"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"
методическая разработка (2 класс) по теме

Сергеева Анастасяи Сергеевна

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_rod.yaz_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана»

Цель: способность формированию патриотического отношения учащихся к русскому языку, осознанию его величия и могущества

Задачи:

1.Обучающая: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, как языка  дружбы и общения; учить владеть художественным словом.

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь,  развивать интерес детей к изучению русского языка, способность достижению успеха в деятельности каждого учащегося, развивать кругозор детей.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство толерантности  и патриотизма через любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, книжная выставка, буклеты.

Ход урока:

1.Организационный  момент

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушки

Глазки широко открыты

Слушаем запоминаем

Не минуты не скучаем

2.Постановка темы и цели урока

-Никита Правиков вам расскажет стихотворение, а вы определите тему урока.

И в радости, и в грусти

Он всякий час со мной,

Родной язык мой, русский,

Как Родина, родной!

- О чем стихотворение?

+ О русском языке

-Какая тема урока?

+Наш родной язык – русский.  Слайд1

- Сегодня на уроке родного языка, мы узнаем о том для чего нам необходимо знать русский язык.

3.Знакомство с новым материалом.

А) Русский язык - родной язык русского народа.

Чтобы узнать для чего же нам необходим русский язык. Я предлагаю выполнить  следующие задание. Восстановить предложение, то есть дописать буквы в словах.

(в каждом слове предложения не дописаны буквы).

Русский  язык – родной язык русского народа. Слайд 2.

- Что вам необходимо знать, чтобы восстановить слова в предложение?

+ буквы

- Буквы какого алфавита вы использовали?

+Буквы русского алфавита.

- Какое предложение у вас получилось?

+Русский язык – родной язык русского народа. Слайд 3.

- Как вы понимаете это высказывание?

+ Что у каждой национальности  есть свой родной язык. У русской национальности – это русский, татарской – татарский, башкир – башкирский.

- А каких национальностей ребята учатся в нашем классе?

+русские, татары, башкиры.

- А на каком языке мы все с вами общаемся?

+ на русском языке

- Почему мы общаемся только на русском языке, а не на другом?

+ ?

- А в какой стране мы с вами проживаем?

+ в России.

- А в России на каком языке разговаривают, понимают друг друга?

+на русском

-Какой национальности принадлежит русский язык?

+ русский язык – родной язык русского народа

-Почему мы все говорим на русском языке?

+Мы живем в Росси

- Итак, русский язык - родной язык русского народа. Русский  язык понимают все народы, живущие в России. Слайд 4

И сегодня мы с вами должны  узнать , что не смотря на то что Россия- многонациональный  страна, наш общий язык – русский, а у русских он ещё – родной.

 Б) Русский язык необходим для общения.

- Рассмотрите рисунок и скажите. Почему девочки  не понимают друг друга? Слайд 5

+они говорят на разных языках

- На каких языках они говорят?

+русский, башкирский

-Что говорит девочка на башкирском языке?

+ хуш едле Бер кэрэз коямын (Родной язык волнует душу мне)

-Как устранить эту проблему?

+необходимо выучить один из языков

- Для чего необходимо выучить один из языков?

+для общения

-А какой язык необходимо выучить в этой ситуации?

+русский

-Почему именно русский?

+Потому что русский язык является государственным языком России.

- Для чего нам необходим русский язык?

+для общения Слайд 6

- Итак, русский язык нам необходим для общения и я вам предлагаю пообщаться друг с другом.

  Вам необходимо составить пословицу о русском языке.

Чья парта закончит раньше про сигнализирует (сложив руки виде плюса)

Без русского языка не сколотишь и сапога.

-Проверьте Слайд 7

- Если вы правильно сделали задание, поднимите: круг салатного цвета; если есть ошибки – белого.

- Как вы понимаете эту пословицу.

 +Русский язык нам надо знать и учить.

- Русский язык нам необходим для общения.

- Запишите пословицу.

В) Литературное чтение.

- Прослушайте песню, и скажите, какому народу она принадлежит? (р.н.п. «Как на тоненький ледок…»)

+русскому

- Как вы догадались?

+звучит на русском языке

- Что мы с вами прослушали?

+ песню

- Как она называется?

+ «Как на тоненький ледок…»

-Кто написал эту песню?

+русский народ

- Какой он язык использовал для написании этой песни?

+русский

- А что ещё написал русский народ?

+русские народные сказки

-Я вам предлагаю выполнить следующие задание. Вспомнить содержание сказок, которые мы с вами прочитали, и с легкостью ответить на вопросы.

