Одарённый ребёнок
методическая разработка

Кудрявцева Надежда Геннадьевна

Все дети одарены в той или иной степени от природы, но задатки для развития способностей у каждого свои. При этом на развитие ребенка, кроме задатков влияют целый ряд факторов − нельзя исключать роли в этом ценностей среды, особенностей здоровья ребенка, материального достатка семьи и многого другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренный ребёнок

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний – под лавиной знаний могут быть

погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть

перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы

кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте

всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

 возвратиться к тому, что он узнал.

В.А. Сухомлинский

Все дети одарены в той или иной степени от природы, но задатки для развития способностей у каждого свои. При этом на развитие ребенка, кроме задатков влияют целый ряд факторов − нельзя исключать роли в этом ценностей среды, особенностей здоровья ребенка, материального достатка семьи и многого другого.

Одаренный ребенок – это тот, кто выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой-то деятельности.

Какая бывает одаренность

Творческая Музыка, пластика, театральное искусство, рисование, танцы, лепка, конструирование – если вы понимаете, что интерес к этим областям у ребенка выше, чем у сверстников, а результаты работы лучше, чем даже у иного взрослого, − это одаренность.

Физическая, или психомоторная Когда 5-летние малыши без промаха бьют по воротам десять раз из десяти, осваивают велосипед, в то время как сверстники только делают первые шаги, - это она, одаренность.

Коммуникационная Дети, которые рано начали говорить, легко и с удовольствием учат стихи, быстро запоминают и пересказывают услышанные или прочитанные, болтают без умолку обо всем, что узнали, – одаренность налицо.

Социальная Если ваш ребенок моментально всех мирит, организовывает общую интересную игру, находит общий язык с каждым, если без него и праздник не праздник – он одарен.

Академическая Пятерки стройными рядами, всегда готовое домашнее задание, победы во всевозможных олимпиадах − вот так она проявляется.

Интеллектуальная  Не путайте с академической. Ребенку интересно узнавать новое, он читает про динозавров, сам ставит химические опыты, но при этом не любит учиться в школе и не радует вас хорошими отметками? Не спешите ругать его или нанимать репетитора. Ваш ребенок, возможно, одарен.

Практическая Ребенок быстро понял, почему не работает дверной звонок и починил его, открутил все ручки у кухонного гарнитура и построил космолет, приготовил салат буквально из ничего – ваш ребенок талантлив.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

  • «Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 
  • Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 
  • Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 
  • Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.
  • Повышенная потребность во внимании взрослых. Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии. Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 
  • Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 
  • Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 
  • Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Как родителям вести себя с одаренным ребенком?

Учите его отдыхать Талантливые дети часто очень требовательны к себе. Они не могут сидеть сложа руки, постоянно практикуются в том, что у них получается лучше всего, поэтому напряжены и беспокойны. Гуляйте вместе, освойте дыхание животом, выучите вместе несколько расслабляющих поз из йоги, на своем примере покажите, как иногда прекрасно просто побездельничать.

Откройте ему способы для самовыражения У талантливых детей, как ни странно, полно страхов и комплексов. Они понимают, что отличаются от других, и часто их это не радует – ведь таким детям сложно вписаться в компанию сверстников. Старый добрый дневник или модный блог – это отличный способ высказать все, что творится в душе. Не хочет или не любит писать? Не беда: есть много других способов творческого самовыражения – танцы, спорт, рисование, музыка. Помогите ребенку найти то, что поможет ему раскрыться.

Помогайте ему сосредоточиться Талант – это не синоним дисциплине. Часто даже наоборот: чем одареннее ребенок, тем труднее ему заняться делом. Четкое расписание, понятные инструкции, здоровый распорядок дня, где есть место и учебе, и отдыху, точные сроки окончания выполнения заданий – все это очень нужно одаренным детям.

Найдите ему сильного наставника Школьные учителя не всегда являются авторитетом для талантливых детей: материал урока преподносят, на их взгляд, скучно, сам материал неполный и устаревший, да еще и за невнимательность на уроке учитель ругает.

Ребенку важно за кем-то тянуться. Одаренному – вдвойне: если его не вести за собой, от таланта ничего не останется. Найдите такого взрослого, который превратил свое увлечение в настоящее дело, открыл его с новаторской стороны, достиг в нем невероятных успехов. Будет ли это кто-то из окружения или лектор с канала на Youtube - не так уж и важно. Главное, чтобы, глядя на этого взрослого, ребенок вдохновлялся.

Направления работы с одаренными детьми в условиях образовательной организации

• Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

• Создание условий для развития творческой личности

• Развитие индивидуальности одаренного ребенка

• Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня.

Ведущие стратегии в построении процесса обучения одаренных детей:

1. Ускорение, которое предусматривает овладение содержанием учебного

 предмета интенсивным курсом на основе специальных программ. При этом учитывается способность ребенка быстро усваивать учебный материал.

2. Углубление, при котором предусмотрено более подробное изучение дисциплин из отдельных областей знаний. Данный тип стратегии обучения эффективен для детей, которые проявили повышенный интерес к конкретной области знаний или сферы деятельности.

3. Обогащение, которое ориентировано на качественно высший уровень содержания образования с выходом за пределы традиционной тематики за счет междисциплинарных связей.

4. Проблемное обучение, которая предусматривает стимулирование личностного развития детей в условиях применения педагогами оригинальных методов представления материала, поиска новых значений и альтернативных интерпретаций базовых понятий, использования исследовательских методов в процессе обучения.

Методы работы с одаренными детьми

• Метод вживания.

• Метод эвристических вопросов.

• Метод сравнения.

• Метод конструирования понятий.

• Метод путешествия в будущее.

• Метод ошибок.

• Метод придумывания.

• Метод «если бы…».

• «Мозговой штурм»

• Метод инверсии, или метод обращения.

Формы обучения способных и одаренных детей:

1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

3. очно-заочные школы;

4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6. детские научно-практические конференции и семинары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Методика определения одарённости ребёнка

Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...

С одарённым ребёнком тоже трудно общаться

Мысли для размышления родителей...

Как надо вести себя родителям с одарённым ребёнком.

О способностях  все наслышаны,о них часто ведут разговор,когда речь идёт о детях и об их будущем.В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги,но и родители,бабушки,дедушки.Поэтому оче...

Как не проглядеть одарённого ребёнка?

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей....