Мастер-класс. Как сделать подготовку к школе более результативной и успешной
методическая разработка (1 класс)

 «Как сделать подготовку к школе более результативной и успешной».

В разработке освещены ключевые психологические аспекты на проблему готовности к обучению детей в школе, готовности к эффективному взаимодействию родителей будущих первоклассников – учителя начальной школы – педагога- психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Как сделать подготовку к школе более результативной и успешной».

Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно не рождается.

Каждый ребёнок есть явление в земной жизни.

Он родился потому, что должен был родиться.

Родился потому, что именно его не хватало миру…»

Шалва Амонашвили

Цель:

Выработка стратегии по преодолению проблем психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

  1. Информировать слушателей о понятии «психологическая готовность к обучению в школе».
  2. Формировать у слушателей представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения.
  3. Активизировать интерес родителей будущих первоклассников на сотрудничество со школой при решении проблем эффективной адаптации будущих первоклассников к обучению в школе.

Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги! Данная разработка будет полезна как для учителей начальной школы, родителей будущих первоклассников, так и для школьных психологов.

В разработке освещены ключевые психологические аспекты на проблему готовности к обучению детей в школе, готовности к эффективному взаимодействию родителей будущих первоклассников – учителя начальной школы – педагога- психолога.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников

Первый этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в феврале одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

  • . Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
  • Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
  • Групповая консультация педагогов будущих первоклассников (на данном этапе общий ознакомительный характер).

Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.
Выяснить, как ребенок относится:
а) к школе,
б) учебной деятельности,
в) учителям,
г) к самому себе.

Принципы проведения занятий:

1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Деятельностный принцип.

Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.

4. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей будущих первоклассников.

5. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятного, прочувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

6. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

В соответствии с этим мной уделяется большое внимание проведению психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Я используются в работе следующие диагностические материалы:

  1. Тест Керна-Йирасека Ориентировочный тест школьной зрелости (5-7 лет)
  2. «Найди и вычеркни» Определение продуктивности и устойчивости внимания (5-7 лет)
  3. «Запомни рисунки» Определение объема кратковременной зрительной памяти (5-7 лет)
  4. «Графический диктант» (по Эльконину), Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого (5-7 лет)
  5. «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко (6-7 лет)
  6. «Систематизация» Оценка овладения элементами логического мышления (6-7 лет)
  7. «Соедини фигуры» Диагностика наглядно-действенного мышления (5-7 лет)
  8. Проективный тест «Рисунок дома»
  9. Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захарова)
  10. Методика «Выявление школьной тревожности у детей» (Е.Р. Гореловой).
  11. «Рукавички» (Г.А.Цукерман). Оцениваемые коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Уровень сформированности и содержания когнитивной, мотивационной сфер ребенка выявляю с помощью методик в следующей последовательности:

1,2,6,7,5,9,10,3,4,11.

Начинаем обычно диагностику с теста исследование школьной зрелости (Тест Керна-Йирасека позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.
Тест Керна – Йирасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

1 урок 1 задание

2 урок 2,6,7 задания

3 урок 5 задание

4 урок 9,10 задания

5 урок ,10 задания

6 урок 11задание

7 урок 8 задание

Занятие по методике 8, является заключительным (6-7 занятий). Можно считать диагностику законченной и очень информативной для каждого родителя и педагога.

Если позволяет количество уроков можно вернуться к методике 5, используя диагностику «я сейчас » и «я в будущем».

В оставшиеся уроки можно продолжить работу по методикам 2,3,4,6,7 уже для развития универсальных учебных действий у ребенка.

Это позволяет мне в любой момент времени провести индивидуальную или групповую консультацию с родителями дошкольников опираясь на данные диагностики. Обычно у педагога – психолога в плане работы запланировано, от 6 до 12 занятий.

Основная задача сопровождения: создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей дошкольников нами будет выполнена. Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны в развитии детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью, оказания психологической поддержки в адаптационный период. «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». А. Л. Венгер.

Подведение итогов: Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что время, проведенное со мной, подарило Вам не только добавочные знания и умения для вашей педагогической деятельности, но и ощущение вашей значимости для детей, которых скоро примет ваша школа.

. Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Надеюсь, что в вашей педагогической копилке появились новые методы, методики, и на их базе вы можете выработать собственные, новые, «авторские” приемы работы.

Всего вам самого доброго и выберите себе на память о нашей встрече кружок того цвета, который вам по душе и прочитайте, что означает данный цвет.

Значения цветов:

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…» В.А.Сухомлинский

Спасибо за внимание!

Педагог-психолог: Кириченко Е.С.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Мастер-класс "Интерактивные технологии - инструментарий учителя Новой школы"

Мастер-класс раскрывает технологию интерактивного обучения...

Мастер-класс "Как создать ситуацию успеха в школе?"

Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно -  универсальные действия....

Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"

В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....

Мастер- класс "Работа с загадками в начальной школе"

Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глу...

Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющег...