Рабочие программы
рабочая программа (3 класс)
Рабочие программы психолога в школе — это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого ребенка, группы или класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся педагог создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центральная основная общеобразовательная школа
Принято: на заседании методического совета протокол № _______ «___» ____ 20__ г. | Утверждена: директор школы _____ Я.В. Сырыгина приказ № _______ от «___» _____ 20__ г. |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
психологического сопровождения
обучающегося 3 класса
_______________________
Срок реализации: 1 год
Педагог-психолог: Корнетова Татьяна Викторовна
п. Центральный, 2024
Пояснительная записка
Актуальность программы. По результатам психолого-медико-педагогического обследования ________________ имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Ребенку рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. Вариант ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 7.1.
Психологическое обследование в начале учебного года показало, что у ребенка сниженный темп работы, работоспособность сниженная, мальчик не выдерживает интеллектуальную нагрузку. Общая осведомлённость значительно ниже возрастной нормы. Внимание недостаточно устойчивое, легко отвлекаемое. Уровень развития памяти зрительной и слухо-речевой сниженный. Словарный запас бедный, значительно ниже возрастной нормы. В схеме тела и ближайшем пространстве мальчик ориентируется слабо, понимание предлогов слабо сформировано, признаки времен года дифференцирует слабо (может различить зиму и лето), путает, не понимает время. Испытывает значительные трудности при обобщении и исключении понятий, умозаключения по аналогии не осуществляет, очень слабо дифференцирует признаки предметов и явлений. Моторика и графическая деятельность слабо развиты. Волевая сфера сформирована слабо, средний уровень мотивации к школьному обучению. Самооценка высокая, настроение доброжелательное, умеренная тревожность, высокая активность, эмоциональная стабильность, расторможенность психических процессов. Ведущая деятельность – игровая.
Адресат программы. Обучающийся 3 класса ____________________.
Дата рождения: ___.___.2014 г.
Адрес проживания: ____________________________.
Форма обучения: очная.
Направленность программы. Рекомендована организация психолого-медико-педагогической помощи: занятия с психологом по развитию всех сторон познавательной деятельности.
Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие.
Тип занятий: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная.
Объем программы – общее количество часов: 68 занятий.
Срок освоения программы: 1 учебный год.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, продолжительностью 20 минут.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия
2. Пальчиковая гимнастика
3. Коррекционно-развивающие упражнения
4. Физкультминутка или подвижное упражнение
5. Коррекционно-развивающие упражнения
6. Рефлексия.
7. Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия, прощания, пальчиковые гимнастики, физминутки и подвижные упражнения подбираются психологом самостоятельно из личных картотек или из методических пособий, имеющихся в доступе. Занятия в программе можно корректировать, добавлять или пропускать упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Очень важно отслеживать уровень утомляемости ребенка, не допуская перевозбуждения. При проявлении признаков усталости психолог вправе отойти от запланированной структуры занятий. Возможно большее включение релаксационных игр, разминок, упражнений на дыхание или перестановка упражнений, замена одних упражнений и игр другими, с учетом их направленности.
Цели и задачи программы
Цель: развитие познавательной деятельности у обучающегося с задержкой психического развития.
