Презентация к занятию по теме: "Учимся разрешать конфликты"
презентация к уроку (3 класс)

Валентина Александровна Класс

Занятие по теме: «Учимся разрешать конфликты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_uchimsya_razreshat_konflikty.zip706.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Учимся разрешать конфликты».

Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться еще раз. Известно, что слово «здравствуйте» можно произнести совершенно по разному. Ваша задача поздороваться с классом используя различную интонацию, добавляя в приветствие разные эмоции. По очереди. Спасибо.

 

Упражнение «Барометр настроения» - А с каким настроением вы пришли на наше занятие?

Выберите пожалуйста, карточку, обозначающую ваше эмоциональное состояние:

На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

Ребята, прежде чем определить тему нашей встречи, я хочу рассказать вам об одном случае. Дело было так - на перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте «Это мой стул, а ты сходи и поищи себе другой». Нет это мой стул - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

Что же произошло между мальчиками? (спор, ссора, драка, конфликт). Правильно, произошел конфликт.

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился. Верно, ребят?

А как выдумаете, что обозначает слово «конфликт»? (Ответы детей)

С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. 

Сегодня мы постараемся разобраться, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей.

Как вам кажется, из-за чего происходят конфликты в классе/ в школе? Что является их причиной? (Ответы детей).

борьба за авторитет;

соперничество;

обман, сплетни;

оскорбления;

обиды;

личная неприязнь к человеку;

симпатия без взаимности.

Конфликты – это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Конфликты не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такого не встречается.

А теперь давайте вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:

Из-за чего возник конфликт?

Главное - чего НЕ смогли сделать мальчики? (понять друг друга и договориться)

Послушайте еще две ситуации и скажите, а в чем причина конфликта здесь.

Андрей, я сломал твою ручку - тихо и робко сказал Дима. - Что ты наделал? Вообще ты мне больше не друг! - закричал Андрей и убежал. А Дима даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручки, он купил новую и хотел отдать ее другу. Ребята, как вы думаете, из-за чего возник конфликт? (из-за неумения слушать)

Ситуация 2 - на соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова тем, кто выиграл. Те ответили тем же, затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина? (Несдержанность)

Итак, мы определили основные причины возникновения конфликтов:

Неумение договориться, неумение слушать, несдержанность.

На один и тот же предмет мы смотрим по-разному, то есть наши мнения могут не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.

Во мноих сказках и стихах мы сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы внимательно послушайте, я в конце задам вопрос.

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути»

Черный брат ответил: «Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.

Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?

Вывод: Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство.

А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.

Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке? (ТУЧА)

Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (ответы детей)

Правильно, туча может разрозиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть сонышко.

Так и конфликты - могут разрешиться положительно и отрицательно.

Давайте рассмотрим способы разрешения конфликтов. Для этого вам необходимо разделить слова, которые вы увидите, на две группы. Слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликта и отрицательные.

(уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять)

РАЗРЕШЕНИЕ конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

Верно, совершенно не стыдно первым попросить прощения.

Итак, что еще помогает разрешить конфликт? Рассмотрим еще две ситуации.

На экране картинка. Посмотрите внимательно все рисунки, что здесь происходит? Прокомментируйете последние два рисунка. Какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков? Они сумели договориться? Уступили друг другу?

ТОТ, кто не боится идти на уступку, Чаще выходит из конфликта!

Уступка

Послушайте рассказ «Саша-дразнилка» (по Н.М.Артюховой).

Саша очень любил дразнить свою соседку по парте Дашу. Даша обижалась и даже плакала

– Почему ты плачешь, Даша? – спросила учительница.

– Меня Саша дразнит.

– Ну и пусть дразнит! А ты не дразнись в ответ.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Даша попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели в столовой, обедали.

– Вот я сейчас поем, – начал Саша, – вернусь в класс и твою куклу в окно выброшу.

– Ну что ж, —  засмеялась Даша, – это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

– У тебя насморк, — сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.

– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

Все вы, девчонки; – дрожащим голосом проговорил Саша, – все вы ужасные трусихи и плаксы!

– Мне самой мальчики больше нравятся, – спокойно ответила Даша.

Саша посмотрел вокруг и крикнул:

– У меня карандаши лучше, чем у тебя!

– Рисуй на здоровье, – сказала Даша.

Тут Саша не выдержал и заплакал:

– О чем ты плачешь, Саша? – спросила учительница, подойдя к мальчику.

– Меня Даша обидела! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится!

- Что помогло Даше избежать ссоры? ЮМОР

Перевести конфликт в шутку (Например, кто-то провоцирует вас на драку, скажите ему: «Давай завтра подеремся, что-то я сегодня не настроен»). 

Рассмотрим, какие варианты поведения в конфликте существуют. ПРЕЗЕНТАЦИЯ с девизами

Конкуренция. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Избегание (уход). Человек просто уходит от конфликта без попытки решить его.

Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов.

Компромисс. Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Сотрудничество. Удовлетворение интересов всех сторон.

Ребята, как вы думаете, какой способ разрешения конфликта более эффективный?(Ответы детей.) Вывод: Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!

Подумайте и скажите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.

Факторы бесконфликтного общения:

Улыбка;

Доброжелательный тон;

Вежливость;

Нейтральность речи;

Приветливость;

Заинтересованность;

Непринужденность жестов.

Физминутка «Найти вредные советы».
Встаньте, пожалуйста. Я буду давать вам советы, а вы, если совет полезный, должны хлопать в ладоши, если совет вредный, топать ногами.

При встрече нужно здороваться.

Здороваться нужно только со взрослыми.

В гости нужно ходить только в чистой одежде.

В разговор взрослых нужно вмешиваться.

Можно грубо разговаривать с друзьями.

В гостях можно всё брать без разрешения.

Малышей можно обижать.

Свистеть, кричать, шуметь в школе.

Вежливыми нужно быть всегда

«Единственная известная мне роскошь —

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.

Мы будем учиться с вами правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в ситуации одиночества или конфликта.

 

А что же такое общение? (ответы детей)

Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями. Оно проявляется во взаимодействии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Общение - это и вчерашний разговор по телефону, беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за нежелания выполнять домашнее задание.         В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

Дискуссия "Способы общения"

Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами? (ответы детей)

Язык — самый распространенный способ общения человека. Одну и ту же фразу человек может сказать по-разному.

Задание для детей: Скажите фразу с разной интонацией (весело, грустно, испуганно, со злостью): «У меня в кармане дырка!»

 

А как  люди выражают свои мысли и настроение? (ответы детей)

Молодцы, вы назвали много разных способов общения.

 

Еще один распространенный способ общения — жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

Задание для детей: поздороваться с соседом с помощью жеста (без слов), изобразить в воздухе фигуру …

Иногда мы в разговоре непроизвольно делаем те или иные жесты, по ним мы можем определить состояние человека.

Например:

смыкаем кончики пальцев обеих рук — уверенность в себе;

скрещиваем руки — негативное оборонное состояние;

руки в боки — агрессия, наступление и т.д.

Но кроме жестов при общении мы «используем» выражение нашего лица — мимику. Мимика — это работа мышц лица, выражающая человеческое состояние.

Задание для детей: представьте, что на столе стоит стакан с жидкостью. При помощи мимики изобразите, какая на вкус жидкость в стакане, так, чтобы было понятно, какой это вкус (сладкая, кислая, горячая, горькая)

Подведем итоги:

 

Способы общения

вербальные  (словесные)

невербальные (эмоциональные)

устная речь, письменная речь, интонация

взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы.

- Драка, ссора, грубые слова унижают человека. Давайте выполним упражнение, которое наглядно нам это покажет.

!!!!! Упражнение Скрепка !!!!

Прежде чем завершить наш разговор, давайте выполним одно упражнение. (Раздаю скрепки) - ваша задача за 20 секунд выпрямить эту скпрепку. А теперь за 20 секунд верните скрепку в прежнюю форму.

Давайте сравним, стала ли она абсолютно такой же как была? НЕТ

Вывод: восстановленная скрепка похожа на скрепку, ей даже можно пользоваться – но она не такая, как раньше. Ребята, любой конфликт изменяет отношения между людьми (можно их навсегда испортить, можно восстановить – но прежними они уже не будут). Изменения бывают опасными и необратимыми, поэтому в общении всегда следует выбирать такую линию поведения, которая позволит избежать серьезных последствий. А конфликт, если он возник, нужно разрешать мирным путем.

А теперь давайте разгадаем пять ключей общения. Вам необходимо выполнить задание.

 

Упражнение «Пять ключей общения»

1. Исключи повторяющиеся буквы и прочти ключевое слово.

Т П И П С Ж М Т С Я Ж

(имя)

Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

 

2. Расшифруй ключевое слово.

42516253

М     Н     Е     В     И     А

1       2      3      4     5      6

(внимание)

Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

 

3. Чтобы прочитать ключевое слово, расставь слоги в правильной последовательности.

ЛИВЕЖВОСТЬ

(вежливость)

Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих друзей.

 

4. Отгадай шифр и прочти слово.

ИАНАФАОАРАМАААЦАИАЯ

(информация)

Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

 

Отгадай ребус

                                               

МАНИЕ (понимание)

Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.

 

СЛАЙД

 

Теперь вы знаете секреты общения и сможете их применять в своей жизни. А чтобы вы о них не забыли, я приготовила небольшие памятки о правилах и секретах общения.

Ребята, статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось во время конфликта обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.

В нашей школе есть служба примирения, поэтому, ребята, если у вас возник конфликт и вы хотите мирно его разрешить, если вас обижают или вы кого-то обидели и хотите загладить вину, вы можете обратиться в службу примирения в кабинет 30а, ккуратору службы, к медиаторам нашей школы, а также можете оставить обращение в ящике возле кабинета 30а. Он тоже скоро там появится.

А я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А даже если они произойдут, то главное, чтобы они всегда разрешались только положительно.

Мне было очень приятно работать сегодня с вами. Спасибо!

Надеюсь, вы, хотя бы сегодня, не будете ни с кем конфликтовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как мы разрешаем конфликты"

рРазвитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; разрабатывать навыки конструктивного разреш...

Классный час в 4 классе "Учимся разрешать конфликты"

Ход классного часа:Мотивация. Учитель:Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:-В чём причин...

Как разрешить конфликт

Практическое занятие по разрешению конфликта...

Конспект внеурочного занятия на тему "Учусь искать информацию"

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работы: кружокТема занятия: Учусь искать информациюЦель занятия: построение простейшего способа поиска информации и ф...

Конспект внеурочного занятия по теме "Учусь сравнивать" (Курс "Мир деятельности", 3 класс)

Курс: «Мир деятельности»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяТема: «Учусь сравнивать».Планируемые результаты:Личностные: формировать готовность и способн...

Занятие на тему: "учитесь мечтать и фантазировать".

Целью занятия является ознакомление детей младших классов с понятиями "мечта" и "фантазия". Направлено на:  развитие фантазии у детей; развтитие у детей потребности выполнять ...