Формирование навыков самообладания и саморегуляции у дошкольников с особыми образовательными потребностями
методическая разработка
Ребенок, сможет научиться управлять собой и овладеет своим поведением только вместе со взрослым в общении, в совместной деятельности. Поэтому в своей практике мы используем основной вид деятельности детей дошкольного возраста - разнообразные игры, способствующие формированию саморегуляции у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samoregulyatsii_u_doshkolnikov.docx | 931.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков самообладания и саморегуляции у дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Шевчук Ольга Александровна, педагог-психолог
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя образовательная школа «Образовательный центр
«Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»
E-mail: olya.shevchuk.1975@mail.ru
Введение. Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам. Особенно важно и актуально в развитии детей с ООП.
Основными особенностями саморегуляции являются:
1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
Значение. По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Однако, как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции у детей с разными образовательными потребностями. К концу дошкольного возраста у них развиваются разные её виды: двигательная, эмоциональная, личностная саморегуляции.
Основная часть.
Виды саморегуляции: двигательная, эмоциональная, личностная саморегуляции.
Ребенок, сможет научиться управлять собой и овладеет своим поведением только вместе со взрослым в общении, в совместной деятельности. Поэтому в своей практике мы используем основной вид деятельности детей дошкольного возраста - разнообразные игры, способствующие формированию саморегуляции у старших дошкольников.
Игры из разработанной нами картотеки (Приложение 1,2) направлены на проработку всех видов саморегуляции, они обеспечивают немедленную обратную связь (что позволяет сразу увидеть последствия своих действий и вносить коррективы); способствуют повышению самосознания, которое помогает лучше понимать свои мысли и чувства в повседневной жизни; помогают справляться со стрессом и улучшают зрительно-моторную координацию. Групповые игры из нашей картотеки проводятся с детьми 4-7 лет один раз в неделю в спортивном зале и не требуют больших усилий и временных затрат. Наши игры для развития саморегуляции помогают детям стать не только спокойными и уравновешенными, но и обучают их ценными навыками для успешной адаптации в обществе. Учитывая индивидуальные особенности детей с особыми образовательными потребностями наши игры можно либо усложнить, либо упростить в зависимости от ситуации.
Вывод:
Таким образом предложенные нами игры являются полезными при планировании и осуществлении образовательной деятельности в дошкольном учреждении и могут применяться с детьми с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Алябьева Е.А. Коррекционно -развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста /. - М.: ТЦ Сфера,2007г. 200с.
- К.Фопель "Как научить детей сотрудничать". Москва,1998г.
- Хухлаева О.В. "Лесенка радости". Москва,1998г.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельнос...
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Презентация на тему "Формирование УУД у детей с особыми образовательными потребностями"
В презентации расказывается об особенностях формирования УУД у детей с ООП, даны краткие характеристики групп детей с ООП....
Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла
Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной...
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями.
Данная работа раскрывает одно из основных положений Федеральных государственных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий обучающихся. Акцент сделан ...
Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Консультаци для педагогов, работающих сдетьми с ОВЗ...
Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...