Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»
рабочая программа (физкультура) по теме
Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным методистом.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка, основанное на формировании двигательной сферы и создании предпосылок для развития творческой активности детей.
Срок реализации программы 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_detskiy_fitnes_-_soglasovannaya.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО: Утверждено:
На педагогическом совете Директором школы
«28» декабря 2012г. _________________
Протокол № 4 Фетисовой И.В.
«28» декабря 2012г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«В здоровом теле – здоровый дух»
Возраст от 7 до 11 лет
Срок реализации программы 2 года
Составитель программы:
Кизиляева Екатерина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план 1 год обучения
Содержание 1год обучения
Учебно-тематический план 2 год обучения
Содержание 2 год обучения
Методическое обеспечение образовательной программы
Материально-техническое обеспечение
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Фитнес (англ. fitness, от глагола «to fit» - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» имеет физкультурно- спортивную направленность.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа позволяет не только развить физические данные детей, музыкальный слух, координацию движений, но и формирует у школьников потребность вести здоровый образ жизни.
Актуальность образовательной программы заключается в том, что изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии и гиподинамии. Данные занятия являются их профилактикой.
Отличительные особенности программы от уже существующих выражается в комплексности подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности;
-формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления;
-формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения во время публичного выступления.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка, основанное на формировании двигательной сферы и создании предпосылок для развития творческой активности детей.
Задачи:
1. Обучающие
- содействовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и их применение в повседневной жизни;
- формировать умения и навыки в данной области;
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- обучать приемам релаксации,
- обучить правилам поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
2.Развивающие
- способствовать формированию правильной осанки, мышечного корсета;
- способствовать формированию правильного развития сводов стопы;
- способствовать развитию чувства ритма;
- способствовать развитию физических способностей занимающихся (кондиционных и координационных).
3. Воспитательные
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни;
- воспитать потребность самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
Образовательная программа «В здоровом теле- здоровый дух» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-11 лет. Набор в группу осуществляется по желанию, основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.
В 1 год обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, 144 часа в год,
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Количество детей по годам обучения:
1 год обучения – 15 человек (7-8 лет)
2 год обучения -12 человек (9-11 лет)
Формы организации деятельности:
- групповые;
- звеньевые;
- индивидуально-групповые;
Формы организации занятий:
- беседа;
- тестирование;
- практические занятия;
- ролевые игры;
- теоретические занятия;
- открытые уроки
По окончании обучения учащиеся будут
- знать:
- правила по технике безопасности;
- комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- основы физической культуры и здорового образа жизни;
- гимнастическую терминологию;
- легкоатлетическую терминологию;
- правила личной гигиены
- уметь:
- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и подвижные игры с элементами спортивных игр;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- осуществлять судейство подвижных игр;
- соблюдать правила личной гигиены
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- зачет;
- итоговое тестирование
В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый.
1) открытые занятия для родителей;
2) организация и проведение конкурсов;
3) итоговое занятие в конце года.
1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности | 11 | 11 | - |
3 | Оздоровительная аэробика и гимнастика | 24 | 2 | 22 |
4 | Упражнения с предметами | 15 | 3 | 12 |
5 | Акробатика | 26 | 7 | 19 |
6 | Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе | 30 | 4 | 26 |
7 | Подвижные игры и эстафеты | 36 | 4 | 30 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 34 | 110 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с терминологией. Основные понятия. Содержание образовательной программы. Комплекс общеразвивающих упражнений. Правила по технике безопасности на занятиях.
Практика. Знакомство с комплексом общеразвивающих упражнений.
2. Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности.
Теория. Строение организма человека. Органы и системы органов. Их функции. Основные правила личной гигиены. Способы закаливания. Значение физической и лечебной физической культуры культуры (далее ЛФК) в жизни человека. Формирование правильной осанки и сводов стопы. Вредные привычки и борьба с ними. Рациональное питание. Физическая активность. Влияние музыкального сопровождения на выполнение физических упражнений. Кондиционные физические способности (силовые, скоростные, выносливость, гибкость). Координационные физические способности.
3. Оздоровительная аэробика и гимнастика.
Теория. Основные понятия. Определение аэробика и гимнастика. Основные шаги базовой аэробики. Ориентация в пространстве. Релаксация как средство восстановления. Гимнастические снаряды. Дыхание и способы его восстановления. Правила по технике безопасности при выполнении гимнастических упражнений.
Практика. Выполнение упражнений:
- ориентационные упражнения (вправо- влево, вперед – назад, вверх- вниз и т.д.);
- шаги базовой аэробики (марширование на месте, захлест, скрестный, приставной)
- гимнастика на гимнастических ковриках (наклоны, в положении седа, лежа, упражнения на растягивание);
- канат (вис, лазание);
- прыжковые упражнения (в длину, высоту, на горку матов, на канат с разбега);
- упражнения на перекладине (вис, раскачивание, соскок);
- упражнения на сохранение равновесия (на полу, скамейке, бревне);
- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки (виды осанок, тесты на определение правильности осанки, упражнения в различных положениях)
- упражнения для профилактики плоскостопия (в ходьбе, стойке, седее, леже)
- дыхательная гимнастика (органы дыхания, влияние дыхательных упражнений на организм);
- пальчиковая гимнастика (без предмета, с мячом, с палкой)
4. Упражнения с предметами.
