Как не проглядеть одарённого ребёнка?
консультация (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._chteniya.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Как не проглядеть одарённого ребёнка?
( Презентация «Программы развития детского коллектива»)слайд
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. . Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.
« Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом» (Владимир Солоухин).слайд
Каждый учитель, набирая первый класс , сталкивается с определенными трудностями:слайд
- Разная подготовка детей к школе, возраст детей, букет болезней у детей и соответственно, особенности психического и физического развития
- Нетерпимость детей друг к другу,
- Неумение трудиться на общее благо,
- Эгоизм, дефицит общения.
- Негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
И работая над преодолением этих трудностей ,учитель должен выделить особых , одаренных детей, не упустить сензитивные периоды развития способностей.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе. Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. Но я считаю, что работа ведется, как правило, с детьми способными к математике и русскому языку. А как же остальные дети? Они не одаренные?
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети: слайд
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: слайд
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Исходя из всего вышеперечисленного, определила для себя следующие направления работы: слайд
-Разработка «Программы развития детского коллектива»
-Изучение литературы по данной проблеме.
-Изучение личности каждого ученика
-Выявление групп детей с особыми потребностями для коррекции и оптимизации воспитательного процесса.
-Внедрение программы в 1-4 классах
Я определила цель: Разработать «Программу развития детского коллектива»слайд
Нормативно-правовой и документальной основой «Программы развития классного коллектива» стали : слад
- «Конвенция о правах ребенка».
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Государственный Образовательный Стандарт (национально-региональный компонент) дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области
Разрабатывая Программу развития детского коллектива, определила, что данная программа это - целостный педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания Книга-путеводитель к достижению успеха , которая легла в основу программы Молчанова З.М., Тимченко А. А. « Личностное портфолио старшеклассника» (учебно - методическое пособие) слайд
Цель моей «Программы развития детского коллектива» - формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины. слайд
Задачи:слайд
- Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
- Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
- Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
- Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
- Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
- Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
- Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
- Взаимодействие с семьей.
Вся деятельность по построению и развитию классного коллектива была направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности слайд
В основе программы лежит закон трех «П» слайд
- Понимание
- Поддержка
3. Природосообразность
А также 4 главные идеи успешной личности , которые я считаю педагогической находкой программы.слайд
Идея 1. «Фейерверка»
Раскрой себя!
Все учащиеся – звезды, близкие и далекие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета:
У одних он длинный, у других …Главное хотеть сиять.
Идея 2. «Весов»
Найди себя! Твой выбор – твои возможности .
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы (качели)- это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни.
Идея 3.« Рейтинга»
Побеждай, пробуй, планируй.
У каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
Идея 4. «Успеха»
Реализуй себя! Знаю! Хочу! Умею! Могу!
Ситуация успеха.
Главное – почувствовать вкус победы!
Классный руководитель – равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности. В программе также реализуются
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:слайд
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей. | 1. Отбор среди различных систем обучения технологий методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и развития творческих способностей. 2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
Этому способствуют направления воспитательной деятельности
Данные направления можно обобщить с помощью продвижения по 11 ступеням к успеху , причем продвижение по ступеням зависит от возраста детей. Каждый новый год, наполняется новым содержанием .Название ступеней и содержание можно проследить в программе .
- Стимулирование и мотивация учебной – познавательной и игровой деятельности
- Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:
- Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- Работа с одаренными детьми
- Психологические методы
- Методы психокоррекции
В целом реализация данной «Программы развития детского коллектива» способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. Я старалась, всегда выполнялось одно из моих главных правил : "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!".
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
Сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
Развитость креативных способностей учащихся;
Проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
Сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, которые можно увидеть на слайде :
- «Выявление уровня воспитанности».Методика Н.П. Капустиной
- Занятие-практикум «Волшебная страна чувств» Зенкевич- Евстигнеева
- «Мотивация учения» Ж. Пиаже
- Эмоционально- психологический климат класса. «Социометрия» Дж.Морено
- Тревожность
- «Самооценка» модификации методики М. Куно
- «Исследование психоэмоционального состояния» Люшер
Проанализировав результаты мониторинга можно увидеть положительную динамику, что говорит о продуктивности Программы развития классного коллектива. Для ее реализации в другом коллективе детей маршрут движения по ступеням к успеху остается прежним, а учитель может поменять содержание материала на каждой ступени , в зависимости от состава класса, интересов детей.
В результате реализации программы
-были созданы условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданы условия для укрепления здоровья одарённых детей;
- качество образования и воспитания школьников осталось стабильным;
- была организована творческая и исследовательская деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведены родительские собрания, семинары по проблемам работы с одарёнными детьми
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Приложение
Работа с одаренными детьми
Помогаете ли вы развиться ребенку творчески?
( Анкета для родителей и педагогов)
- Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько можно терпеливо и честно.
- Все вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
- Я поставил (а) стенд на котором ребенок может показывать свои работы.
- Не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на стуле , если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Я предоставил (а) ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
- Обязательно показываю ребенку , что он любим таким , каким он есть , а не за его достижения.
- Поручаю ребенку посильную работу.
- Помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
- Беру ребенка в поездки по интересным местам.
- Устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
- Никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
- Никогда не наказываю ребенка унижением.
- Снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
- Приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
- Регулярно читаю ребенку.
- Побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
- Нахожу время каждый день, чтобы побывать с ребенком наедине.
- Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
- Никогда не дразню ребенка за ошибки.
- Хвалю ребенка за выученные стихи , рассказы, песни.
- Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
- Позволяю ребенку играть со всяким хламом.
- В занятиях ребенка я нахожу достойные похвалы.
- Не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
- Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
- Даю ребенку возможность самостоятельно принимать решения.
- Никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею»
- Поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых
- Верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
- Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен(а) в позитивном конечном результате.
Если вам удалось утвердительно ответить на все вопросы – вы делаете, чтобы ваш ребенок рос творческой личностью, не закомплексованной и ориентированной на успех и достижения. Если утвердительных ответов большинство – вам есть над чем работать. Ну а если отрицательные ответы доминируют – срочно пересматривайте свои отношения с ребенком ( и , прежде всего, свое отношение к нему.)
Памятка родителям
«Как воспитывать вундеркинда»
(автор А. Созинова)
1.С ребенком обязательно нужно общаться. В США было проведено исследование важности взаимодействия с детьми. В одном из сиротских пансионатов находились младенцы, которых считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отдалены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей не хватало, вся психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления. Из этого пансионата взяли группу детей и поместили в заведение для умственно неполноценных женщин, где детей баюкали и ласкали. У детей вскоре развилась речь, их интеллект достиг нормы. Многие из них потом получили высшее образование, завели семью.
2. Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или даже другу.
3.Не погашайте природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Что было бы, если бы Моцарта заставили заниматься физикой?
4. Никогда не говорите ребенку, что он не способный. Он ведь может в это поверить.
5. Воспитывайте в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.
6. Не подавляйте взрывы фантазии, если они не вредят окружению.
7. Не подгоняйте ребенка под какие- либо стандарты и, прежде всего, традиционно связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть «прежде всего, хорошей матерью и хозяйкой», в то время как она интересуется «темами для мальчиков».
8. Не расстраивайтесь, особенно в младших классах, умеренными успехами в науках. Энштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Его взяли домой из-за неспособности к обучению.
9. Не расслабляйтесь, если ваш ребенок высоко одарен от рождения. Если ребенок, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Ваш ребенок обладает богатым потенциалом, но не использует его. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где учиться сложно, или загружать его сложными заданиями дополнительно.
10. Не тормозите, а всячески поощряйте скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: кружки, секции.
11. Не переусердствуйте. Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь об его образовании.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...
Презентация к выступлению на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Одарённые дети – наше достояние....
Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."
Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...
Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".
14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...
Как не проглядеть одарённого ребёнка?
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....