"Первобытный мир или первые шаги человечества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
4 класс Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.89 КБ |
nazvaniya_komand.docx | 14.13 КБ |
otsenochnye_listy.docx | 45.02 КБ |
pervobytnyy_mir_svoya_igra.ppt | 951.5 КБ |
reshaem_krossvord.docx | 264.23 КБ |
tablitsy_dlya_numeratsii_kartinok.docx | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок - игра окружающего мира и истории в 4 классе.
Разработали: Селиверстова С.С. - учитель истории и обществознания, Бердникова Т. А. - учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №184 Калининского района города Санкт-Петербурга.
Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»
Цели:
Образовательная: формирование представлений об эпохе Первобытного мира;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к труду, воспитание взаимопомощи;
Развивающая: развитие умения находить, формулировать и решать проблему урока, развивать умение работать с иллюстрациями, с картами, с таблицами, схемами, формулировать несложные выводы
Задачи:
- Узнать о времени появления первых людей.
- Проследить расселение первобытных людей по планете.
- Выявить достижения людей Первобытного мира.
Форма урока: игра – исследование
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Терминологическая составляющая: первобытность, человеческое стадо, родовая община, искусство, религия.
Оборудование: ИКТ, презентация, контурная карта, «своя игра», таблицы, оценочные листы.
Ход урока.
Организационный момент.
1 этап. Учитель начальных классов начинает урок.
Вступительное слово учителя. Знакомство с новым учителем истории, с учениками 7б класса. Заранее на столах стоят названия команд (5), связанных с темой урока.
У вас на столах лежат листы самооценки, в них после каждого задания вы должны оценить работу всей своей группы. Я попрошу капитанов представить свои команды. (Капитаны встают и называют свою команду).
Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером – на трех? ( Ответ – Человек) (слайд 1)
-Происхождение человека – предмет научных дискуссий. Человечество развивается долго и неравномерно.
-Давайте мы посмотрим с вами сценку и попробуем сформулировать тему урока.
Сценка:
Выходит к доске вдова охотника и начинает разжигать огонь, говорит, что очень трудно ей стало после смерти мужа, детей приходится воспитывать одной, в этот момент два ее сына собираются на охоту, прощаются с мамой, и просят сестер нарисовать животных, чтоб удача сопутствовала им на охоте. Старшая дочь сшивает иглой кожу для жилетки. Две дочери рисуют наскальные рисунки…
Мама разжигает огонь, ставит котел и ждет сыновей. Приходят ее дети и приносят добычу, начинают ее делить, а дочери показывают свои работы. Потом все участники расходятся как помощники по командам.
Учитель начальных классов
Формулирование с учащимися темы урока.
-Давайте, ребята, попробуем сформулировать тему нашего урока, что вы увидели расскажите, посмотрите на названия ваших команд?
Первобытный мир - первые шаги человечества. (Слайд 2, с названием темы)
А какой проблемный вопрос мы можем поставить…..Можно ли эпоху Первобытного мира назвать «детством человечества»?
(Слайд 3 проблемный вопрос)
Учитель истории.
2 этап: Слайды 4-18, картинки первобытного и современного мира. Слайд 19 с правильными ответами
Задание:
-А чем первобытный период отличается от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня на уроке в форме игры «Исторический поединок».
-Сейчас вы возьмете лист с таблицей « Первобытный и современный мир», и просматривая слайды, должны будите разместить номера, которые даны рядом с картинками расставить в таблицу, а затем сами себя и проверите.
Оцените работу в своей группе в листах самооценки.
После этого проектор выключается!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Учитель начальных классов
3 этап « работа с учебником» Каждой команде выдается в конверте вопрос, связанный с работой в учебнике или в рабочей тетради.
Капитаны подходят и выбирают конверты, дается 3 мин на поиск информации и 2 мин на представление ответа.
1 команда. Составить краткий рассказ чему научились первобытные люди? Стр 50. Учебника (по картинкам)
2 команда. Что считалось добром и злом в первобытном мире, объяснить на примерах? Стр.50-51 учебника
3 команда. Составьте рассказ, как выглядели первобытные люди и выполните задание в рабочей тетради 2Н и2 П? стр.33
4 команда. Тетрадь стр. 34-35 Задание 5.
Оцените работу своей группы в листах самооценки.
А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Заранее включается проектор перед физминуткой!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
4 этап: Физминутка. – слайд 20 «Эволюция человека»
-Звучит музыка, «Если б не было школ…»
Учитель начальных классов
Стр 32 №1
Учитель истории
5 этап: «Своя игра».
