Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений.
статья
Статья рассматривает проблему насилия в образовательной среде, его причины, тенденции обострения и возможные пути решения. Насилие может проявляться в различных формах: физической, психологической и вербальной. Основные причины включают социально-экономические факторы, семейные проблемы, психологические расстройства, культурные нормы и недостаток контроля. Современные технологии способствуют распространению виртуального насилия. Тенденции включают рост числа инцидентов, изменение форм насилия и увеличение числа участников. Для решения проблемы предлагаются меры профилактики, психологическая поддержка, обучение педагогов, создание безопасной среды, сотрудничество с родителями и сообществом, а также законодательные меры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
Теодор Драйзер
«Насилие так неотъемлемо ... что именно ему мы обязаны зрелищем, именуемым жизнь».
Проблема насилия прослеживается во многих сферах жизнедеятельности человека. Как правило, различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие.
Сегодня наряду с остальными сферами эта проблема затронула и одну из важных сфер жизни человека – образование.
В образовании насилие было, есть и будет, потому что школа не отделена от реалий жизни. Чаще всего пострадавшей стороной представляют ученика.
В образовании под «насилием» обычно понимают эмоциональное или физическое насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школы.
Говоря об этой проблеме в образовании, как правило, первое, что приходит на ум - это неправомерные действия учителя по отношению к ученику, ущемление прав и оказание психологического давления на ученика.
Но в последние годы в прессе появляются статьи об учителях, подвергающихся издевательствам со стороны своих учеников. В наше время учитель, лишенный общественного уважения, также оказался в «группе риска».
Александр Солженицын писал «Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника», Может быть учителям, действительно, не хватает именно этой подготовленности? Возникает вполне логичный вопрос: что же делать?
Проблема насилия учителя в школе актуальна не только в России, но и за рубежом. В разных странах эта проблема решается по-разному.
Во Франции в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше за подобное поведение можно было отделаться общественными работами.
В феврале 2005 года премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах.
Прошлой осенью профсоюз учителей Испании призвал правительство принять срочные меры по их защите. «В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15% педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73% – постоянным оскорблениям», – отмечается в обращении.
В Швеции правительство обещало навести порядок в сфере образования. Нарушителей спокойствия скоро можно будет удалять из класса и задерживать после уроков для разъяснительных бесед.
Что касается России, то сегодня в большинстве случаев учитель в глазах детей уже не является авторитетом, как это было раньше. Сегодня учитель - это работник сферы услуг.
На сегодня складывается такая ситуация, когда педагог является социально-незащищенным в образовании, хотя играет отнюдь не последнюю роль, являясь связующим звеном.
Каковы же пути решения проблемы?
В первую очередь, необходимо понять суть агрессии детей. Учитель обязан знать детскую психологию и предупреждать всевозможные конфликты.
Во-вторых, основная причина детской агрессии по отношению к учителям кроется в человеческих и профессиональных качествах самих педагогов. Ребенка нужно уметь чувствовать, понимать.
Основой плодотворного сотрудничества учителя и ученика является взаимопонимание. Если оно достигнуто, ребенок всегда будет мотивирован и положительно настроен на общение и работу.
Одним из таких примеров плодотворной работы и взаимопонимания учителя и ученика является участие российских и зарубежных школ в международном проекте «Connecting classrooms” («Партнерство между школами»), организованным Британским советом.
с точки зрения взаимоотношений учителя и ученика являются основными целями проекта:
#1042;овлечение (INCLUSION) всеx школьных сообществ (ученики, учителя, родители и т.д.) в международный проект CONNECTING CLASSROOMS c учетом их особых потребностей.
2. Развитие лидерских качеств учащихся (Student’s Voice).
Зачастую мы, учителя, не даем ученику возможности высказать свое мнение, так считаем, что ребенок недостаточно зрел, опытен или компетентен в какой-либо теме. Если же есть необходимость обсудить какую-либо тему, то мы сами направляем ученика:
- даем план ответа
- подбираем подходящие фразы, мысли цитаты – фактически тем самым подталкиваем ученика к ответу, который мы хотим услышать, а не к тому, что думает он сам. Такими действиями мы не только лишаем ребенка права на собственное мнение, но и демотивируем его, а иногда и вызываем агрессию.
