Методические рекомендации для работы над проектами
материал на тему
В пособии даны методические рекомендации для работы над проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для работы над проектами |
Разработала учитель нач. классов Тимонина Г.Р.
|
Организация работы над проектами |
Этапы | Содержание работы на этом этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: принятие и обоснование задачи, идеи. | Определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта. | − Обсуждает тему. − Определяет свои потребности. − Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. − Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. − Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | − Предлагает тематическое поле. − Мотивирует учащихся к обсуждению. − Предлагает схемы анализа потребностей. − Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему. − Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку. |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Цель: проектирование. | Анализ имеющейся информации. Поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов. | − Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. − Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. − Осуществляет выбор. − Осуществляет процесс планирования. − Оценивает ресурсы. − Определяет свое место (роль) в проекте. − Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. − Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | − Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). − Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. − Организует процесс анализа альтернативных решений. − Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели. − Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ Цель: реализация проекта. | Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. | − Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. − Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. − При необходимости консультируется с учителем (экспертом). | − Наблюдает. − Контролирует соблюдение правил техники безопасности. − Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. − Отвечает на вопросы учащихся. |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Цель: защита проекта. | Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). | − Выбирает (предлагает) форму презентации. − Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом). − Выступает в качестве эксперта, т.е. задаёт вопросы и высказывает критическое замечание и пожелания (при презентации других групп/учащихся). | − Организует презентацию. − Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. − При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. − Выступает в качестве эксперта. |
КОНТРОЛЬНЫЙ Цель: оценка собственной деятельности. | Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. | Оценивает как полученный продукт, так и собственное продвижение в проекте. | Организует ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль. Оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся |
Требования к проектам 1. В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. 2. Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно. 3. Оформленный проект должен содержать: титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, консультанты, дата исполнения); оглавление; введение (включает обоснование выбора темы, указание цели и задач); основная часть, содержащая описание основных этапов создания проекта; заключение (содержит основные выводы); источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами); приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограмма интервью, анкеты). 3. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. 4. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы), например, “Приложение 1”, "Приложение 2" и т.д. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри". 5. Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость. 6. Если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах. |
Структура презентации |
Составляя презентацию: 1. Первым делом решите для себя, что вы хотите сказать своей презентацией, выработайте её концепцию, структуру, содержание. Затем приступайте к выбору дизайнерского решения. 2. Не превращайте её в краткий пересказ работы. Не помещайте весь или почти весь текст на экран. 3. Помните, что только самое интересное и яркое запомнится слушателям. 4. Помните о главном правиле — гармоничное сочетание визуального и текстового материала. 5. Соблюдайте логичность, научность и доступность представления информации. |
Критерии оценки проекта Максимальная оценка — 40 баллов |
Как выбрать тему проекта
Тема отражает характерные черты проблемы.
Все темы можно разделить на 3 группы:
фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами;
эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;
теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).
Чтобы правильно выбрать тему проекта:
1. Проанализируйте потребности окружающих людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение) в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы.
2. Просмотрите каталог защищённых проектов.
3. Попросите у учителя список примерных тем для работы над проектом.
Предлагаем вам темы на выбор :
1. Сравнительная характеристика английских и русских сказок.
2. Сравнительная характеристика русского и английского речевого этикета.
3. Кто и зачем придумал числа?
4. Функции и графики в нашей жизни.
5. Герои исторических песен.
6. Рыцари средневековья.
7. Язык и профессии.
8. Реализация моих профессиональных планов после окончания школы.
9. Подвиг во имя любви.
10. Современное звучание декоративной росписи традиционных промыслов России.
Помните! Выбор темы должен соответствовать вашим собственным интересам.
Как сформулировать проблему |
Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для тебя. Её решение должно быть важно для тебя. Проблема отражает тему проекта. Она легко преобразуется в цель. Например: Помните! В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. При выборе проблемы посоветуйтесь с педагогом-руководителем проекта.