-Каждой команде дается по 3 вопроса на закрепление нашей темы. Отвечать надо четко и быстро. Если не знаете ответ, то помочь может другая команда.
Далее презентация «Своя игра»
ИТАК, НАЧНЕМ. Все внимание на проектор.
Оцените работу своей группы.
Учитель начальных классов
6 этап «Сделай вывод»:
-Что мы сегодня нового узнали на уроке?
-Почему люди должны жить и трудиться сообща?
-Что вам известно о достижениях первобытного общества?
-Чем эта эпоха похожа на детство ребенка?
Учитель истории:
-А какую песню мы слушали сегодня на уроке на физминутке? ( Если б не было школ. А как нашу тему урока можно связать с песней?
Так можно ли ответить теперь на проблемный вопрос: Первобытный мир можно назвать «детством человечества»? Слайд 21. (получали знания о мире, учились в нем жить, общаться, готовить еду, строить жилье)
Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради стр. 34. Номер 3 полностью. Стр. 35 №5П.
Желающим кроссворд.
Предварительный просмотр:
Команда «АРХЕОЛОГИ»
Задание | Самооценка группы |
«Исторический поединок» | |
Работа с учебником или тетрадью | |
«Своя игра» | |
«Сделай вывод» | |
Итоговая самооценка |
Команда «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»
Задание | Самооценка группы |
«Исторический поединок» | |
Работа с учебником или тетрадью | |
«Своя игра» | |
«Сделай вывод» | |
Итоговая самооценка |
Команда «ОХОТНИКИ»
Задание | Самооценка группы |
«Исторический поединок» | |
Работа с учебником или тетрадью | |
«Своя игра» | |
«Сделай вывод» | |
Итоговая самооценка |
Команда «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Задание | Самооценка группы |
«Исторический поединок» | |
Работа с учебником или тетрадью | |
«Своя игра» | |
«Сделай вывод» | |
Итоговая самооценка |
Команда
«ДРЕВНИЕ ЛЮДИ»
Задание | Самооценка группы |
«Исторический поединок» | |
Работа с учебником или тетрадью | |
«Своя игра» | |
«Сделай вывод» | |
Итоговая самооценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(1) Где и когда появились древние люди?
(1) Зачем древние люди рисовали на стенах пещер пораженных копьем животных?
(1) Назовите первые орудия труда первобытного человека?
(2) Как называется период в истории, когда появился древний человек?
(2) В гроте во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 948. Из них лошади -2, медведя-2, горного козла- 767, леопарда -1. Определите главное занятие обитателей грота ?
(2) Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим, назовите чего они боялись?
(3) В схватке с крупными животными копьё было могучим оружием. Однако, в конце ледникового времени мамонты вымерли. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие. Какое?
(3) Назовите каких животных чаще рисовали первобытные люди?
(3) Что использовали первобытные люди при охоте на мамонта?
(4) Для чего строили первобытные люди жилища?
(4) Как называется период в истории, когда произошло глобальное похолодание?
(4) Какими красками пользовались древние люди при изображении наскальных рисунков?
(5) Охота и собирательство стали основой для других занятий. Назовите их.
(5) Благодаря кому мы узнали о первобытных людях?
(5) Как получилось каменное рубило?
: Спасибо за игру!
Предварительный просмотр:
Решаем кроссворд- ответы записываем на интерактивной доске
По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком.
11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.
По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской ' общине.
Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот.
12. Вождь. 13. Племя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 4 класс ОС "школа2100"Первобытный мир-первые шаги человечества
В плане урока представлен тест, презентация и современные технологиУрок интересен разнообразием методов иприёмов. К каждому этапу поставлена цель и предполагаемый результат....
"Первобытный мир или первые шаги человечества"
4 класс Окружающий мир "Первобытный мир или первые шаги чеовечества"...
"Первобытный мир или первые шаги человечества"
4 класс Окружающий мир...
Классный час «Звёздные шаги человечества»
Дню российской космонавтики, 55-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина и80 – летию со дня образования Саратовской губернии посвящаетсяПисьмо в космос.Письма в космосВаше письмо отправл...
Урок по предмету окружающий мир для 4 класса "Первобытный мир - первые шаги человечества" (образовательная система "Школа 2100")
Урок по предмету окружающий мир для 4 класса "Первобытный мир - первые шаги человечества" (образовательная система "Школа 2100")...
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс «Первобытный мир – первые шаги человечества».
Разработка урока по теме "Первобытный мир-первые шаги человечества"аудио, презентация, конспект, доп.материал...