Проект Connecting Classrooms дает ученикам возможность высказаться по актуальным темам и проблемам. Поразительно то, что в ходе тренингов и дискуссий дети раскрываются совсем с иной стороны, нежели в школе. И что удивительно, подростки, которые увлекаются модой, музыкой современными трендами жизни, так же неравнодушны к современной действительности, проблемам как и взрослые.
На тренингах, проходивших в Британском Совете, ребята обсуждают такие проблемы, как сделать чище и улучшить район, где они учатся и живут, как помочь инвалидам адаптироваться в современной жизни и не чувствовать себя лишними, как улучшить и модернизировать программу обучения в школе и систему образования в целом.
Проект позволяет детям выражать свое мнение без страха быть раскритикованным учителем, но в то же время помогает учителям научиться слушать детей, позволить им общаться с учителями на равных, воспринимать детей и их мысли без особой критики, а пытаться вникнуть и дискутировать.
Как известно, в споре рождается истина. Что есть спор? Можно сказать, что спор – это эмоциональный диалог собеседников. Ключевое слово здесь диалог. Ребенок готов на диалог, но готов ли учитель? Диалог – это первый шаг к умению слушать и слышать, это первый шаг к сближению и становлению дружеских отношений между учеником и учителем .
Установление дружеских отношений, умение взаимоуважительно общаться успешно реализовывается в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, что способствует не только развитию личностных качеств учеников, возможности проявить себя и получить новые знания и навыки общения, но и развить командные навыки работы учеников и их учителей.
Так, ученики-участники проекта приняли участие в московской межшкольной конференции международного проекта в Британском Совете, где совместно с учителями ребята обсуждали планы развития проекта внутри школы, между школ и на международном уровне.
Необходимо отметить, что подготовка к таким конференциям и семинарам – тренингам проходит совместно с учителем-координатором, что положительно влияет на сближение учителя и ученика, формирует навыки коллективной и продуктивной работы.
Такого рода мероприятия способствуют сближению учителя и ученика, учат находить общий язык и быть толерантными друг к другу.
Ярким примером такого общения – сотрудничества можно назвать и наше последнее мероприятие – проведение международного выездного семинара по проблемам конфликтов и толерантности в школах.
Ребята не только обсуждали проблему взаимоотношений учеников и учителей, но и искали пути решения конфликтов. Помимо семинаров и командных заданий, проводимых учителями, были организованны круглые столы, где ребята делились своими идеями и вместе с учителями искали пути решения проблемы.
Помимо этого, ребята работали с «книгой», изданной Британским советом “Tolerance through languages” . Это не учебник, а скорее «книга жизни», цель которой наглядно показать и объяснить, что значит быть толерантным, как это влияет на общение с окружающими людьми и сферы деятельности человека.
Проект Connecting Classrooms является уникальным в своем роде проектом на сегодня. Он позволяет не только общаться детям школ-партнеров на международном уровне, но и развивает командный и дружеский дух в общении и совместной работе ученика с учителем при выполнении различных заданий
Тем самым проект помогает решать проблему агрессии по отношению к учителю, а при помощи различных средств (таких как обсуждение и обучение толерантности в общении) помогает детей и учителей быть терпимее друг к другу.
Закончить выступление хотелось бы словами знаменитого композитора и пианиста Фридерика Шопена, сказавшего следующее: «Вежливостью достигнешь больше, чем насилием»
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Требования ФГОС и тенденции современного электронного образования. Образовательная среда"
Доклад рассказывает об особенностях электронного образования в школе...

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.
Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...

ФГОС. Проблемы, поиск решения....
Размышления о плюсах и минусах новых образовательных стандартов в начальной школе из опыта работы пилотной площадки по реализации ФГОС НОО. Анализ трудностей, с которыми столкнулись учителя и возможны...

Выступление на МО на тему: «Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
По данной теме находится достаточно много публикуемого теоретического материала. В данной работе попыталась теоретический материал привязать к практическому....

Статья на тему: "Полиэтнический класс: проблемы и поиски решения" + презентация
Статья раскрывает проблемы и поиски решения при работе учителя с детьми-мигрантами....

Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования
В условиях модернизации образования школа должна соответствовать образовательным запросам общества и удовлетворять образовательные потребности конкретного человека, т.е. решать задачу обеспечения каче...
- Мне нравится (1)