Роль родного языка в будущей жизни ученика
методическая разработка (4 класс)
Работая учителем хакасского языка и литературы на протяжении десяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rodnogo_yazyka_v_zhizni_budushchego_uchenika.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родного языка в будущей жизни ученика
Работая учителем хакасского языка и литературы на протяжении десяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.
Кто такой мой ученик?
Ученик – это развивающаяся личность, у него свой характер, свои способности, склонности и увлечения.
Ученики – это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны.
Ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.
Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение,свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.
В условиях Хакасии необходимо знать два государственных языка: хакасский и русский. Без знания языка коренного населения Сибири, исторического прошлого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Сегодня образованный человек владеет еще и русским языком, языком межнационального общения. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь – столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.
Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.
Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:
Республика Хакасия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;
полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.
В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более иностранных языков. Такие яркие представители хакасской интеллигенции, как Катанов Н.Ф. — общественный деятель, ученый, языковед, Кобяков В.А. — классик хакасской литературы, Чанков Д.И. — известный ученый - просветитель, владели, например, несколькими языками, как родными и обладали широким кругозором. Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно, способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных навыков, расширению словарного запаса.
Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Для того чтоб, ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученикатакие качества, как память, внимание, умение анализировать.
Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у обучающихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.
Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.
Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого класса подходит больше.
Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.
Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.
Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Хакасию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздаетсякрасота родных гор и рек, озер и лесов. Бабушки исполнялинам песни, рассказывали предания, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый родитель, педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"
Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....
Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика
Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....
Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика
Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....
Презентация к докладу "Роль книги и чтения в жизни современного ученика"
Презентация составлена к докладу "Роль книги и чтения в жизни современного ученика" для родителей будущих первоклассников....
Роль литературного чтения в жизни ученика
В сообщении отражены основные моменты роли литературного чтения в жизни человека....
Роль родного языка в жизни ребенка
Роль родного языка в жизни ребенка...
Роль родного языка в обучении русскому(неродному) языку в начальной школе
В статье рассмотрен проблемный вопрос по обучению русскому (неродному) языку в национальной школе. Из опыта работы учителей Павловой А.Г. и Захаровой М.Д....