Родительское собрание "Учёт психологических особенностей ребёнка"
статья (2 класс) по теме
В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учёбой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, невнимательны, им трудно решать задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchyot_vospitaniya_psihologicheskih_osobennostey_rebyonka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание .
Тема: «УЧЁТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА»
В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учёбой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, невнимательны, им трудно решать задачи.
Как вовремя обнаружить такого ученика, как распознать специфические проблемы у ребёнка, что с эти делать, как помочь, а главное как предотвратить эти проблемы?
Часто приходится слышать специалистам слова обеспокоенных родителей.
У нас беда… Оставляют на второй год, в дневнике сплошные двойки… Каждый раз из класса в класс переползаем.. А в этот раз, видимо, останемся. Учительница говорит- нарушение письма.
Напротив сидит усталая женщина с сыном. Мальчишка, шмыгая носом, водит носком ботинка по полу. Его смущенный вид словно говорит: «Я не виноват, я стараюсь»
Да, он не виноват, и он действительно старается. Но не может справиться с проблемой, которая свалилась на него. А время упущено много, т.к с самого начала у мальчика были проблемы с учёбой. С трудом давалось чтение, письмо. Задачу мог решить только после подробного разъяснения, примеры решал медленно.
Это следует из рассказа мамы, и хочется спросить: где же вы были раньше. Ведь если у сына повысится температура, заболит горло, вы сразу обращаетесь к врачу. Почему же здесь, при первых признаках проблем, родители не приходят за помощью к специалистам?
Часто в ответ можно услышать недоуменные слова родителей «Он же нормальный, со звуками всё в порядке. Мы без дела не сидим. Пишем диктанты, решаем задачи, летом занимаемся, чуть ли не каждый день. Списываем большие тексты. Но почему-то всё без толку…»
К сожалению, приходится констатировать, что дисграфия – новая болезнь российских школьников. В чём же дело и как помочь?
Об этом здесь и пойдёт речь на примере письма и выписок из истории трёх учеников с проблемами обучения.
Матвей К. 8 лет 1 класс программа 1-3 апрель
В анамнезе – развитие речи с задержкой, фраза появилась к 3 годам. Ребёнок 2 года находился в коррекционном детском саду с диагнозом «общее недоразвитие речи» Проблемы начались с сентября.
Наличие проблемы | Как это сказывается на учёбе. |
Смазанная вялая артикуляция | Нечёткие ответы, стесняется своей речи, болезненно реагирует на замечания, касающихся речи |
Неустойчивый уровень развития памяти | Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст |
Крайне низкий уровень сформированности фонематического восприятия | Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твёрдые согласные; всё это сказывается на письме. |
Недостаточный уровень словесно-логического мышления | Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи. |
Несформированность пространственных ориентировок. | На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности в решении задач. |
Замедленный темп деятельности | Долго делает уроки, не успевает в классе писать диктанты. |
Низкая работоспособность | Быстро устаёт, работоспособности хватает на 10 минут |
Не сформирован учебный мотив | Психологически к школе ребёнок не был готов, школа для него, прежде всего, перемены, друзья. |
Повышенная тревожность | Ребёнок скован, боится отвечать в классе, боится контрольных. |
Процесс чтения не сформирован | Чтение послоговое, нет понимания прочитанного |
Заключение: дисграфия на фоне несформированности фонематического восприятия. Формирующаяся дислексия.
Что делать. Необходимо продолжать занятия с логопедом. Требуеся консультация с детским психиатром для предупреждения неврозоподобного синдрома.
Катя Е. 8 лет программа 1-4.
В анамнезе со слов мамы особых проблем не было. До года девочка не ползала, пошла в 11 месяцев. Речь развивалась в пределах нормы. Проблемы с учёбой начались сразу.
Наличие проблемы | Как это сказывается на учёбе |
Замедленный темп деятельности | Очень долго делает уроки. На уроке не успевает за учителем |
Низкий уровень самоконтроля | Делает уроки только с мамой, проверять свои работы не умеет. |
Скрытая леворукость | Затрудняет процесс письма, снижает уровень пространственных представлений. |
Снижение уровня концентрации внимания и переключаемости внимания | Ребёнок не может достаточное время сосредоточится, с трудом переходит от одного задания к другому. |
Низкий уровень словесно-логического мышления. | С трудом решает задачи, так как надо не только прочитать, но и понять смысл написанного, плохо понимает скрытый смысл |
Низкий уровень учебной мотивации | Нет желания учиться, так как ребёнок испытывает постоянный неуспех. |
Повышенный уровень тревожности. | Частые слёзы, не хочет идти в школу, боится отвечать. |
Что делать. Необходимо пройти консультацию психолога (коррекция психических процессов), консультацию детского психиатра ( предотвратить развитие неврозоподобного синдрома) Учителю создавать для девочки на уроках положительный фон, постараться не исправлять красным цветом в тетради.
Заключение. Дисграфия. Замедленный темп деятельности. Недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Угроза развития невроза.
Коментарии Типичная ошибка родителей- девочка начала говорить вовремя, звуки все произносила правильно, а на качество связной речи особого внимания не обращали. В результате – «общее недоразвитие речи». Из-за отсутствия своевременной коррекционной работы получили развитие и другие проблемы. В результате на фоне всех проблем развилась дисграфия, отягощенная психологическими проблемами.
Ваня Б. 12 лет 6 класс школы с углублённым изучением английского языка.
В анамнезе беспокойный сон до года, повышенное внутричерепное давление, вегетативно-сосудистая дистония. Занимался в Центре «Отличник» За 1999 год прошел программы 2-го, 3-го и 5-го классов ( по 1 месяцу на класс). В этом Центре с занятиями справляля, но в школу эти знания не переносил. В начальной школе наблюдались элементы зеркального письма, специфические ошибки.
