Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»
рабочая программа (физкультура) по теме

Кизиляева Екатерина Юрьевна

 

Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции  "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным методистом. 

 

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка, основанное на формировании двигательной сферы и создании предпосылок для развития творческой активности детей.

 

Срок реализации программы 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_detskiy_fitnes_-_soglasovannaya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО:                                                                Утверждено:

На педагогическом совете                                                 Директором школы

«28» декабря 2012г.                                                                              _________________

Протокол №        4                                                                 Фетисовой И.В.

                                                                        «28» декабря 2012г.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«В здоровом теле – здоровый дух»

Возраст от 7 до 11 лет

Срок реализации программы 2 года

Составитель программы:

Кизиляева Екатерина Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Учебно-тематический план 1 год обучения

Содержание 1год обучения

Учебно-тематический план 2 год обучения

Содержание 2 год обучения

Методическое обеспечение образовательной программы

Материально-техническое обеспечение

Список использованной литературы

Пояснительная записка

Фитнес (англ. fitness, от глагола «to fit» - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.  Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» имеет физкультурно- спортивную направленность.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа позволяет не только развить физические данные детей, музыкальный слух, координацию движений, но и формирует у школьников потребность вести здоровый образ жизни.

Актуальность образовательной программы заключается в том, что изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии и гиподинамии. Данные занятия являются их профилактикой.

Отличительные особенности программы от уже существующих  выражается в комплексности подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

-развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности;

-формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления;

-формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения во время публичного выступления.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка, основанное на формировании двигательной сферы и создании предпосылок для развития творческой активности детей.

Задачи:

1. Обучающие

- содействовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и их применение в повседневной жизни;

- формировать умения и навыки в данной области;

- формировать представление о здоровом образе жизни;

- обучать приемам релаксации,

- обучить правилам поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

2.Развивающие

- способствовать формированию правильной осанки, мышечного корсета;

- способствовать формированию правильного развития сводов стопы;

- способствовать развитию чувства ритма;

- способствовать развитию физических способностей занимающихся (кондиционных и координационных).

3. Воспитательные

- формировать потребность к ведению здорового образа жизни;

- воспитать потребность самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.

Образовательная программа «В здоровом теле- здоровый дух» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-11 лет. Набор в группу осуществляется по желанию, основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.

В 1 год обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, 144 часа в год,

2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

Количество детей по годам обучения:

1 год обучения – 15 человек (7-8 лет)

2 год обучения -12 человек (9-11 лет)

Формы организации деятельности:

  • групповые;
  • звеньевые;
  • индивидуально-групповые;

Формы организации занятий:

  • беседа;
  • тестирование;
  • практические занятия;
  • ролевые игры;
  • теоретические занятия;
  • открытые уроки

По окончании обучения учащиеся будут

  1. знать:

- правила по технике безопасности;

- комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

- гимнастическую терминологию;

- легкоатлетическую терминологию;

- правила личной гигиены

  1. уметь:

- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

- выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;

- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и подвижные игры с элементами спортивных игр;

- соблюдать правила по технике безопасности;

- осуществлять судейство подвижных игр;

- соблюдать правила личной гигиены

Формы подведения итогов:

- выступления детей на открытых мероприятиях;

- контрольные занятия;

- итоговое занятие;

- зачет;

- итоговое тестирование

В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый.

1) открытые занятия для родителей;

2) организация и проведение конкурсов;

3) итоговое занятие в конце года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности

11

11

-

3

Оздоровительная аэробика и гимнастика

24

2

22

4

Упражнения с предметами

15

3

12

5

Акробатика

26

7

19

6

Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе

30

4

26

7

Подвижные игры и эстафеты

36

4

30

8

Итоговое занятие

2

2

-

ИТОГО:

144

34

110

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с терминологией. Основные понятия. Содержание образовательной программы. Комплекс общеразвивающих упражнений. Правила по технике безопасности на занятиях.

Практика. Знакомство с комплексом общеразвивающих упражнений.

2. Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности.

