Методическая разработка особенностей сенсорного развития.
методическая разработка

Лебедева Наталья Николаевна

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Каждый педагог понимает, что сенсорный опыт, полученный в детстве, является фундаментом для всего дальнейшего развития, в первую очередь, умственного.

Развитие восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью различной модальности (зрительного, слухоречевого, тактильного и др.) является основой их дальнейшего обучения. Поэтому так важно развивать у них перцептивные и предметноманипулятивные действия. На их основе формируются основные сенсорные эталоны как существенные признаки предметов окружающей действительности.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,  сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

        Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др., - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать. Погладить, покатать, понюхать и т.д.

Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

          1. Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

2. Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

У детей  с умеренной умственной отсталостью плохо сформированы сенсорные эталоны. Выполняя различные задания дети испытывают затруднения:

  • не усваивали инструкцию, приходилось несколько раз ее повторять и разъяснять задание;
  • не могли зрительно соотнести геометрические формы и фигуры;
  • большинство учащихся в силу грубого недоразвития речи не могли назвать и сказать ответ;
  • особенностью усвоения основных сенсорных эталонов связаны со своеобразием психофизического развития детей с нарушениями интеллекта.
  • дети выделяли  и дифференцировали внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие являлось целью их деятельности (в игре) и т.д
  • узость объема, недифференцированность, общая пассивность процессов восприятия;
  • замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром;
  • поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью;
  • отсутствует планомерность в обследовании  объекта, какой бы канал не использовался (слуховой, зрительный, тактильный), а по результатам   проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации;
  • в зрительной сфере проявляются: бедность и недифференцированность зрительных образов, отсутствует адекватная связь слов со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет и явление, разобраться во всех его свойствах;
  • ошибки в распознавании предметов при осязании чаще обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка.
  • у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики рук. Слабое различение мышечных ощущений, что приводит к плохой координации.

Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются и устают. Это проявляется в слабо выраженном интересе к окружающему. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Не было мотивации к выполнению заданий.

Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

        Классификация игр, используемых в коррекционно-развивающем обучении:

1. Ролевая игра

2. Сюжетно-ролевая игра

3. Театрализованные игры

4. Подвижные игры с правилами

5. Дидактические игры:

  • Игры с предметами.
  • Словесные дидактические игры
  • Настольно-печатные дидактические игры.

Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорного восприятия у ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.

Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в следующем: с помощью специально подобранных упражнений и заданий, учитывая психофизические возможности каждого ученика, активизировать компенсаторные механизмы, оптимизировать развитие младших школьников, помочь им овладеть определенными способами взаимодействия с окружающим миром и самим собой.

    Для достижения этой цели предусматривается ряд задач:

  • Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • Развитие слухоголосовых координаций;
  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем его многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
  • Совершенствование сенсорноперцептивной деятельности;

Программа курса включает в себя следующие разделы:

  • Тактильно – двигательное восприятие
  • Кинестетическое и кинетическое развитие – ощущения движения, положения частей тела и производимых мышечных усилий.
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Восприятие осязанием, обонянием, вкусовыми качествами
  • Слуховое восприятие
  • Восприятие пространственных отношений
  • Восприятие временных отношений

В результате коррекционной работы школьники  должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны
  • Узнавать предметы по заданным признакам
  • Сравнивать предметы по внешним признакам
  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению
  • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений
  • Давать полное описание объектов и явлений
  • Ориентироваться в пространстве
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции
  • Опосредовать свою деятельность речью

В ходе коррекционной работы на занятиях обеспечивались специально созданные условия: учитывались познавательный интерес, психофизические особенности ребенка, эмоциональное состояние. Так же использовались игровые моменты, наглядность, материал преподносился небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. Предусматривалось чередование различных видов деятельности на одном занятии для повышения интереса и мотивации учащихся.

Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:

  • игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
  • игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.

Готовность педагога к проведению игры.

Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:

  • определение места игры в системе коррекционно-развивающей работы;
  • четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;
  • владение методикой проведения игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью:

а) направленность на решение поставленных задач;

б) доскональное знание содержания игры;

в) правильный выбор приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;

г) выбор и подготовка материала для игры;

д) выбор места для игры;

е) поощрение достижений детей;

ж) способность к рефлексии собственной деятельности по проведению игр и самосовершенствованию.

Выводы: Учитывая психофизические особенности своих воспитанников, занятия и внеклассные мероприятия  проводятся в игровой форме, используя различные дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир и, безусловно,  будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Методическая разработка «Особенности развития и воспитания юных шахматистов»

Воспитательная система образовательного учреждения позволяет обеспечить ценностно-смысловую, деятельную направленность и целостность, рефлексивность воспитательного процесса, когда в центре внимания р...

. Мастер-класс Методическое пособие для сенсорного развития дошкольников своими руками.

Методическое пособие для сенсорного развития дошкольников своими руками Данное пособие рекомендовано воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создание тёплых и доверител...

"Особенности сенсорного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Методика проведения диаг...

методическая разработка "Использование сенсорных игр в работе с детьми РАС"

В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции.В отличие от обычных детей аутичные над...

методическая разработка "Особенности образовательного процесса обучающихся с РАС"

В материалах раскрываются особенности образовательного процесса обучающихся с РАС...