Как не проглядеть одарённого ребёнка?
консультация (1 класс) по теме

Ширшова Мария Александровна
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._chteniya.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

     Как не проглядеть одарённого ребёнка?

( Презентация «Программы развития детского коллектива»)слайд

                Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. . Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
                       Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

                        Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

« Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом» (Владимир Солоухин).слайд

                       Каждый учитель, набирая первый класс , сталкивается с определенными трудностями:слайд

  • Разная подготовка детей к школе, возраст детей, букет болезней  у детей и соответственно, особенности психического и физического развития
  • Нетерпимость детей друг к другу,
  • Неумение трудиться на общее благо,
  • Эгоизм, дефицит общения.
  • Негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

                  И работая над преодолением этих  трудностей ,учитель должен выделить особых , одаренных детей, не упустить сензитивные периоды развития способностей.

                  Работа с одаренными детьми продолжает оставаться  одним из приоритетных направлений в школе. Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. Но я считаю, что работа ведется, как правило, с детьми способными к математике и русскому языку. А как же остальные дети? Они не одаренные?

                   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. 

Одаренные дети: слайд

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: слайд

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

             Исходя из всего вышеперечисленного, определила для себя следующие направления работы:  слайд

-Разработка «Программы развития детского коллектива»

-Изучение литературы по данной проблеме.

-Изучение личности каждого ученика

-Выявление групп детей с особыми потребностями для коррекции и оптимизации воспитательного процесса.

     -Внедрение программы в 1-4 классах

              Я определила цель: Разработать «Программу развития детского коллектива»слайд

                      Нормативно-правовой и документальной основой «Программы    развития классного коллектива»  стали : слад

  • «Конвенция о правах ребенка».
  • Закон  Российской Федерации «Об образовании»;
  • Закон  Свердловской  области «Об образовании в Свердловской области»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Государственный Образовательный Стандарт (национально-региональный компонент) дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования  Свердловской области

                    Разрабатывая Программу развития детского коллектива,  определила, что  данная программа это - целостный педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания Книга-путеводитель к достижению успеха ,  которая легла в основу программы Молчанова З.М., Тимченко А. А. « Личностное  портфолио старшеклассника» (учебно - методическое пособие) слайд

                  Цель моей «Программы развития детского коллектива» - формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины. слайд

                         Задачи:слайд  

  • Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
  • Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
  • Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
  • Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
  • Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
  • Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
  • Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
  • Взаимодействие с семьей.

                   Вся деятельность по построению и развитию классного  коллектива была  направлена  на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности слайд

                                  В основе  программы лежит  закон трех  «П» слайд 

  1. Понимание
  2. Поддержка

3.  Природосообразность

                    А также 4 главные идеи успешной личности , которые я считаю педагогической находкой программы.слайд

Идея 1.  «Фейерверка»

 Раскрой себя!

Все учащиеся – звезды, близкие и далекие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета:

У одних он длинный, у других …Главное хотеть сиять.

Идея 2.  «Весов»

Найди себя! Твой выбор – твои возможности .

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы (качели)- это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни.

Идея 3.« Рейтинга»

Побеждай, пробуй, планируй.

У каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Идея 4.  «Успеха»

Реализуй себя!    Знаю! Хочу! Умею! Могу!

Ситуация успеха.

Главное – почувствовать вкус победы!

                     Классный руководитель – равноправный партнер и консультант,  который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности. В программе также реализуются  

     Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:слайд

·   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·   принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·    принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

                 Цели и задачи работы с одаренными детьми      

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

1. Отбор среди различных систем обучения технологий методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и развития творческих способностей.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

            Этому способствуют направления  воспитательной деятельности

 

              Данные направления   можно обобщить с помощью    продвижения по  11 ступеням к  успеху , причем продвижение по ступеням зависит от возраста детей. Каждый новый год, наполняется  новым содержанием .Название ступеней и содержание можно проследить в программе .

  • Стимулирование и мотивация учебной – познавательной и игровой деятельности  
  • Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: 
  • Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
  • Работа с одаренными детьми 
  • Психологические методы
  • Методы психокоррекции  

                В целом реализация данной «Программы развития детского коллектива» способствует  максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. Я старалась, всегда выполнялось одно из моих главных правил : "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!".

                 Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:  

      Сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

      Развитость креативных способностей учащихся;
    Проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
    Сформированность классного коллектива.

