Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Баранова Анна Юрьевна

В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ на уроках в начальной школе "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

Слайд 2

«образование – преподавание» «образование – взаимодействие»

Слайд 3

Использование ИКТ помогает учащимся: Ориентироваться в информационных потоках; Овладеть практическими способами работы с информацией; Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью технических средств.

Слайд 4

Применение ИКТ на уроках усиливает: Положительную мотивацию обучения; Активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 5

Основные принципы: Принцип равенства позиций; Принцип доверительности; Принцип обратной связи; Принцип занятия исследовательской позиции.

Слайд 6

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 7

Применение ИКТ способствует повышению качества образования. . :

Слайд 8

Применение ИКТ: Формирует навык исследовательской деятельности; Обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам; Расширяет возможности самостоятельной деятельности.

Слайд 9

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: Повышает качество знаний Продвигает ребёнка в общем развитии Помогает преодолеть трудности Вносит радость в жизнь ребёнка Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Слайд 10

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ: Владеть основами работы на компьютере Иметь навыки работы с мультимедийными программами Владеть основами работы в Интернет

Слайд 11

Этапы подготовки к уроку: Диагностика ( характер учебного материала, структура урока, временные затраты, возможности, интересы и способности ребенка) Прогнозирование ( оценка различных вариантов проведения урока, выбор наиболее оптимального) Планирование ( создание методической структуры урока, выбор форм организации учебной деятельности обучающихся, средств обучения и т.д.)

Слайд 12

Использование ИКТ на различных этапах урока: Подготовка к усвоению новых знаний; Усвоение новых знаний; Закрепление новых знаний; Подведение итогов урока; Домашнее задание.

Слайд 13

Рекомендации к оформлению презентаций: Презентация должна быть выдержана в одном стиле; Анимация возможна один раз в течении 5 минут; Не загромождать слайд большим количеством информации; Не слайде должно быть не более 2 картинок.

Слайд 14

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний



Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках в начальной школе.

Слайд 1.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующийся новым пониманием целей и ценностей образования. В этот непростой период, когда осознается необходимость перехода к непрерывному образованию, использованию в обучении новых технологий обучения, методы и средства информатизации образования становятся все более актуальны.
Приоритетом современного образования, гарантирующем его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самореализацию личности. Поэтому на смену модели
(слайд2) «образование - преподавание» пришло «образование - взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. В качестве ключевых условий реализации основной образовательной программы названы: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Поэтому сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных курсов, основанных на деятельностном подходе.

В указанном аспекте актуальность использования средств информационно-коммуникационных технологий, интеграция их в образовательный процесс не вызывает сомнения.

Три основных навыка, соответствующие традиционному содержанию начального образования – читать, писать, считать – в соответствии с новыми стандартами должны быть расширены для формирования грамотности нового типа, включающей в себя и основы ИКТ-компетентности.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе (Слайд 3) помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд 4. Применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 5. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип равенства позиций
  • Принцип доверительности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.

Слайд 6. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 7. Применение ИКТ: СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, т.к.

Слайд 8.

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Мы сейчас проведём физминутку для глаз.

Слайд 9. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Слайд 10. Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

Владеть основами работы на компьютере.

Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

Владеть основами работы в Интернет.

Слайд 11. При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

  • диагностика
  • прогнозирование
  • планирование

ДИАГНОСТИКА:

  • характер учебного материала
  • структура урока
  • временные затраты в учебном процессе
  • возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

  • оценка различных вариантов проведения урока
  • выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

  • создание методической структуры урока
  • выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

Слайд 12.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

  • подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  • усвоение новых знаний
  • закрепление новых знаний
  • подведение итогов урока
  • домашнее задание.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Слайд13.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

  • Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
  • На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
  • Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
  • Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе)
  • .Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий

. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Слайд 14. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру за курс начальной школы по программе Гармония.

Данные контрольно-измерительные материалы адаптированы для учащихся начальной школы, обучающихся по программе Окружающий мир авторов О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина в рамках образовательной системы...

Разработка и экспертиза аттестационных материалов по коми-пермяцкой филологии в начальной школе

Министерство образования и науки Пермского краяГКАОУДПО (Повышение квалификации) «Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей»      Разработка и экспертиза  ...

Презентация материалов для осуществления контроля знаний учащихся начальной школы на уроках русского языка

Совершенствование учебно-воспитательно­го процесса в целом или отдельных его ком­понентов (форм, методов и средств обуче­ния и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся...

методические материалы к урокам в начальной школе

Очень интересный материал по развитию речи по ФГОС...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 4 класс "Начальная школа XXI века"

Данный материал содержит полный комплект диктантов, изложений, тестов и диагностичеких работ по русскому языку по программе "Начальная школа XXI века". Тесты и проверочные работы даны для дв...

Технологическая карта урока технологии «Работа с волокнистыми материалами (нитки)» (3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

Цель урока: создание условий по формированию умений изготавливать аппликацию из резаных нитей.Задачи урокаДидактические:1.     Расширить представление о волокнистых материалах и сп...

Презентация материалов для осуществления контроля знаний учащихся начальной школы на уроках русского языка

Совершенствование учебно-воспитательно­го процесса в целом или отдельных его ком­понентов (форм, методов и средств обуче­ния и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усво...