Задачи:
- Формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- Развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение);
- Развивать память (навыков запоминания, устойчивости, смысловой памяти);
- Развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
- Развивать психологические предпосылоки овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- Формировать положительную мотивацию к учению;
- Формировать адекватную самооценку.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во занятий |
I | Стартовая и итоговая психодиагностика | 4 |
II | Развитие мотивационной сферы | 16 |
III | Развитие мелкой моторики | 9 |
IV | Развитие сенсорных процессов | 9 |
V | Развитие познавательной сферы | 22 |
VI | Развитие эмоционально-волевой сферы | 8 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятий | Кол-во занятий | Дата |
1-2 | Стартовая психодиагностика | 2 | |
Развитие мотивационной сферы | 16 | ||
3 | Я школьница. Моя школа. Мой класс. | 1 | |
4 | Внешний вид. Доброта. Вежливость. | 1 | |
5-7 | Знаки и символы. Игра художников. | 3 | |
8-10 | Запутанные дорожки. | 3 | |
11-13 | Противоположности. | 3 | |
14-16 | Умное предложение. | 3 | |
17-18 | Мир профессий. Кем я хочу быть? | 2 | |
Развитие мелкой моторики | 9 | ||
19-21 | Обводим по трафарету, раскрашиваем. | 3 | |
22-24 | Соединяем точки и рисуем узоры. | 3 | |
25-27 | Штриховка. Графические упражнения. | 3 | |
Развитие сенсорных процессов | 9 | ||
28-30 | Восприятие формы, величины, цвета. | 3 | |
31-33 | Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. | 3 | |
34-36 | Восприятие пространства и времени. | 3 | |
Развитие познавательной сферы | 22 | ||
37-38 | Внимательный художник. | 2 | |
39-40 | Учимся запоминать. | 2 | |
41-42 | Назови одним словом. | 2 | |
43-44 | Раздели картинки по группам. | 2 | |
45-46 | Учимся рассуждать. | 2 | |
47-48 | Умозаключения по аналогии. | 2 | |
49-51 | Веселая логика. | 3 | |
52-53 | Страна воображения. | 2 | |
54-55 | Придумай сказку. | 2 | |
56-58 | Веселый карандаш. | 3 | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | 8 | ||
59 | Это я! Какая я? | 1 | |
60-61 | Мои эмоции и мое настроение. | 2 | |
62 | Мои страхи. | 1 | |
63 | Моя семья. | 1 | |
64 | Что такое дружба? | 1 | |
65-66 | Что такое хорошо и что такое плохо? | 2 | |
67-68 | Итоговая психодиагностика | 2 | |
Итого | 68 |
Планируемые результаты
К концу обучения в 3 классе у учащегося должны сформироваться следующие умения:
- Сформируется внутренняя позиция школьника,
- Повысится учебная мотивация,
- Сформируются представления о доброте, о вежливом поведении,
- Увеличится объем внимания,
- Знание некоторых профессий,
- Улучшится каллиграфическое письмо,
- Различение предметов по форме, величине, цвету,
- Элементарная ориентировка в пространстве,
- Уметь ориентироваться по часовой стрелке,
- Увеличится объем памяти,
- Находить обобщающие слова,
- Классифицировать предметы,
- С помощью учителя находить аналогии,
- Делать простые выводы с помощью учителя,
- С помощью учителя решать логические задачи,
- Иметь элементарные представления о себе и о своей семье,
- Различать простые эмоциональные состояния окружающих,
- Элементарным навыкам межличностного общения с окружающими,
- Различать хорошие и плохие поступки.
Условия реализации программы
Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с педагогами и родителями.
К материально-техническим условиям реализации программы относятся:
- технические средства обучения (ноутбук),
- музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
- индивидуальный раздаточный материал по развитию ВПФ,
- арсенал для техники АРТ-терапии,
- дидактические игры, наборы сюжетных картинок.
Формы контроля
Программа включает в себя обязательную психологическую диагностику, которая проводится в начале и в конце учебного года, нацеленная на выявление уровня развития высших психических функций учащейся с задержкой психического развития, позволяющая отследить динамику развития учащегося.
Список литературы
- Власова Т.А.-О детях с отклонениями в развитии. М.-1973.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьника.- М.,1975.
- Егорева Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.
- Ермолаев О.Ю.- Внимание школьников. - М., 1987.
- Карпова Г.А.-Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. - Екатеринбург, 1995.
- Кикони Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. М., 1992.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб-1997.
- Лурия А.Р.Внимание и память – М., 1975.
- Марков А.К.- Формирование мотивации учения. - М.-1990.
- Подалко А.Е. Психологическая коррекция умственного развития учащихся.- М., 1990.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.- 1988.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления. – Ярославль 1996.
- Яковлева Е.А.- Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. - Петрозаводск, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...