              В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, которые можно увидеть на слайде :  

  • «Выявление уровня воспитанности».Методика Н.П. Капустиной
  • Занятие-практикум «Волшебная страна чувств» Зенкевич- Евстигнеева
  • «Мотивация учения» Ж. Пиаже
  • Эмоционально- психологический климат класса. «Социометрия» Дж.Морено
  • Тревожность
  • «Самооценка» модификации методики М. Куно
  • «Исследование психоэмоционального  состояния»  Люшер  

                     Проанализировав результаты мониторинга можно увидеть положительную динамику, что говорит о продуктивности Программы развития классного коллектива. Для ее реализации в другом коллективе детей маршрут  движения по ступеням к успеху остается прежним, а учитель может поменять содержание  материала на каждой ступени , в зависимости от состава класса, интересов детей. 

В результате реализации программы

-были  созданы условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-  созданы условия для укрепления здоровья одарённых детей;

-  качество образования и воспитания школьников осталось стабильным;

- была организована  творческая и исследовательская деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведены родительские собрания,  семинары по проблемам работы с одарёнными детьми

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.  

Приложение

                         Работа с одаренными детьми

Помогаете ли вы развиться ребенку творчески?

( Анкета для родителей и педагогов)

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько можно терпеливо и честно.
  2. Все вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил (а) стенд на котором ребенок может показывать свои работы.
  4. Не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на стуле , если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил (а) ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  6. Обязательно показываю ребенку , что он любим таким , каким он есть , а не за его достижения.
  7. Поручаю ребенку посильную работу.
  8. Помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  11. Никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  12. Никогда не наказываю ребенка унижением.
  13. Снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  14. Приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  15. Регулярно читаю ребенку.
  16. Побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  17. Нахожу время каждый день, чтобы побывать с ребенком наедине.
  18. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  19. Никогда не дразню ребенка за ошибки.
  20. Хвалю ребенка за выученные стихи , рассказы, песни.
  21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  22. Позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  23. В занятиях ребенка я нахожу достойные похвалы.
  24. Не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
  25. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  26. Даю ребенку возможность самостоятельно принимать решения.
  27. Никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею»
  28. Поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых
  29. Верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен(а) в позитивном конечном результате.

Если вам удалось утвердительно ответить на все вопросы – вы делаете, чтобы ваш ребенок рос творческой личностью, не закомплексованной и ориентированной на успех и достижения. Если утвердительных ответов большинство – вам есть над чем работать. Ну а если отрицательные ответы доминируют – срочно пересматривайте свои отношения с ребенком ( и , прежде всего, свое отношение к нему.)

                                                                 Памятка родителям

«Как воспитывать вундеркинда»

(автор А. Созинова)

1.С ребенком обязательно нужно общаться. В США было проведено исследование важности взаимодействия с детьми. В одном из сиротских пансионатов находились младенцы, которых считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отдалены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей не хватало, вся психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления. Из этого пансионата взяли группу детей и поместили в заведение для умственно неполноценных женщин, где детей баюкали и ласкали. У детей вскоре развилась речь, их интеллект достиг нормы. Многие из них потом получили высшее образование, завели семью.

2. Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или даже другу.

3.Не погашайте природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Что было бы, если бы Моцарта заставили заниматься физикой?

4. Никогда не говорите ребенку, что он не способный. Он ведь может в это поверить.

5. Воспитывайте в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.

6. Не подавляйте взрывы фантазии, если они не вредят окружению.

7. Не подгоняйте ребенка под какие- либо стандарты и, прежде всего, традиционно  связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть «прежде всего, хорошей матерью и хозяйкой», в то время как она интересуется «темами для мальчиков».

8. Не расстраивайтесь, особенно в младших классах, умеренными успехами в науках. Энштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Его взяли домой из-за неспособности к обучению.

9. Не расслабляйтесь, если ваш ребенок высоко одарен от рождения. Если ребенок, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Ваш ребенок обладает богатым потенциалом, но не использует его. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где учиться сложно, или загружать его сложными заданиями дополнительно.

10. Не тормозите, а всячески поощряйте скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: кружки, секции.

11. Не переусердствуйте. Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь об его образовании.  

 

.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Как не проглядеть одарённого ребёнка?

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....