"Приключение первобытного человека"
план-конспект по теме
Мероприятие нацелено на ознакомление учеников с первобытным человеком, его обликом и бытом, с важными достижениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyuchenie_pervobytnogo_cheloveka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приключение первобытного человека
Форма проведения: путешествие
Задачи:
- Ознакомление детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека: овладением речью, счётом, умением добывать огонь, земледелием, использованием глины для изготовления посуды, приручением животных, наскальной живописью.
- Расширение словарного запаса, введение новых слов: мамонт, древко, шкура, вождь, племя, и др.
- Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имён для первобытных людей).
- Развитие воображения, фантазии и логического мышления путём создания проблемной ситуации.
- Развитие пантомимических и мимических способностей у детей, развитие мелкой моторики.
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством.
- Эстетическое восприятие музыки в сочетании с цветом и движением, развитие у детей умение в танце выразить характер изображаемой стихии.
Демонстрационный материал: картины с изображением первобытного человека, племени; рисунок с изображением мамонта, жилища первобытного человека.
Раздаточный материал: карточки с цифрами; ягодный амулет (ягодка на тесёмочке); древки и наконечники копий, верёвочки; 3 обруча; игрушки или картинки с изображением мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.
План путешествия:
- Вступительная беседа
- Мы — собиратели
- Мы — охотники
- Добыча огня
- Мы — племя
- Мы — первобытные художники
- Заключительная часть
Ход путешествия
Вступительная беседа
Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. (Звучит гонг. Гаснет на несколько минут свет. Музыка.)
Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картины с изображением первобытного человека.) У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен. Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.) Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура? А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.) Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Ответы детей.) Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо). А где он мог жить? (Дети: в пещере). Молодцы!
Мы - собиратели
Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. (Звучит музыка.) Какие красивые первобытные люди получились! Нам пора на поляну. (Идут на “поляну”.) По команде – начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше – станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою добычу, раскладывайте её на ковре и считайте, у кого сколько ягод.
(По сигналу дети собирают бусины. раздаются детям карточки с цифрой, обозначающей количество собранных бусин.)
Давайте посмотрим, кто собрал больше всех бусин. Взгляните на свои карточки. (Какая цифра на карточке у каждого ребёнка.) Как вы думаете, ребята, кто больше собрал ягод Петя или Маша, если у Пети карточка с цифрой 5, а у Маши с цифрой 6? На сколько ягод больше собрала Маша?
Значит, мы объявляем Машу самой ловкой в собирании ягод! И вешаем ей на шею ягодный амулет.
Мы - охотники
Какой богатый урожай вы собрали, молодцы! Но кто-то сказал, что можно ещё есть рыбу и мясо. Где водится рыба? (Дети: В реке.) Как её оттуда достать? (Дети: Поймать на крючок, удочкой.) А как раздобыть мясо? (Ответы детей.) Да, надо идти на охоту. В те далёкие времена на земле водились мамонты. (Показ картины.) На какого зверя похож мамонт? (На слона.) А чем мамонт отличается от слона? (Дети: У мамонта – шерсть и огромные бивни.) А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи. Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (Дети: оружие.) Из чего его можно сделать? (Ответы детей.) Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. (Показ копья с каменным наконечником.) Каменное остриё они привязывали к древку с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы с вами попробуем сделать копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим с вами бумажными, а лианы – нитками, но для нашей охоты это сгодиться. Согласны? Тогда усаживайтесь на ковёр.
Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь (Показ картины с изображением племени), а также старейшины - старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому. Сейчас я превращусь в старейшину нашего человеческого стада, (звучит музыка) и научу вас делать настоящее копьё. (Сидя в кругу на ковре, дети после показа изготовляют копья, при необходимости ведущий помогает детям. Фоном звучит тихая музыка.) Нужно взять наконечник, приложить его к древку и обмотать крепко-накрепко верёвкой. Вот так. Да, трудные времена. И от хищных зверей надо спасаться: от тигров саблезубых, ягуаров, львов, и еду для всех добывать. А хотите, научу вас на мамонта охотиться? Хотите?
