Сокровища сердца», «Дерево решений».Динамический час. |
7. Злой волшебник алкоголь. Алкоголь – ошибка. Сделай свой выбор. Практические занятия Анализ басни С.Михалкова «Непьющий воробей». Игры «Выбери ответ», «Список проблем» |
8. Злой волшебник наркотик. Беседа «Наркотик – смерть». Практические занятия Мой выбор (тренинг безопасного поведения). Игры «Пирамида», «Дерево решений». Просмотр видеофильма об алкоголизме и наркомании. |
9. Мы одна семья. Мальчишки и девчонки. Моя семья. Практические занятия Игры «Противоположность», «Давай поговорим». Выставка рисунков «Наш класс», «Моя семья». Праздник «Мама, папа, я - спортивная семья». |
10. Итоговые занятия Умеем ли мы правильно питаться? Чистота и здоровье. Первая помощь при повреждениях кожи. Как нужно одеваться. Этикет. Поведение в школе. О вредных привычках. Дружба. Семья. Практические занятия «Откуда берутся грязнули?» (игра-путешествие). «День здоровья». Урок-КВН «Наше здоровье». Совместный поход с родителями. |
К концу 4 года обучения учащиеся должны
знать:
- значение понятий «здоровье», «эмоции», «чувства», «поступки»;
- как помочь себе сохранить здоровье;
- об опасности для организма в случае приема алкоголя, наркотиков или табакокурения;
- о пользе спорта для растущего организма.
уметь:
- принимать решения (в соответствии с возрастом) и отвечать за них;
- общаться в коллективе;
- применять на практике изученные правила гигиены;
- рационально распределять свое рабочее и свободное время;
- вести здоровый образ жизни.
Методическое обеспечение программы
Для работы необходимы:
Кабинет, столы, стулья, шкаф.
Наглядные пособия по темам, литература для обучающихся.
Костюмы и декорации для инсценировок.
Комплексы физических упражнений.
Телевизор.
Видеомагнитофон.
Компьютер.
Диски с видеоматериалом.
Портреты писателей и поэтов.
Интерактивная доска.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия;
- встречи со специалистами, беседы, лекции, викторины.
Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы» и др.), комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопленных знаний, умений и практического опыта.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки и динамические часы включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»).
Библиография.
Литература для учителя
- Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. Волгоград, 2005.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ., 1996.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение. СПб.,1997.
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.1995
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Волгоград, 2007
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно-методическое пособие. М., 2002.
- Николаева А. П.. Колесов Д.В.: Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
- Образовательные программы дополнительного образования. М., 2004.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М., 2004.
- Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 1995.
- Энциклопедия этикета. СПб., 1996.
Литература для обучающихся
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.1995
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
- Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 1995.
- Энциклопедия этикета. СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Школа докторов Здоровья"
Программа составленав соответствии с ФГОС. Составлена программа гтворческой группой: Ракитянская Е.Б., Пантелеева Т.И., Беркутова Г.И. , Однокозова Н.А....
Программа дополнительного образования "Здоровье"
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Программа дополнительног образования "Здоровье" расчитана на учеников 1- 2 класса п...
Программа дополнительного образования "Школа здоровья"
Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....
Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...
Программа дополнительного образования "Азбука Здоровья".
Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), ...
Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"
Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»
Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным ме...