Возрастные и психологические особенности ребёнка в начальных классах
консультация
Возрастные и психологические особенности ребёнка в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные и психологические особенности ребёнка в начальных классах
Первый и самый ответственный этап в жизни детей — это начало обучения в школе. Младший школьный возраст, охватывающий период от 6-7 до 10-11 лет, представляет собой особый этап как для ребёнка, так и для его семьи.
Главная задача родителей — подготовить ребёнка к школе. Несмотря на искреннее желание идти в школу, не все дети оказываются готовы к обучению. Поэтому перед поступлением в школу важно, чтобы ребёнок прошёл собеседование у детского школьного психолога.
Когда ребёнок впервые отправляется в школу, семья сталкивается с определённым кризисом. Начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет, который знаменует переход к новой социальной ситуации, требующей нового содержания отношений. Прежние социальные связи, такие как детский сад, уже не удовлетворяют ребёнка, и он стремится поскорее вступить в новые отношения со сверстниками.
Течение кризиса во многом зависит от того, когда ребёнок пойдёт в школу и насколько он готов к обучению. Это важный аспект, поскольку многие родители недоумевают, почему их ребёнок ведёт себя по отношению к школе пассивно или агрессивно.
Даже если ребёнка научили читать и писать в 4 или 5 лет, это не всегда является гарантией его готовности к школе. Исключение составляют лишь одарённые дети.
Если ребёнок поступает в школу в возрасте 7,3-8 лет, он проходит через определённые фазы. Игра уже не занимает его так, как раньше, и отходит на второй план. Ребёнок стремится к продуктивной, значимой и оцениваемой взрослыми деятельности. У него начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Возможно появление негативной симптоматики, направленной в первую очередь на родителей. Когда ребёнок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется, и восстанавливается внутренний комфорт.
Семилетний ребёнок, поступивший в школу, сталкивается с серьёзными жизненными изменениями: возрастают психические, физические и эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляются новые заботы и обязанности. Большинство семилетних детей готовы к школе: их память достаточно развита, они умеют контролировать своё внимание и обладают богатым словарным запасом. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать то, что слышит, и в определённых рамках управлять своими эмоциями и поступками.
У детей, которые пошли в школу рано, в возрасте 6-6,3 лет, наблюдаются иные фазы. Игра остаётся их ведущей деятельностью, и ребёнок продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к проблемам в учёбе и поведении. Он испытывает неудовлетворённость своим общественным положением и переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, проявляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей. Ребёнку приходится параллельно осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удаётся это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается, и негативная симптоматика сглаживается.
Многим детям трудно пережить первые несколько месяцев после поступления в школу. Родители обязаны приходить на помощь ребёнку, но не должны проявлять чрезмерной опеки. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у ребёнка появляются естественные желания обходиться без посторонней помощи. Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги и ревниво оберегая его от посильных нагрузок. Они оправдывают это тем, что хотят облегчить жизнь ребёнка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком и музыкой. Однако они не учитывают, что чрезмерная опека формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность и неумение преодолевать трудности.
Ещё в начальных классах ребёнок должен осознать, что труд — это первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи. Ребёнка необходимо научить уважать труд взрослых и привлекать к полезной деятельности в школе и дома.
Для учителя важнейшей задачей является установление контакта с детьми. Система «ребёнок — учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и к детям. Хорошие оценки и хорошее поведение исходят от учителя, и, конечно, от того, какие оценки он будет получать, зависят его отношения со сверстниками и родителями.
Обучение и воспитание школьника младшего возраста основывается на индивидуальном подходе к его личности, с учётом темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.
Между родителями могут возникать споры о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания и следит ли вообще за учёбой ребёнка.
Такие кризисы возникают на всём протяжении семейной жизни, начиная с момента вступления в брак, рождения ребёнка, первого похода в школу, подросткового и юношеского возраста и, конечно, вступления во взрослую жизнь.
Задача родителей — договориться. Ведь, конечно, разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной жизни их детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учёт психологических особенностей ребёнка"
В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учёбой, при этом постоянн...

Возрастные и индивидуальные особенности ребёнка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, о...

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.
Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе
Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе...

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.
Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах...

математика 3 класс "Школа России" тема «Приёмы письменных вычислений»При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников класса, все учащиеся которого имеют положительную мо
урок математики в 3 классе по теме "Приемы письменных вычислений".При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности...