Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей личности.
статья

Перминова Анна  Юрьевна

Современное общество нуждается в творческих, развитых, способных и талантливых людях. В связи с этим все чаще используется словосочетание «творческие способности», которое, в свою очередь, строится на основе понятий «творчество» и «способности». Для того, чтобы раскрыть сущность «творческих способностей», их структуру и характерные особенности, необходимо рассмотреть каждое из составляющих понятий в отдельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей личности.

В данной работе мы рассмотрим проблему развития творческих способностей. Задачей данной статьи является раскрытие психолого-педагогических аспектов проблемы развития творческих способностей.

Современное общество нуждается в творческих, развитых, способных и талантливых людях. В связи с этим все чаще используется словосочетание «творческие способности», которое, в свою очередь, строится на основе понятий «творчество» и «способности». Для того, чтобы раскрыть сущность «творческих способностей», их структуру и характерные особенности, необходимо рассмотреть каждое из составляющих понятий в отдельности.

В психологической и педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества.

В психологическом словаре понятие «творчество» трактуется как «…процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания субъективно нового» [1, с. 358].В педагогике же считается, что творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [2, с. 162].

Понятие «творчества» рассматривают многие психологи и педагоги. Обратимся к мнению некоторых из них.

Л.С. Выготский в отношении творчества пишет следующее: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития» [3, с. 31]. Л.С. Выготский отмечает,  что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Одним из условий творчества Л. С. Выготский называет воображение.

М.Р. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [4,21-26].

По мнению В.А. Левина, творчество – «деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [5, с. 15].

Ю.С. Столяров считает, что творчество «можно рассматривать как самодеятельность человека с постановкой или выбором им... задачи, поиском условий и способов ее решения и созданием нового...» [6, с. 4].

«Творчество, - полагает В.Г. Афанасьев, - являет собой созидание нового, побуждение к началу какого-нибудь дела. При этом творческий акт-  самопочин, действие совершаемое по внутреннему убеждению» [7, с. 301].

Анализ приведенных определений показывает, что творчество в широком смысле слова можно понимать как создание нового в любой сфере деятельности или науке, сюда можно отнести как открытие чего-то нового глобально значимого для всего человечества, так и нового, созданного обычным человеком для себя лично в быту. Творчество присутствует в повседневной жизни человека. Определенные элементы творчества можно наблюдать у детей в игре, труде, учебной деятельности, самостоятельной работе. Творчество проявляется в инициативности, оригинальности, самостоятельности в рассуждениях, мыслях, в присутствии воображения.

Понятие «способности» в педагогике трактуется как «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности» [8, с. 317]. В психологии считается, что способности –«индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [9, с. 331].

Из определений следует, что способности – это индивидуальные особенности человека: врождённые (природные), которые можно развить и даже сформировать в процессе жизни (обучение и воспитание ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Способности нужны для выполнения определённого вида деятельности [10,302].

Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т. д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т. п.). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей. Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности. У детей их выявить легче, так как они проявляются во время учебы в специализированных школах и кружках по интересам [25,14].

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли следующие отечественные ученые: Б.М. Теплов, Р.С. Немов, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес и многие др. Рассмотрим некоторые взгляды специалистов более подробно.

Б.М. Теплов говорит о способностях как об индивидуально-психологических различиях между людьми. Исследуя способности, ученый выделяет следующие признаки: под способностями подразумеваются «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…» [10, с. 26]. По мнению Б.М. Теплова, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека, способности создаются в деятельности: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [10, с. 123]. Способности существуют в развитии, а их непосредственное развитие возможно только в деятельности.

С.Л. Рубинштейн определяет способности как «сложное синтетическое образование личности» [11, с. 98] и понимает под ними пригодность к какой-либо деятельности. Он считает, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Большое внимание Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн уделяют вопросу о роли задатков в развитии способностей. В частности, Б.М. Теплов выступает против признания врожденности способностей и считает, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относит задатки: «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития» [12, с. 133].

С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей» [12, с. 127].

В.А. Крутецкий полагает, что «способности – это всегда способности к определенному роду деятельности, они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Поэтому они и выявлены, могут быть лишь на основе анализа конкретной деятельности» [13, с. 80]. В понятии «способность» ученый выделяет два показателя: быстроту овладения деятельностью и качество достижений. К способностям, по мнению ученого, относятся: музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакции и т.д.

В.А. Крутецкий считает, что человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Ученый подчеркивает неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. [13,146].

Другой педагог и ученый, занимающийся изучением способностей и их развитием, И.Ф. Харламов рассматривает способности с педагогической точки зрения. Его взгляды близки взглядам В.А. Крутецкого.

В отношении способностей И.Ф. Харламов говорит следующее: «Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности» [14, с. 98]. И.Ф. Харламов тесно связывает понятия «знание», «умение», «навык», «способности». И.Ф. Харламов, по аналогии с В.А. Крутецким, считает, что способности формируются только в процессе соответствующей деятельности.

Психологи  разделяют способности на общие и специальныеК общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, они относят такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, также внимательность, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д. Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. «Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам» [15, с. 115].

Анализ сущности «способностей» показывает, что единой концепции до сих пор не существует. Важно учитывать тот факт, что способности формируются и проявляются в деятельности человека. Человек от природы наделен общими способностями, а любая деятельность осваивается на базе способностей. В результате деятельности развиваются и способности.

Понятие «творческие способности» можно определить исходя из положений таких исследователей, как В.И. Андреев, В.Н. Мясищев,

А.Н. Лук, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Т.И. Артемьев, К.К. Платонов,

С.Л. Рубинштейн и др.

В.А. Крутецкий связывает творческие способности с созданием чего-либо нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Ученый признает известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей, т.е. задатков. «Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие» [16, с. 88]. Ученый отмечает, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития: «Задатки - это только одно из условий формирования способностей» [17, с. 88].

А.Н. Лук пишет, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того, чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [18, с. 28].

В.И. Андреев связывает творческие способности с пытливостью ума, любознательностью, стремлением глубже познать вновь наблюдаемое и анализируемое, чувством увлеченности, эмоциональным подъем, радостью открытия. Ученый считает, что стремление к творческим достижениям проявляется в желании и возможности личности наилучшим образом выполнить задачу и в каждой новой ситуации достигнуть новых высот и успехов; в стремлении к лидерству; в стремлении к получению высокой оценки; ответственности при выполнении творческих заданий; в стремлении к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей [46, 134].

В.И. Андреев исследует каждый компонент творческих способностей личности, воздействуя на которые определенным образом, можно развивать способности, заложенные в каждом ребенке [46,135]. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

-способность видеть проблему там, где её не видят другие;

-способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

-способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

-способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

-способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

-способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

-гибкость мышления;

-способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

-способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

-способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей;

-творческое воображение;

-способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [20, 6-36].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

-реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;

-умение видеть целое раньше частей;

-надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;

-экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [21, 54-55];

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

-способность рисковать;

-дивергентное мышление;

-гибкость в мышлении и действиях;

-скорость мышления;

-способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

-богатое воображение;

-восприятие неоднозначности вещей и явлений;

-высокие эстетические ценности;

-развитая интуиция;

Таким образом, творческие способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

Творческие способности ребенка развиваются в деятельности, поэтому нужно прививать устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствовать навык воплощать в игре определенные эмоции и чувства, к созданию новых образов, к мышлению. Творческие способности необходимо развивать в школе на каждой ступени обучения для того, чтобы воспитать личность творческую, умеющую общаться. Творческий человек более успешен в профессиональной деятельности, творчество выступает мощным фактором развития и самой личности [22, 173].

Такие ученые, как Р. Бернс, И.П. Волков, И.О. Мотков, Э. Фромм и др. считают, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном, младшем школьном возрасте и младшем подростковом возрасте [23, 5].

Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, так как младший школьный возраст представляет собой основной период для развития творческих способностей. Ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческих способностей учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Многие педагоги считали, что в процессе воспитания и обучения глубокое изучение возрастных особенностей и их учёт в практическом аспекте играет огромную роль. К данному вопросу обращались, в частности, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже-К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Они разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности обучения и воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития. Но этот замысел они освещали различно. К примеру, Я. А. Коменский в данное понятие вкладывал мысль об учете в процессе обучения и воспитания закономерности развития ребенка, присущие природе человека, а точнее: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию. Ж.-Ж. Руссо, а затем и Л.Н. Толстой толковали данный вопрос иначе: исходя из того, что ребенок от природы является существом совершенным, воспитание и обучение не должно нарушать это природное совершенство, а должно идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Тем не менее, все они сходились в том, что необходимо внимательно изучать ребенка, знать его возрастные особенности и опираться на них в процессе воспитания и обучения [24,16].

Для реализации творческих способностей, по мнению Е.А. Макаровой,  необходимо.

1. Рефлексивное видение учащимся целесообразности своих действий и их оснований, что предполагает постоянное инициирование учителем ее в образовательном процессе;

2. Создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности;

3. Создание условий для схематизации заданий. Практически давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка;

4. Использование групповых и индивидуальных методов развития творческих способностей [32, С.142].

           Таким образом, педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало несложно, так как оно обязательно есть в каждом ребенке. Большинство ученых определяют творчество как деятельность, которая порождает что-то новое, никогда ранее не бывавшее. Творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности, эта высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать что-то новое и оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о технических, математических творческих способностях, но и о литературных творческих способностях и  т. д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым.

Для развития творческих способностей обучающихся учитель должен использовать следующие развивающие методы, средства и приемы обучения: метод проблемного обучения, метод проб и ошибок, метод решения задач по аналогии, метод мышления по ассоциации, метод мозгового штурма, метод проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

" Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности"

Успешно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.можно при условии включения детей в проектную и исследовательскую деятельность, сочетая индивидуальную и групповую работу....

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Становление и совершенствование личности школьника посредством развития творческих способностей в школьной театральной студии

Становление и совершенствование личности школьника посредством развития творческих способностей в школьной театральной студии...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не...