Теория. Использование предметов при занятиях физическими упражнениями. Комплексы упражнений на развитие ловкости, прыгучести, координации движений, чувства ритма. Индивидуальные и парные упражнения. Виды вращений. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений с предметами.
Практика. Выполнение упражнений с предметами: с гимнастической палкой, со скакалкой, фитболом, обручем, мячами в различных положениях (стойка, сед, леж, ходьба, бег) с музыкальным сопровождение и под счет. Выполнение парных упражнений с предметами и без.
Выполнение прыжковых и гимнастических упражнений: на одной и двух ногах, многоскоков с музыкальным сопровождением и под счет, с использованием ориентиров и без использования ориентиров .
Выполнение вращений и поворотов: на 180, 360 градусов с музыкальным сопровождением и под счет.
5. Акробатика.
Теория. Акробатика. Основные определения. Группировка. Понятие. «Мост». Кувырок вперед и назад. Полушпагат. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практика. Выполнение акробатических упражнений: группировка, перекаты в группировке, «Мост», кувырок вперед и назад, полушпагат, шпагат, стойка на лопатках из положения стоя и седа, комбинации из изученных элементов.
Самостоятельное составление комбинаций из изученных элементов.
6. Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе.
Теория. Влияние свежего воздуха на организм человека. Особенности выполнения легкоатлетических и гимнастических упражнений на свежем воздухе. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений.
Практика. Выполнение легкоатлетических упражнений: ходьба, бег на короткие, средние дистанции. Метание на точность и на дальность. Выполнение прыжков в длину, высоту с места и с разбега.
Выполнение гимнастических упражнений: с предметами и без предметов, на месте и в движении.
7. Подвижные игры и эстафеты.
Теория. Правила проведения подвижных игр и эстафет. Виды эстафет. Соревновательная деятельность. Судейство. Правила по технике безопасности при участии в подвижных играх и эстафетах.
Практика. Подвижные игры:«Мы веселые ребята», «Ловишки», «Хвостики», «Два Мороза», «Подковка», «Ручейки и озера», «Найди предмет», «Совушка», «Будь внимательней!», «Удочка», «Белые медведи».
Легкоатлетические эстафеты на скорость, точность, координацию.
8. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации
По окончании 1 года обучения учащиеся должны
- знать:
- правила по технике безопасности;
- комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- основы физической культуры и здорового образа жизни;
- спортивную терминологию;
- правила личной гигиены;
- правила закаливания
- уметь:
- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры ;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- соблюдать правила личной гигиены
Основными отличительными особенностями второго года обучения от первого является то, что задания усложняются и усовершенствуются (этап углубленного обучения).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности | 14 | 14 | - |
3 | Оздоровительная аэробика и гимнастика | 36 | 12 | 24 |
4 | Упражнения с предметами | 30 | 5 | 25 |
5 | Акробатика | 21 | 7 | 14 |
6 | Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе | 21 | 3 | 18 |
7 | Подвижные игры и эстафеты | 18 | 3 | 15 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 47 | 97 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
1. Вводное занятие.
Теория. Совершенствование выполнения упражнений. Правила по технике безопасности при выполнении физических упражнений.
Практика. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений.
2. Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности.
Теория. Кондиционные физические способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость. Координационные физические способности. Телесная и предметная ловкость. Особенности развития физических способностей. Правила по технике безопасности при выполнении физических упражнений.
3. Оздоровительная аэробика и гимнастика.
Теория. Упражнения на гимнастических ковриках, как профилактика нарушений осанки. Значение равновесия и ориентации в пространстве в жизни человека. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических и гимнастических упражнений оздоровительной направленности.
Практика. Совершенствование техники выполнения упражнений:
- ориентационные упражнения (вправо- влево, вперед – назад, вверх- вниз);
- шаги базовой аэробики (марширование на месте, захлест, скрестный, приставной)
- гимнастика на гимнастических ковриках (наклоны, в положении седа, лежа, упражнения на растягивание);
- канат (вис, лазание);
- прыжковые упражнения (в длину, высоту, на горку матов, на канат с разбега);
- упражнения на перекладине (вис, раскачивание, соскок);
- упражнения на сохранение равновесия (на полу, скамейке, бревне);
- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки (виды осанок, тесты на определение правильности осанки, упражнения в различных положениях)
- упражнения для профилактики плоскостопия (в ходьбе, стойке, седее, леже)
- дыхательная гимнастика (органы дыхания, влияние дыхательных упражнений на организм)
- пальчиковая гимнастика (без предмета, с мячом, с палкой)
4. Упражнения с предметами.
Теория. Правила хранения спортивного инвентаря и уход за ним. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений с предметами.
