методическая разработка "Использование сенсорных игр в работе с детьми РАС"
учебно-методический материал

Лантвойт Анна Васильевна

В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции.

В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорныеэффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус.

 

Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование сенсорных игр в работе с детьми-РАС»

В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции.

В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорныеэффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус.

https://i.pinimg.com/736x/53/1a/66/531a66aa73efdbb2e07dc5b96080bd5c--clipart-tom-toms.jpg

Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.Ощущения могут быть самыми разнообразными:

зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);

двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);

обонятельные (ребенок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира);

вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).

Цель проведения сенсорных игр.

1 .Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.

2. Возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка.

3. Получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представления об окружающем мире.

4. Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что дает новые представления о социальных связях.

Виды сенсорных игр

1.Игра с красками«цветная вода» - для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы;поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом - красная краска - томатный сок, белая - молоко, коричневая - кофе и т. д.

2.Игра с водой: переливание, брызгание - посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.

3.Игры с мыльными пузырями: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку - вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.

4.Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.

5.Игры со льдом«тает льдинка» - в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» - приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» - замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.

6.Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.

7. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки,создание пластилиновой картинки - размазывает различные цвета пластилина по картону: зеленая трава, красные ягоды, жёлтое солнышко и т. д.

8.Игры со звуком: послушаем звуки - скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.

9.Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.

1. Если ребенок не включается в игру, не обращает внимание на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком.

2. Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

3. Понравившаяся ребенку игра потребует повторения. Не противьтесь его просьбам повторить игровые движения, ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

4. Развивая сюжет игры, осторожно ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья

https://elenaviktorovnablog.files.wordpress.com/2018/06/cropped-eda7b926a7b1fe1cdbf02aa8d29b.jpg?w=1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по работе с детьми с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты

Данная программа предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и направлена на нормализацию психоэмоционального состояния детей с ОВЗ ...

Сенсорная интеграция в работе с детьми с РАС

Сенсорная интеграция была разработана и апробирована трудотерапевтом Джин Айрес, работающей в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, занимающейся неврологическими нарушениями детей и взрослых....

Методические разработки, поделки детей, договора. Работа с детьми ОВЗ.

Методические разработки, поделки учащихся, договора с родителями.Работа с детьми ОВЗ....

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед    с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия  детей с ограниченными возможностями здоровь...