Исследование На этапе исследования вы становитесь настоящими исследователями. И, как все исследователи, вы можете поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. Возможно, вам понадобится самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования. Ведь настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы. Каждое исследование имеет объект и предмет. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. Логика исследования: 1 . Обоснование актуальности выбранной темы. 2 . Постановка цели и конкретных задач исследования. 3 . Определение объекта и предмета исследования. 4 . Выбор методов (методики) проведения исследования. 5 . Выдвижение гипотезы. 6 . Построение плана исследования. 7 . Проверка гипотезы в ходе исследования. Описание процесса исследования. 8 . Оформление результатов исследования. 9 . Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 10 . Определение сферы применения найденного решения. Основные этапы процедуры исследования: постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез. Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в Интернете, опросы (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент. |
Анализ литературы Анализ литературы – метод сбора и анализа первичной информации. Ошибочно было бы начать работу непосредственно с эксперимента, без детального освоения имеющихся по данному вопросу источников. Основные этапы работы и содержание деятельности на каждом этапе представлены в следующей таблице:
Помните! 1. Статью или книгу нужно читать с карандашом в руках, делая выписки. 2. При изучении литературы не стремитесь только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Общая схема библиографического описания Заголовок описания (фамилия, имя, отчество индивидуаль- ных авторов) Заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.) Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, переводчиках и т.п., об организациях, от имени которых опубликован документ). Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.). Место и время издания (город: издательство или издающая организация, год издания). Объем (сведения о количестве страниц). Описание под заголовком. |
Поиск в интернете |
Поиск в Интернете – это метод сбора и анализа первичной информации в сети Интернет. Чтобы правильно и быстро найти нужную информацию в Интернете следует придерживаться следующих правил. 1. Вначале запишите тему на листок бумаги и положите его перед собой, это поможет «не сбиться с курса». 2. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо: подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме; составить список используемых поисковых систем и каталогов; составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме. 3. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их. 4. Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Иначе можно быстро заблудиться в сети. 5. Для того чтобы использовать информацию с конкретного сайта, подумайте, вся ли информация, представленная на нем может быть использована для цитирования, реферирования. 6. Для того, чтобы дать сравнительную характеристику одной и той же информации, по интересующей вас теме, но представленной на разных сайтах, используйте для анализа данной темы учебники, книги для чтения, художественные произведения. Для оптимальной и быстрой работы с поисковыми системами существуют определенные правила написания запросов. Подробный перечень для конкретного поискового сервера можно, как правило, найти на самом сервере по ссылкам Помощь, Подсказка, Правила составления запроса и т.п.
| |||||
Содержание паспорта проекта |
1. Название проекта. 2. Руководитель проекта. 3. Учебный предмет. 4. Состав проектной группы. 5. Цель проекта. 6. Задачи проекта. 7. Проблема проекта. 8. Этапы работы над проектом. 9. Форма презентации. |
Содержание портфолио проекта |
1. Паспорт проекта. 2. Циклограмма выполнения проекта. 3. Вся собранная информация и систематизированная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета. 4. Результаты исследования и анализа. 5. Запись идей, гипотез и решений. Эскизы и наброски продукта. 6. Описание хода выполнения проекта. 7. Материалы к презентации (сценарий, фото и т.д.). 8. Этапы работы над проектом. 9. Форма презентации. |
Золотые правила для учащихся 1. Будь уверен, что тема проекта такая, которая нравится каждому в группе, потому что вы её выбирали, чтобы сотрудничать, а не ссориться. 2. Будь уверен, что тема многогранная, предполагающая множество мнений, позволит всем ребятам высказаться согласно их умениям и темпераменту. 3. Будь уверен, что проект предлагает широкий спектр видов деятельности – не только «написанная» работа. Постарайтесь включить аудиоэлементы, коллажи, игры, рисунки, музыку, фотографии. 4. Учись пользоваться словарями, справочной литературой, энциклопедиями; искать информацию в сети Интернет. 5. Учись сотрудничать, т.е. выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей (ролей), идти друг другу на уступки, уважать и учитывать мнения других. 6. Проявляй сочувствие, т.е. оказывай помощь другим. 7. Сдерживай свои желания и капризы. |
