Мастер-класс "Интерактивные технологии - инструментарий учителя Новой школы"
материал по теме
Мастер-класс раскрывает технологию интерактивного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.zip | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии –
инструментарий учителя Новой школы.
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных методов обучения.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;
- Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
ХОД МАСТЕР – КЛАССА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В настоящее время в России идѐт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Обществу нужны люди, способные творчески мыслить и проявлять инициативу, принимать нестандартные решения. Ответственность ложится на школу, а значит на нас - учителей.
Наиболее конструктивным решением данной проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый должен занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, развить интеллект и творческое начало.
Поэтому приоритетной задачей современной начальной школы считаю задачу формирования активной позиции учащихся в учебном процессе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на уроке.
Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, поэтому я выбрала тему мастер – класса «Интерактивные технологии – инструментарий учителя Новой школы».
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат разные фигуры, поднимите свою фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и применяю в своей практике».
Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к учению, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.
При пассивном методе обучения информация поступает от учителя к ученику.
Рисунок 1. Схема пассивного метода
При активном методе обучения – взаимодействия учителя и ученика.
Рисунок 2. Схема активного метода
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «учитель-ученик-ученик».
Рисунок 3. Схема интерактивного метода
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в которой невозможно неучастие ученика.
Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило меня в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и внеурочной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. На примере нескольких тем хочу показать, как можно применять те или иные формы интерактивного обучения.
Игра-анализ конкретной ситуации
На уроке «Императрица Екатерина Великая» нескольким группам учащихся был предложено задание: прочитайте два текста и сравните поведение будущего Петра III и его молодой жены при дворе Елизаветы Петровны. Представьте себя офицером русской армии или придворной дамой и решите, кого бы вы хотели видеть на престоле?
Работая в группах с текстом, учащиеся приходят к определенным выводам, обосновывают свою позицию.
Задача на оценку деятельности конкретной личности, героя произведения
Приём «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:
Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны безударный гласный Е.
Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:
«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.
После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому, заданием и весь алгоритм повторяется заново.
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Учебники этого комплекта содержат задания, позволяющие применять интерактивные технологии обучения на каждом уроке. Такие задания есть в любом комплекте, только необходимо нам, учителям, научится их видеть.
Приведу такой пример: у меня сейчас 1 класс, на одном из уроков письма для работы по развитию речи в «Прописи» такая иллюстрация и модель текста. Дети стали составлять рассказы и одни говорят: «Дети собирают яблоки», а другие «Нет, это помидоры». Возникла ситуация: дети сами условно разделились на две группы «яблоки» и «помидоры». И мне осталось лишь сказать: «Убедите всех, что это яблоки или помидоры».
Дети стали приводить свои аргументы. Выяснили, что это …помидоры. Мы не составили рассказ, но ведь цель работы с иллюстрацией была развитие речи. Развивали? Безусловно. Потребовалась специальная подготовка? Нет. Дети были активны? Конечно.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Придумать такое задание, само по себе является творческим заданием для учителя. И это, на мой взгляд, ещё один плюс – развивается творческий потенциал учителя.
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
Можно прочитать горы литературы об интерактивных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия . На примере фрагмента урока хочу показать, как можно применять формы интерактивного обучения. Для этого давайте разобьёмся на группы с помощью фигур, которые у вас на столе.( Приём «Найди своих»).
Урок окружающий мир «Слава России!»
Сегодня на уроке состоится торжественное собрание «Слава России». Вход строго по персональным приглашениям. Рассмотрите портреты, послушайте текст приглашений и назовите имя гостя.
1. Приглашается русский князь, благодаря которому языческая Русь в X веке стала христианской и была признана соседними странами великим государством.
2. Приглашается смелый, мужественный полководец, спасший в XIII веке православную Русь от крестоносцев. Был причислен к лику святых.
3. Приглашается советский гражданин, первый человек не Земле, совершивший 12 апреля 1961 года полёт в космос.
-У вас на столе лист с таблицей и маркер ( каждой группе свой цвет). Обсудите в группе и запишите , кого бы вы пригласили, желательно, чтобы в вашем списке были и наши современники.
Фамилии: | согласны + | не согласны - | поясните ? |
Группы обсуждают и записывают фамилии, затем по сигналу передают по кругу. Получив лист, группа обсуждает кандидатов и отмечает: согласны, не согласны или необходимо пояснение. Затем лист передают дальше, пока он не вернётся к своей группе.
Представитель каждой группы называет кандидатов и рассказывает, согласны или нет другие группы, если есть вопросы, то защищает своего кандидата.
На примере этой игры мы видим диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем, учениками в группе и учениками между группами.
РЕФЛЕКСИЯ.
Уважаемые участники мастер – класса, сейчас я снова попрошу вас поднять свою фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и буду их применять в своей практике».
Мы говорим «да» интерактивным методам, которые способствуют
- Развитию творчества и фантазии!
- Формированию коммуникативности и взаимодействия!
Заключительное слово.
«Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится». Не будем ждать, давайте будем взаимодействовать. Создавать на уроке условия, при которых дети будут, общаясь узнавать. Я желаю Вам и себе этого взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя. 1995.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. - 320с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2004
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.
Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новой школе - новый учитель
Текст выступление на августовской педагогической конференции...
Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!
Творческая работа«Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!»...
Современные педагогические технологии обучения в новой школе
Что такое технология. Определение педагогической технологии.Классификация технологий и современные технологии....
Эссе " Новой школе-новый учитель: все начинается с нас"
эссе подготовлено к "Учителю Года 2014"...
«Моя педагогическая философия» Каким должен быть учитель «Новой школы»?
Каким должен быть учитель «Новой школы»? Задумавшись над этой проблемой, я поняла, насколько данный вопрос необъятен, многогранен и сложен. Мне кажется, что учитель «новой школы» должен быть про...
Творческая работа "Новой школе - новый учитель: всё начинается с нас!"
Представление своего опыта...
доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"
Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...