Роль родного языка в будущей жизни ученика
методическая разработка (4 класс)

Ольга Георгиевна Кайдаракова

Работая учителем хакасского языка и литературы на протяжении десяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rodnogo_yazyka_v_zhizni_budushchego_uchenika.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родного языка в будущей жизни ученика

Работая учителем хакасского языка и литературы на протяжении десяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.

Кто такой мой ученик?

Ученик – это развивающаяся личность, у него свой характер, свои способности, склонности и увлечения.

Ученики – это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны.

Ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение,свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.

В условиях Хакасии необходимо знать два государственных языка: хакасский и русский. Без знания языка коренного населения Сибири, исторического прошлого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Сегодня образованный человек владеет еще и русским языком, языком межнационального общения. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь – столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

Республика Хакасия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;

любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;

полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более иностранных языков. Такие яркие представители хакасской интеллигенции, как  Катанов Н.Ф. — общественный деятель, ученый, языковед, Кобяков В.А. — классик хакасской литературы, Чанков Д.И. — известный ученый - просветитель, владели, например, несколькими языками, как родными и обладали широким кругозором. Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно, способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных навыков, расширению словарного запаса.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

Для того чтоб, ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученикатакие качества, как память, внимание, умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у обучающихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.

Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого класса подходит больше.

Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.

Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Хакасию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздаетсякрасота родных гор и рек, озер и лесов. Бабушки исполнялинам песни, рассказывали предания, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый родитель, педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Презентация к докладу "Роль книги и чтения в жизни современного ученика"

Презентация составлена к докладу "Роль книги и чтения в жизни современного ученика" для родителей будущих первоклассников....

Роль литературного чтения в жизни ученика

В сообщении отражены основные моменты роли литературного чтения в жизни человека....

Роль родного языка в жизни ребенка

Роль родного языка в жизни ребенка...

Роль родного языка в обучении русскому(неродному) языку в начальной школе

В статье рассмотрен проблемный вопрос по обучению русскому (неродному) языку в национальной школе. Из опыта работы учителей Павловой А.Г. и Захаровой М.Д....