 1. Как называется сказка, где главный герой справился со злодейкой ведьмой.Слайд8

А) «Хаврошечка»

Б) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

В) «Мальчик с пальчик»

2. Как называется сказка, где главный герой обманул старуху.  Слайд 9.

А) «Мальчик с пальчик»

Б) «Хаврошечка»

В) «Каша из топора»

3. Как называется сказка, где коровушка помогла трудолюбивой девочки?Слайд10

А) «Хаврошечка»

Б) «Алёнушка и братец Иванушка»

В) «Мальчик с пальчик»

- Кто написал эти сказки?

+русский народ

-Чем похожи эти сказки?

+жизнью русского народа

-А чем они отличаются?

+ содержанием

-На каком языке они написаны

+на русском

- на каком предмете мы с вами читаем?

+литературное чтение

-Для чего нам нужен русский язык?

+читать произведения, написать книжку.

-Значит, русский язык необходим нам чтобы читать, сочинять. За границей в США, Англии, во Франции люди специально учат русский язык, чтобы читать книги русских  писателей.

 И я сегодня вам предлагаю, обратить внимание на выставку книг, где находятся сказки, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.  Выставка книг

- А чтобы вы не забывали о книгах я вам подарю памятки читателя. Памятки читателя

- Русский язык самый богатый язык на земле.

Его богатство и разнообразие отражается в творчестве русского народа, в его песнях, стихах, сказках, в картинах, национальном костюме.

 Мы должны гордиться тем, что мы владеем, говорим на родном языке- русском языке.

- Перечислите важность русского языка, Для чего он нам необходим. Слайд 11

1.Русский язык-это язык русского народа

2.Русский язык – необходим для общения.

3. Русский язык – это творчество русского народа.

4. Закрепление

- Сейчас мы с вами поиграем  «Угадай слово»

1. Как называют населения государства, жителей страны

2. Как называется страна, в которой мы живем

3.Как называется язык на котором мы говорим.

Дифференцированное задание 

(для сильных учеников задание синих карточках, для слабых - желтые; ответы лежат в отдельных конвертах)

-Закрепим наши знания у каждого ученика определенное задание, выполнив вы можете его проверить ответы лежат в конверте.

Сильные учащиеся

 Выпиши предложение, в котором дано описание русского народного языка.

 Хорош язык народной речи! Яркий, как  радуга, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый. Берегите наш язык!

Поставь в каждом слове ударение.

Слабые  учащиеся

Списать стихотворение.

На столе моем – книги,

Много радостных книг!

Их открытия мне учитель-

Мудруй русский язык!

Он к сокровищам знаний-

Ключ волшебный в руке

Говорю  с целым миром

Я на том языке.

Дополнительное задание

Составить рассказ о осени.

5. Итог урока

- О каком языке мы с вами говорили?

- Для чего нам необходим русский язык?

- Русский язык-это целый мир, полной прелести, обаяния и волшебства.

6. Рефлексия

-Если вам понравился урок поднимите солнышко, если же нет – тучка.

 Слайд 12

7. Домашнее задание

Найти высказывание о русском языке.

8. Оценивание.

                                             МОБУ ООШ№2 г.Благовещенск

Семинар-практикум: «Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана».

Открытый урок: «Наш родной язык – русский».

Провела урок: Сергеева А.С.

Семинар-практикум приказ от 22.10.2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.

Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012                    ...

Роль родного языка в жизни ребенка

Роль родного языка в жизни ребенка...

Преподавание родных языков в Башкортостане (в рамках Государственной программы "Народы Башкортостана")

Ижади эшләгән, үҙ дәрестәрен ҡыҙыҡлы мауыҡтырғыс итеп үткәрә белгән уҡытыусылар ғына, рус мәктәбе шарттарында башланғыс синыфтарҙа башҡорт телен өйрәтеүҙе уңышлы башҡара ала. Барыһы ла уҡытыусының үҙе...

Роль родного языка в обучении русскому(неродному) языку в начальной школе

В статье рассмотрен проблемный вопрос по обучению русскому (неродному) языку в национальной школе. Из опыта работы учителей Павловой А.Г. и Захаровой М.Д....

Презентация к докладу на тему : "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"

Презентация для семинара воспитателей - "Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.Выступление на семинаре с до...

Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота

Доклад на тему "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"...

Роль родного языка в будущей жизни ученика

Работая учителем хакасского языка и литературы на протяжении десяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь з...