Теория. Строение организма человека. Органы и системы органов. Их функции. Основные правила личной гигиены. Способы закаливания. Значение физической и лечебной физической культуры культуры (далее ЛФК) в жизни человека.  Формирование правильной осанки и сводов стопы. Вредные привычки и борьба с ними. Рациональное питание. Физическая активность. Влияние музыкального сопровождения на выполнение физических упражнений. Кондиционные физические способности (силовые, скоростные, выносливость, гибкость). Координационные физические способности.

3. Оздоровительная аэробика и гимнастика.

Теория.  Основные понятия. Определение аэробика и гимнастика. Основные шаги базовой аэробики. Ориентация в пространстве. Релаксация как средство восстановления. Гимнастические снаряды. Дыхание и способы его восстановления. Правила по технике безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Практика.  Выполнение упражнений:

- ориентационные упражнения (вправо- влево, вперед – назад, вверх- вниз и т.д.);

- шаги базовой аэробики (марширование на месте, захлест, скрестный, приставной)

- гимнастика на гимнастических ковриках (наклоны, в положении седа, лежа, упражнения на растягивание);

- канат (вис, лазание);

- прыжковые упражнения (в длину, высоту, на горку матов, на канат с разбега);

- упражнения на перекладине (вис, раскачивание, соскок);

- упражнения на сохранение равновесия (на полу, скамейке, бревне);

- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки (виды осанок, тесты на определение правильности осанки, упражнения в различных положениях)

- упражнения для профилактики плоскостопия (в ходьбе, стойке, седее, леже)

- дыхательная гимнастика (органы дыхания, влияние дыхательных упражнений на организм);

- пальчиковая гимнастика (без предмета, с мячом, с  палкой)

4. Упражнения с предметами.

Теория. Использование предметов при занятиях физическими упражнениями. Комплексы упражнений на развитие ловкости, прыгучести, координации движений, чувства ритма. Индивидуальные и парные упражнения. Виды вращений. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений с предметами.

Практика. Выполнение упражнений с предметами: с гимнастической палкой, со скакалкой, фитболом, обручем, мячами в различных положениях (стойка, сед, леж, ходьба, бег) с музыкальным сопровождение и под счет.  Выполнение парных упражнений с предметами и без.

Выполнение прыжковых и  гимнастических упражнений:  на одной и двух ногах, многоскоков с музыкальным сопровождением и  под счет, с использованием ориентиров и без использования ориентиров .

Выполнение  вращений и поворотов: на 180, 360 градусов с музыкальным сопровождением и  под счет.

5. Акробатика.

Теория.  Акробатика. Основные определения. Группировка. Понятие. «Мост». Кувырок вперед и назад. Полушпагат. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Практика. Выполнение акробатических упражнений: группировка, перекаты в группировке, «Мост», кувырок вперед и назад, полушпагат, шпагат, стойка на лопатках из положения стоя и седа, комбинации из изученных элементов.

 Самостоятельное составление комбинаций из изученных элементов.

6. Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе.

Теория. Влияние свежего воздуха на организм человека. Особенности выполнения легкоатлетических  и гимнастических упражнений на свежем воздухе.  Правила по технике безопасности при выполнении  упражнений.

Практика. Выполнение легкоатлетических упражнений: ходьба, бег на короткие, средние дистанции. Метание на точность и на дальность. Выполнение  прыжков  в длину, высоту с места и с разбега.

Выполнение гимнастических упражнений:  с предметами и без предметов,  на месте и в движении.

7. Подвижные игры и эстафеты.

Теория. Правила проведения подвижных игр и эстафет. Виды эстафет. Соревновательная деятельность. Судейство. Правила по технике безопасности при участии в подвижных играх и эстафетах.

Практика.   Подвижные игры:«Мы веселые ребята», «Ловишки», «Хвостики», «Два Мороза», «Подковка», «Ручейки и озера», «Найди предмет», «Совушка», «Будь внимательней!», «Удочка», «Белые медведи».

Легкоатлетические эстафеты на скорость, точность, координацию.

8. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации

По окончании 1 года обучения учащиеся должны

  1. знать:

- правила по технике безопасности;

- комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

-  спортивную терминологию;

- правила личной гигиены;

- правила закаливания

  1. уметь:

- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

- выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;

- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры ;

- соблюдать правила по технике безопасности;

- соблюдать правила личной гигиены

Основными отличительными особенностями второго года обучения от первого является то, что задания усложняются и усовершенствуются (этап углубленного обучения).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности

14

14

-

3

Оздоровительная аэробика и гимнастика

36

12

24

4

Упражнения с предметами

30

5

25

5

Акробатика

21

7

14

6

Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе

21

3

18

7

Подвижные игры и эстафеты

18

3

15

8

Итоговое занятие

2

2

-

ИТОГО:

144

47

97

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

1. Вводное занятие.

Теория.  Совершенствование выполнения упражнений. Правила по технике безопасности при выполнении физических упражнений.

Практика. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений.

2. Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности.

Теория. Кондиционные физические способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость. Координационные физические способности.  Телесная и предметная ловкость. Особенности развития физических способностей. Правила по технике безопасности при выполнении физических упражнений.

3. Оздоровительная аэробика и гимнастика.

Теория.  Упражнения на гимнастических ковриках, как профилактика нарушений осанки. Значение равновесия и ориентации в пространстве в жизни человека.  Правила по технике безопасности при выполнении акробатических и гимнастических  упражнений оздоровительной направленности.

Практика. Совершенствование техники выполнения  упражнений:

- ориентационные упражнения (вправо- влево, вперед – назад, вверх- вниз);

- шаги базовой аэробики (марширование на месте, захлест, скрестный, приставной)

- гимнастика на гимнастических ковриках (наклоны, в положении седа, лежа, упражнения на растягивание);

- канат (вис, лазание);

- прыжковые упражнения (в длину, высоту, на горку матов, на канат с разбега);

- упражнения на перекладине (вис, раскачивание, соскок);

- упражнения на сохранение равновесия (на полу, скамейке, бревне);

- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки (виды осанок, тесты на определение правильности осанки, упражнения в различных положениях)

- упражнения для профилактики плоскостопия (в ходьбе, стойке, седее, леже)

- дыхательная гимнастика (органы дыхания, влияние дыхательных упражнений на организм)

- пальчиковая гимнастика (без предмета, с мячом, с  палкой)

4. Упражнения с предметами.

Теория. Правила хранения спортивного инвентаря и  уход за ним. Правила по технике безопасности при выполнении  упражнений с предметами.

Практика. Совершенствование техники выполнения упражнений: с гимнастической палкой в различных положениях (стойка, сед, леж, ходьба, бег), передача палки партнеру, со скакалкой, с мячом, с обручем, с фитболом.

Совершенствование техники выполнения упражнений:  индивидуальных и парных упражнений.  Выполнение групповых упражнений с мячом, скакалкой.

5. Акробатика.

Теория. Особенности составления комбинации из изученных элементов. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Практика. Совершенствование техники выполнения акробатических упражнений: группировки,  перекатов в группировке, кувырок вперед и назад, полушпагат, шпагат.

Выполнение упражнения «Мост» из положения лежа на спине и основной стойки. Движение в положении «Мост».  Комбинации из изученных элементов. Самостоятельная работа по составлению акробатических комбинаций.

6. Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе.

Теория.  Особенности спринтерского бега и бега на длинные дистанции. Фазы бега: старт, бег по дистанции, финиш. Фазы метания: замах, бросок. Строевые упражнения. Особенности выполнения гимнастических упражнений в колонне и шеренге.  Перестроение - осуществлять судейство подвижных игр;из одной шеренги в две и три. Сведение и дробление строя. Размыкание.  Правила по технике безопасности при выполнении упражнений на свежем воздухе.

Практика. Совершенствование техники выполнения легкоатлетических упражнений. Ходьба с заданиями. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие дистанции с высокого  и  низкого старта.  Бег на 1000м без учета времени.

Выполнение гимнастических упражнений с  предметами и без, на месте, в движении, размыкание приставным шагом. Выполнение строевых упражнений.

7. Подвижные игры и эстафеты.

Теория.   Правила подвижных игр и эстафеты. Правила по технике безопасности при участии в подвижных играх и эстафетах.

Практика. Подвижные игры с фитболом «Паровозик», «Гсеница».

Подвижные игры: «Удочка», «Подвижная цель», «Перестрелка»

Подвижные игры с элементами спортивных игр: пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.