Наличие проблемы | Как это сказывается на учёбе |
Неустойчивое внимание | Не может сосредоточится на выполняемом задании, часто отвлекается на уроке |
Недостаточно сформированы пространственные ориентировки. | Трудности в правильном употреблении предлогов, сложности с математикой |
Низкая организация деятельности. | Домашние задания делает очень долго, всё время прерывает работу, бросает одно дело, начинает другое. |
Избирательная учебная мотивация | Старается делать только задания, которые ему нравятся. |
Эмоциональная неустойчивость, гипердинамический синдром | Очень возбудим, неусидчив, быстро меняется настроение |
Заключение: слабость нейродинамических процессов.
Комментарий: Несмотря на достаточно благополучный анамнез, ребёнок в раннем детстве был двигательно расторможен, соматически ослаблен. Но, несмотря на объективные причины для щадящего режима занятий, родители решили форсировать обучение. Наряду со школой с усложненной программой, ребёнок прошел курс, причём ускоренный, в Центре «Отличник». В настоящий момент мальчик семимильными шагами движется к неврозу со всеми вытекающими от сюда последствиями.
В первую очередь ребёнку нужна консультация опытного невропатолога, т.к без медикаментозного лечения здесь, видимо, не обойтись. Затем, возможна консультация опытного детского психиатра – для коррекции эмоциональной сферы. И обязательно психологическая работа с родителями. В школе этот ребёнок будет приносить много хлопот, но с такими детьми надо набраться терпения.
Чтобы понять механизмы возникновения вышеперечисленных нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения, письма, логики, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют 4 анализатора:
речедвигательный – который помогает осуществлять артикултрование, то есть наше произношение.
речеслуховой – который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука)
зрительный – который подбирает соответствующую графему (букву);
двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (движения необходимые для записи)
Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.
Для письма необходим мотив, побуждение, программирование – это работа лобных долей коры головного мозга.
Исходя из вышесказанного, видим, что процесс обучения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определённых структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение процессом обучения.
Тогда, когда работа каких-то анализаторов нарушена, на помощь приходят сложные системы обучения, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов. В тех же случаях, когда недостаточность работы одного из анализатора носит не такой глобальный характер, на помощь приходят другие методики коррекционного обучения. Эти методики широко используют в своей работе школьные психологи, логопеды, во многом могут помочь родители ученика и его учитель.
Причинами нарушения могут служит снижение интеллектуального развития, различные органические поражения головного мозга. Но возьмём обычного школьника без видимых патологий. Как раз то случай, когда родители и учителя не могут понять, почему у ребёнка ничего не получается, несмотря на старания.
Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи ( фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, звукопроизношение на разных этапах развития). Нарушение или задержка развития этих составляющих – причина дисграфии и дислексии.
Наследственный фактор, когда ребёнку передаётся несформированность определённых мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении знаниями, ребёнок испытывает те же трудности, что и его родители.
Источником неудач может служить и несвоевременное формирование процесса ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ( установление доминантной роли одного из полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения у ребёнка должна уже сложиться чёткая ЛАТЕРАЛЬНАЯ ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребёнка писать правой рукой , затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.
Расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления, так же могут явиться причиной нарушений.
В основе нарушения речи часто наблюдается отрицательная связь «мать-ребёнок». Т.К. ребёнок, которого кормят насильно, который сопротивляется по отношению к еде, приобретает ту же манеру и по отношению к интеллектуальной пище. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится и на учителя.. В дефектологии известно, что если ребёнок в младенческом возрасте очень медленно прибавляет в весе, плохо ест, то у него часто бывают проблемы с темпами развития речи.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечёткую артикуляцию. Про таких говорят «Еле языком ворочает… каша во рту». Нечёткая команда, поступающая в структуры головного мозга от нечёткого артикулирования, да еще при недостаточной сформированности фонематических процессов, может вызвать нечёткие ответные реакции, что влечёт за собой проблемы в обучении.
«Вместе с тем, Минобразования отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психологического и физического развития ребёнка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения»[№ 70\23 16 от 07.01.99].
Безусловно, надо знать, какой ребёнок идёт к нам в школу. Но не для того, чтобы решить, есть ли ему место в нашем учебном заведении или в нашем классе, а только для своевременного предупреждения возможных проблем.
Психологическая готовность к обучению подразумевает следующие психологические аспекты:
сформированность произвольная сфера как в деятельности, так и в познавательных процессах;
такие познавательные процессы, как внимание, память, восприятие должны быть сформированы соответственно возрастным нормам;
интеллектуальное, речевое, моторное развитие должно так же соответствовать возрасту;
на достаточном уровне должна находиться эмоционально-волевая сфера.
Отсюда следует вывод, что при серьёзном отношении к развитию ребёнка, к его психологическим особенностям необходимо в каждой школе иметь штатную единицу – «школьный психолог», который отслеживает и помогает в решении создавшихся проблем в поведении и обучении.
По материалам интернет- ресурсов
подготовила учитель начальных классов
Типунова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"
В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....
Родительское собрание"Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
В статье рассказывается о том, что должны знать родители, отдавая ребенка в первый класс...
Родительское собрание «Психологические особенности младших подростков».
Родительское собраниена тему «Психологические особенности младших подростков».Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то замечает изменения характера:...
Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.
На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....
родительское собрание Психологические особенности младшего подростка
родительское собрание Психологические особенности младшего подростка...
Родительское собрание Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Психологические особенности младших школьников...
Родительское собрание "Психологические особенности адаптации первоклассников"
В выступлении говорится о течении процесса адаптации, критериях её успешности и причинах неуспешности....