Сначала надо найти тропинку, по которой он ходит на водопой, водички попить. Потом выкопать там большую яму, вниз колья острые вкопать, а сверху веточек накидать, чтобы яму незаметно было. Самим же надо спрятаться в засаде. Как мамонт появится, нужно закричать, зашуметь (звуковая имитация). Мамонт испугается и побежит по тропинке, да и провалится в нашу яму-ловушку прямо на кол. Тут сидящие в засаде должны выбежать, да копья свои прямо в мамонта бросить. Да, осторожнее, близко к яме подходить нельзя, а то мамонт может вас хоботом задеть. Ну что, у всех копья готовы? Тогда пошли тропу искать, да яму копать.
Вот и тропа. (дети имитируют проход по тропе, копание ямы, вбивание кольев, закладывание ямы веточками. На месте копания выкладывают обручи - “ямы”. Потом дети отходят, укрываясь в “засаде”. Ведущий вкладывает в обручи игрушки: мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.) Знаете, как кричит загонщик? (Имитация звука.) Я вижу, как по тропинке идут дикие звери. Кричим! Звери испугались и бегут к ловушке! Они не заметили ям и провалились в них. Охотники приготовьтесь! Стрелять будем по очереди. Первыми стреляют…(Стреляют по 3 ребёнка каждый в свою лунку.) Близко к яме не подходить, это опасно! Пли!
В яму-западню попали… Самые меткие у нас были… Объявляю их лучшими охотниками племени. (Возможно награждение амулетами.)
Добыча огня
Забираем добычу. Кто у нас попался в ловушку? (Мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь.) Хорошая добыча! Взяли? А теперь пошли. Куда же мы пойдём? Где жили первобытные люди? Как вы думаете? (Наводящие вопросы), (Дети: в доме, в пещере.) Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. (Показ картинки. Дети идут к пещере.) Наконец-то дошли. Как я устала и проголодалась. Пора нам покушать. У нас есть дичь, а значит мясо. Но его нельзя есть сырым, оно жёсткое, его надо… (Дети: пожарить, сварить.) И мы пожарим его на … (Дети: огне, костре.) Что нужно для костра? (Дети: дрова, палки.) Собираем палки, поваленные деревья и складываем их вот сюда. Здесь мы разведём костёр. (Дети имитируют сбор веток.) Теперь садимся вокруг нашего будущего костра. В древности люди не умели сами добывать огонь. Они ждали, когда будет гроза. (Включают звуки грозы.) Молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжёт его. Тогда они брали горящую ветку и разводили костёр в своём жилище. Смотрите, от молнии загорелось дерево. Сейчас я принесу горящую ветку. (Ведущий “поджигает” костёр.) А чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр. Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Вот и наше мясо пожарилось. (Дети и учитель “жарят” и “едят” мясо.) Замечательное мясо мы пожарили, хорошая была охота! Но наш человек жил не один, а среди других первобытных людей. Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как позвать других? ( Ответы детей.) Можно позвать жестами. Как? (Дети изображают.) Можно позвать мимикой (подмигивание). А можно голосом. (Эй! У-у-у!) Сначала древние люди общались только звуками. (Имитация звуков.) Но это было очень не удобно, и они придумали свой язык, то есть разные слова. А вы знаете, какие бывают слова? Мы с вами сейчас поиграем. Я кидаю мячик, а вы называете слово и бросаете мяч мне обратно. (Проводиться игра “Горячая картошка”.) Теперь первобытные люди могли понимать друг друга. И вот наступает время превращений.
Мы - племя
Теперь мы с вами первобытные люди, но живём мы не в стаде, а в племени, потому что мы стали умнее. Я вождь племени – великий Махатуп. Пусть каждый из вас придумает себе имя. Это может быть “зоркий глаз”, “пушистый хвостик”, “торопыжка” или что-то другое. Тот до кого я дотронусь копьём, должен встать, назвать своё имя перед всем племенем и сесть обратно. Итак… (ведущий дотрагивается, дети называют имена.)