Словарь проектной деятельности АКТУАЛЬНЫЙ – важный, существенный для настоящего момента (для науки, для практики, лично для автора и т.п.). АЛГОРИТМ – 1) совокупность действий, правил для решения данной задачи; 2) упорядоченная совокупность проектных действий, включающих основные этапы реализации и проблемные области творческого проектирования. АЛЬТЕРНАТИВА – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. АНАЛИЗ – метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. АСПЕКТ – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. ВАРИАНТ – видоизменение, разновидность. ВОЗМОЖНОСТЬ – средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь. ГИПОТЕЗА – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. ЗАДАЧИ – то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца. ИЗУЧИТЬ – 1) постичь учением, усвоить в процессе обучения; 2) научно исследовать, познать; 3) внимательно наблюдая, ознакомиться, понять. ИНФОРМАЦИЯ – 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии человека. ИССЛЕДОВАТЬ – 1) подвергнуть научному изучению; 2) осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь. КАТАЛОГ – это составленный в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов и т.п.). КАЧЕСТВО – то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. КОНСУЛЬТАНТ – специалист в какой-либо области, дающий советы по вопросам своей специальности. КОНСУЛЬТАЦИЯ – 1) совет, разъяснения специалиста по какому-либо вопросу; 2) один из видов учебных занятий – беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний. КОНТРОЛЬ – проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки. КОРРЕКТИВ – частичное исправление, поправка. КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка, суждение, определение или классификация чего-либо. ЛАКУНА – пропуск, пробел, недостающее место в тексте. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это непосредственный носитель той или иной проблемы, то, что изучает исследователь в процессе своей познавательной деятельности. ОПЕРАЦИЯ – отдельное действие в ряду других подобных. ОПТИМАЛЬНЫЙ – наиболее благоприятный. ОТЧЁТ – подробное письменное сообщение о своей работе, о выполнении какого-либо задания (например, проект). ОЦЕНКА – мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь. ПЛАН – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. ПОИСК – действия ищущего, розыски чего-нибудь. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это наиболее существенные с практической точки зрения свойства и стороны объекта, их познание важно для решения выбранной проблемы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ – публичное представление, предъявление своего продукта. ПРОБЛЕМА – 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний. ПРОЕКТ – это самостоятельно выполненный учащимся комплекс действий по решению проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. ПРОЦЕСС – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. РЕСПОНДЕНТ - человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот, у кого берется интервью. РЕСУРС – 1) запасы, источники чего-нибудь; 2) средство, к которому обращаются в необходимом случае. РЕФЛЕКСИЯ – 1) размышление о своём внутреннем состоянии; 2) самоанализ, самопознание, самонаблюдение. САМООЦЕНКА – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. СПОСОБ – действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. ТВОРЧЕСТВО – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. ТЕМА – предмет, основное содержание рассуждения, изложения. ТЕХНОЛОГИЯ – 1) совокупность производственных методов и процессов, а также научное описание способов производства; 2) процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт. ЦЕЛЬ – 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. ЭТАП – отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-41186-1415541482.jpg)
Методические рекомендации "Логика разработки социального проекта"
Проектная деятельность в современной школе является необходимым компонентом обучения. Это уже аксиома. Поэтому работа по формированию проектной культуры учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-776746-1459609185.jpg)
Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»
В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-963080-1508754490.jpg)
Брошюра «Методические рекомендации по созданию инновационного проекта»
Брошюра «Методические рекомендации по созданию инновационного проекта»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233233-1364731975.jpg)
Методические рекомендации к реализации метода проектов во внеурочной деятельности
В статье рассмотрены принципы проектной деятельности, осуществляемой во внеурочное время учениками 4 класса на примере участия в проекте "Вместе дружная семья" (республика Удмуртия)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-515740-1415260099.jpg)
Статья "Методические рекомендации по оформлению паспорта проекта".
Данные рекомендации могут быть использованы при оформлениии проектных и исследовательсикх работ учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173320-1570816281.jpg)
«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»
Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-666406-1442128651.jpg)
Методические рекомендации по работе с детьми над исследовательским проектом.
Методические рекомендации для учителей начальных классов и родителей обучающихся младших классов по работе над исследовательским проектом....