Рабочая программа по риторике 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по риторике для 3-а класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273, на основе ФГОС НОО, авторской программы «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
имени А.Г. Ломакина
Согласовано на заседании методического объединения (методического совета) протокол от 27.08.2015 № 1 | Утверждена приказом директора МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина от 27.08.2015 № 321 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по риторике для 3-а класса___________________________
(учебный предмет, курс)
Срок реализации - 2015-2016 учебный год________________
Учитель Петренко Лилия Владимировна_______________
(Ф.И.О.)
г. Таганрог
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа по риторике для 3-а класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273, на основе ФГОС НОО, авторской программы «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской.
Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3.Общая характеристика учебного предмета.
4. Место учебного предмета в учебном плане.
5. Содержание учебного предмета.
6. Тематическое планирование.
7.Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование (Приложение 1).
В начальном обучении предмет «Риторика» наряду с литературным чтением направлен на формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Настоящая программа составлена для 3 «А» класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. На конец 2 класса у обучающихся сформировано положительное отношение к учению, осознанное понимание роли школьника, готовность к дальнейшему обучению, развитию самостоятельности. Большинство учеников стремятся получить новые знания. Дети отличаются большой подвижностью, в основной массе очень активны, на уроках всегда присутствует дух соревнования.
Общая характеристика учебного предмета.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
- Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
- Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Для достижения поставленных целей изучения риторики в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Воспитание эстетического отношения к действительности.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.
Исходя из целей, задач конкретного урока, уровня подготовки обучающихся определяются виды работы: развитие речи, практические занятия, самостоятельная работа с разными источниками информации, проектная деятельность и т.п.. Используются современные технологии обучения: технология формирования типа правильной читательской деятельности, т.е. продуктивное чтение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, проблемно - диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений обучающихся, проектная технология.
Одним из результатов обучения риторике является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим;
— умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю и составлена на один учебный год.
По учебному плану МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина на 2015-2016 учебный год на предмет «Риторика» отводится 1 час в неделю (35 часов компонент образовательного учреждения).
Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 33ч (1 час в неделю), сокращение на 2 ч произведено за счет предусмотренных часов резервного времени.
Содержание учебного предмета.
Содержание разделов и характеристика основных содержательных линий.
Общение (9 ч)
Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста.
Письменная речь.
Речевой этикет. Вежливая речь.
Правильная и хорошая (эффективная) речь.
Текст. Речевые жанры (22 ч)
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
Общение | 9 | |
Текст. Речевые жанры | 24 | |
Резерв | 2 |
Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке.
Ученик получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·контролировать действия партнёра;
Ученик получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- пользоваться основными способами правки текста.
Система оценки планируемых результатов.
Проверка и оценка достижений младших школьников — важная составляющая процесса обучения. Для отслеживания процесса формирования метапредметных УУД проводится специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД, по результатам которого определяется уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения, отслеживается индивидуальная динамика продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определяются проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разработана на этой основе стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
Результаты учебной деятельности учащихся так же представляют традиционную пятибалльную шкалу оценивания всех видов работ.
Основными видами контроля являются:
Текущий контроль (поурочный)
Поурочный контроль проводится поурочно. Учебники УМК предполагают органическое единство обучающей и контролирующей функций, использование обучающего контроля. Цель: контроль предметных знаний по результатам урока.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплекс
№ п/п | Авторы УМК | Название | Год издания | Издательство |
1. | Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Сорокина | «Детская риторика в рассказах и рисунках» | 2014 | Москва «Баласс» «Ювента» |
Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Т.А. Ладыженская | Методические рекомендации для учителя. | 2011 | Москва «Баласс» |
Печатные пособия:
Комплект наглядных пособий по риторике для 3 класса.
Интернет ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.feb-web.ru
Экранно-звуковые и мультимедийные пособия:
Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы».
Начальная школа. «Уроки Кирилла и Мефодия».
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Телевизор.
3. Принтер.
4. Сканер.
5. Проектор.
6. Экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...
Рабочая программа по риторике 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская)
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникати...
Рабочая программа по риторике 2 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике для 2 «А» класса создана на основе ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по риторике и авторской программы «Риторика» под р...