Формирование творческой активности личности
статья (4 класс) по теме

Кудряшова Татьяна Борисовна

Для формирования творческой личности необходима творческая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskoy_aktivnosti_lichnosti_.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой активности личности

Анализ литературы по проблеме формирования творчества показал, что творческий потенциал человека является многомерным, комплексным явлением, а подход к изучению творчества, учитывающий нерасторжимое единство познавательных и мотивационных факторов человеческой активности.

Выделим содержательные признаки творческой активности:

1) творческая активность является деятельностью, состоящей в производстве существенно нового: новых вещей или новых способов (программ, технологий) деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей;

2)        творческая активность оригинальна как процесс, т.к. в ее процессе всегда применяются новые средства(способы) или новые программы деятельности;

  1. творческая активность в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем (творческая активность есть комбинирование);
  2. творческая активность является процессом, состоящим в постановке и решении проблем, нестандартных задач, или процесс разрешения лежавших в основе развития общества противоречий между потребностями человека (или общества) и средства разрешения, т.е. процесс удовлетворения новых потребностей общества;
  3. творческая активность является высшим видом деятельности человека, она первична по отношению к исполнительной деятельности;
  4. творческая активность представляет собой единство духовного и материального творчества, идеальное преобразование предшествует материальному.

Создание программ, планов, проектов, моделей будущей деятельности происходит в процессе мышления, материализация и опредмечивание происходит во время выполнения практических заданий, в процессе практики. Сущность мышления раскрывается в двух его функциях - отражении и творчестве. Основной смысл и творческая необходимость возникновения и развития сознания и разработке программ, в открытии способов и возможностей творческого преобразования действительности - в творческой активности, в изменении мира, не удовлетворяющего человека.

Структуру творческой активности, выступающей профессиональной и личностной характеристикой студентов в процессе обучения, можно  рассматривать через систему компонентов: мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого.

Основанием для выделения мотивационного компонента в структуре творческой активности послужило положение, что поведенческий, деятельностный аспект любого основания личности побуждается и регулируется системой мотивов, выражающих осознанное отношение к деятельности, определяющих направленность личности на определенные объекты и способы взаимодействия с ними.

Мотивационный компонент в структуре творческой активности характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение к ценностям и целям предстоящей профессиональной деятельности, к собственному профессиональному становлению, осуществляющемуся на основе освоения творческой активности в каком-либо процессе. Для оценки наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента в качестве критериального показателя выступает осознание формирования творческой активности как условие разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной  школой.

Когнитивный компонент в структуре творческой активности проявляет себя в познавательной деятельности, во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образовательного процесса. Данный компонент включает в себя следующие знания:

  • методологические, предполагающие знание сущности творческой активности как одного из способов отношения человека к окружающему миру;
  • теоретические, включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм творческой активности, закономерностей ее освоения и реализации;
  • технологические, основанные на знании творческих технологий обучения и воспитания.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности выделяется на основе того, что в современных исследованиях обращается внимание на развитие рефлексивных механизмов мышления личности учащихся как одного из важнейших условий осознания, критического анализа и творческого осуществления им  учебной деятельности.

Поведенческий компонент характеризует практический, действенный аспект творческой активности, он направлен на целостное самоопределение и самовыражение учащихся в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Формирование социально активной личности, толерантной к окружающей среде.

В данном материале изложен опыт воспитательной работы в многонациональном классном коллективе....

Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...

Статья «Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»

        Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток инфо...