Практика. Совершенствование техники выполнения упражнений: с гимнастической палкой в различных положениях (стойка, сед, леж, ходьба, бег), передача палки партнеру, со скакалкой, с мячом, с обручем, с фитболом.
Совершенствование техники выполнения упражнений: индивидуальных и парных упражнений. Выполнение групповых упражнений с мячом, скакалкой.
5. Акробатика.
Теория. Особенности составления комбинации из изученных элементов. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практика. Совершенствование техники выполнения акробатических упражнений: группировки, перекатов в группировке, кувырок вперед и назад, полушпагат, шпагат.
Выполнение упражнения «Мост» из положения лежа на спине и основной стойки. Движение в положении «Мост». Комбинации из изученных элементов. Самостоятельная работа по составлению акробатических комбинаций.
6. Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе.
Теория. Особенности спринтерского бега и бега на длинные дистанции. Фазы бега: старт, бег по дистанции, финиш. Фазы метания: замах, бросок. Строевые упражнения. Особенности выполнения гимнастических упражнений в колонне и шеренге. Перестроение - осуществлять судейство подвижных игр;из одной шеренги в две и три. Сведение и дробление строя. Размыкание. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений на свежем воздухе.
Практика. Совершенствование техники выполнения легкоатлетических упражнений. Ходьба с заданиями. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие дистанции с высокого и низкого старта. Бег на 1000м без учета времени.
Выполнение гимнастических упражнений с предметами и без, на месте, в движении, размыкание приставным шагом. Выполнение строевых упражнений.
7. Подвижные игры и эстафеты.
Теория. Правила подвижных игр и эстафеты. Правила по технике безопасности при участии в подвижных играх и эстафетах.
Практика. Подвижные игры с фитболом «Паровозик», «Гсеница».
Подвижные игры: «Удочка», «Подвижная цель», «Перестрелка»
Подвижные игры с элементами спортивных игр: пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.
Совершенствование техники выполнения легкоатлетических эстафет на скорость, точность, координацию. Простые и комбинирование эстафеты.
Самостоятельное судейство и организация подвижных игр и эстафет. Тестирование.
8. Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации.
По окончании 2 года обучения учащиеся будут
- знать:
- знать правила судейства подвижных игр и эстафет;
- кондиционные и координационные физические способности;
- фазы бега и метания;
- уметь:
- в совершенстве выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- в совершенстве выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с элементами спортивных игр;
- осуществлять судейство подвижных игр и эстафет;
Методическое обеспечение образовательной программы:
№ п/п | Раздел или тема занятий | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Беседа практическое занятие | Методы: словесный, наглядный, практический Приемы: объяснение. демонстрация, выполнение заданий | Оборудование: мультимедиа- проектор, компьютер | опрос |
2 | Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный, практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
3 | Оздоровительная аэробика и гимнастика | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
4 | Упражнения с предметами | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и тестирование |
5 | Акробатика | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
6 | Упражнения на свежем воздухе | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
7 | Подвижные игры и эстафеты | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
8 | Итоговое занятие | Беседа | Методы: словесный | Оборудование: мультимедиа- проектор, грамоты |
Материально-техническое обеспечение:
1. Актовый зал с зеркалами
2. Коврики -15 шт.
3. Музыкальный центр - 1 шт.
4.Гимнастические палки - 15 шт.
5. Стулья - 15 шт.
6. Мячи гимнастические - 15 шт.
7. Мячи для пальчиковой гимнастики - 15 шт.
8. Гимнастические маты - 5 шт.
9. Скакалки – 15 шт.
10. Гимнастическое оборудование.
11.Проигрывателькомпакт-дисков /флэш-карт - 1 шт;
12.Компакт-диски /флэш-карты с музыкальным материалом - 10 шт;
13.Компьютер/планшетный-компьютер - 1 шт;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
1. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
2. Белоусова Т.Ф. Двигательный игротренинг для детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Инструктор по физической культуре», ТЦ Сфера, 2011. №6 -18с.
3. Гришина Ю.И. Каждому свою программу. Более 300 упражнений для здоровья и фигуры. СПб.: ООО «Синтез Бук». 2008, 336 с. (Знать и уметь)
4. Гришина Ю.И. ОФП. СПб, издательский дом «Бизнес- пресса», 2006.
5. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.2002.
6.Кузьменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика. Журнал «Инструктор по физической культуре», ТЦ Сфера, 2008. №2 -36с.
7. Мандриков В.Б. Оздоровительный фитнес в ВУЗах: учебное пособие для студентов мед. ВУЗов. – Волгоград: Изд- во ВолГМУ, 2009, 168с.: ил.
Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009
8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. – М. 2006
9. Шалмова И.Д. Великолепная осанка, Женское здоровье, 2005. - № 12. – С. 76 – 77.
10. Шлозберг С., Непорент Л. Фитнес для "чайников". — М.: «Диалектика», 1999. — С. 272.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник, книга 1 для 1–2-го кл.
2. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник, книга 2 для 3–4-го кл
3. Шлозберг С., НепорентЛ. Фитнес для "чайников". — М.: «Диалектика», 1999. — С. 272
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....