Вот, всё племя в сборе. Мы, древние люди, умеем считать до трёх. (1 – показ картинки с одним животным, 2 – картинка с двумя животными, 3 – с тремя животными, много животных – “тьма”) Всё, что больше трёх это тьма, то есть много. Проверю, умеете ли вы считать, как первобытные люди. Если я покажу картинку, где нарисовано одно животное, сколько пальцев вы мне покажите? (1) Если 2? (2) Если 3? (3) А если больше трёх животных, то вы вот так разведёте руками, что значит много. (Проводится игра.)
Да, мои соплеменники, вы умеете считать, но вы не умеете добывать огонь! Я, великий вождь Махатуп, научу вас. Пойдите к далёкой горе и отыщите мне два вот таких камня, которые называются кремень и гладкую палочку, с их помощью можно добыть огонь. Я же буду ждать вас у входа в нашу пещеру. (Дети ищут и приносят.)
Мы — первобытные художники
Но человек не только выращивал полезные растения, приручал животных, строил хижины, охотился. Он ещё умел рисовать. Вот такие картинки, нарисованные древним человеком, нашли современные учёные. (Показ нескольких рисунков.) На чём же рисовали первобытные люди?(Дети: на камне, скале. Если дети затрудняются, учитель помогает им наводящими вопросами.) Почему как вы думаете? (Дети: не было бумаги.) Да, тогда ещё люди не придумали, как делать бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей. А сейчас постарайтесь узнать, что же здесь нарисовано? (Показ схематичных рисунков, отгадки детей.) Как вы здорово всё угадали! Но я должна вам сказать, что древние люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Они много не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце – они считали проявлением Бога. Много у них было богов. Бог воды отвечал за все моря, речки и ручейки. Каким цветом его можно изобразить? (Дети: синим). Бог огня посылал молнии, мог быть и костром и пожаром. Какой бы цвет ему подошёл? (Красный) Бог солнца, посылающий свет и тепло. Какой же цвет подойдёт для бога солнца? (Жёлтый)
Заключительная часть
(Звучит тихая музыка.) Вот и заканчивается наше первобытное путешествие. Сейчас погаснет свет, а когда он снова зажжётся, мы снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире. (Музыка. Гаснет и включается свет)
Как назывались люди, в которых мы превращались? –( Первобытные.) Во что они одевались? – ( В шкуры) Что ели? – (Собирали ягоды, охотились.) На кого охотились? – (На мамонтов.) Где жили? – ( В пещерах, в хижинах.) Откуда брали огонь? – ( От грозы.) Понравилось вам быть первобытными людьми? – ( Да.)
Какие красивые у нас были стихии! Как великолепно они танцевали! Молодцы, ребята!
Давайте попрощаемся с первобытными людьми.
До свиданья, первобытный человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 4 класс ОС "школа2100"Первобытный мир-первые шаги человечества
В плане урока представлен тест, презентация и современные технологиУрок интересен разнообразием методов иприёмов. К каждому этапу поставлена цель и предполагаемый результат....
Приключения деревянной куклы. А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.К. Коллоди «Приключения Пиноккио».”.
Урок внеклассного чтения в 3 класс по произведениям К. Коллоди и А. Толстого. К уроку создана презентация. Её можно найти на http://www.proshkolu.ru/user/strekalova65/file/2568798/...
Тест по окружающему миру для 4 класса "Первобытный мир"
Тест по шаблону Д. Иванова. Содержит 5 заданий....
Технологическая карта урока технологии по теме:"Приспособление первобытного человека к окружающей среде". 2 класс
Урок технологии . Приспособление первобытного человека к окружающей среде. 2 класс является первым уроком во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
"Первобытный мир или первые шаги человечества"
4 класс Окружающий мир "Первобытный мир или первые шаги чеовечества"...
"Первобытный мир или первые шаги человечества"
4 класс Окружающий мир...
Один день из жизни первобытного человека
Совершить путешествие в прошлое человека. Это возможно? Да, если вы обучающиеся ТО "Игровая экология"....