Совершенствование техники выполнения легкоатлетических эстафет на скорость, точность, координацию. Простые и комбинирование эстафеты.

Самостоятельное судейство и организация подвижных игр и эстафет. Тестирование.

8. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации.

По окончании 2 года обучения учащиеся будут

  1. знать:

- знать правила судейства подвижных игр и эстафет;

- кондиционные и координационные физические способности;

- фазы бега и метания;

  1. уметь:

- в совершенстве выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

- в совершенстве выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;

- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с элементами спортивных игр;

- осуществлять судейство подвижных игр и эстафет;


Методическое обеспечение образовательной программы:

№ п/п

Раздел или тема занятий

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

практическое занятие

Методы:

словесный, наглядный,

практический

Приемы:

объяснение.

демонстрация,

выполнение заданий

Оборудование:

мультимедиа-

проектор, компьютер

опрос

2

Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности

Беседы

Практическое занятия

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий

Методическая литература:

специальная литература

Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование:

компьютер

Обобщение знаний и умений, тестирование

3

Оздоровительная аэробика и гимнастика

Беседы

Практическое занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

методическая литература:

специальная литература

Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование:

компьютер

Обобщение знаний и умений, тестирование

4

Упражнения с предметами

Беседы

Практическое занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература

Дидактический материал: CD диски, видео.

Оборудование:

компьютер

Обобщение знаний и тестирование

5

Акробатика

Беседы

Практическое занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий

Методическая литература:

специальная литература

Дидактический материал: CD диски, видео.

Оборудование:

компьютер

Обобщение знаний и умений, тестирование

6

Упражнения на свежем воздухе

Беседы

Практическое занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы:

объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература

Дидактический материал:

CD диски, видео.

Оборудование:

компьютер

Обобщение знаний и умений, тестирование

7

Подвижные игры и эстафеты

Беседы

Практическое занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература

Дидактический материал:

CD диски, видео.

Оборудование:

компьютер

Обобщение знаний и умений, тестирование

8

Итоговое занятие

Беседа

Методы: словесный

Оборудование:

мультимедиа-

проектор, грамоты

Материально-техническое обеспечение:

1. Актовый зал с зеркалами

2. Коврики -15 шт.

3. Музыкальный центр - 1 шт.

4.Гимнастические палки - 15 шт.

5. Стулья - 15 шт.

6. Мячи гимнастические - 15 шт.

7. Мячи для пальчиковой гимнастики - 15 шт.

8. Гимнастические маты - 5 шт.

9. Скакалки – 15 шт.

10. Гимнастическое оборудование.

11.Проигрывателькомпакт-дисков /флэш-карт  - 1 шт;

12.Компакт-диски /флэш-карты с музыкальным материалом -  10 шт;

13.Компьютер/планшетный-компьютер  - 1 шт;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном   образовательном учреждении: инновационный аспект. Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010.

2. Белоусова Т.Ф. Двигательный игротренинг для детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Инструктор по физической культуре», ТЦ Сфера, 2011. №6 -18с.

3. Гришина Ю.И. Каждому свою программу. Более 300 упражнений для здоровья и фигуры. СПб.: ООО «Синтез Бук». 2008, 336 с. (Знать и уметь)

4. Гришина Ю.И. ОФП. СПб, издательский дом «Бизнес- пресса», 2006.

5. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.2002.

6.Кузьменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика. Журнал «Инструктор по физической культуре», ТЦ Сфера, 2008. №2 -36с.

7. Мандриков В.Б. Оздоровительный фитнес в ВУЗах: учебное пособие для студентов мед. ВУЗов.  – Волгоград: Изд- во ВолГМУ, 2009,  168с.: ил.

Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009 

8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. – М. 2006

9. Шалмова И.Д. Великолепная осанка, Женское здоровье, 2005. - № 12. – С. 76 – 77.

10. Шлозберг С., Непорент Л.  Фитнес для "чайников". — М.: «Диалектика», 1999. — С. 272.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник, книга 1 для 1–2-го кл.

2. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник, книга 2 для 3–4-го кл

3. Шлозберг С., НепорентЛ.  Фитнес для "чайников". — М.: «Диалектика», 1999. — С. 272


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....