Мастер-класс "Интерактивные технологии - инструментарий учителя Новой школы"
материал по теме

Богомолова Елена Николаевна

Мастер-класс раскрывает технологию интерактивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master_klass.zip1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии –

инструментарий учителя Новой школы.

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к  применению  интерактивных методов обучения.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;

  1. Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;

  1. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

ХОД МАСТЕР – КЛАССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 В настоящее время в России идѐт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Обществу  нужны люди, способные творчески мыслить и проявлять инициативу, принимать нестандартные решения. Ответственность ложится на школу, а значит на нас -  учителей.

Наиболее конструктивным решением  данной проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый должен  занять активную личностную позицию и в полной мере выразить  себя, развить  интеллект и творческое  начало.

Поэтому приоритетной задачей современной начальной школы считаю задачу формирования активной позиции учащихся в учебном процессе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие  активизировать мыслительную деятельность детей на уроке.

Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, поэтому я выбрала   тему  мастер – класса «Интерактивные технологии – инструментарий учителя Новой школы».

Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат разные фигуры, поднимите  свою фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и применяю  в своей практике».

Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный  означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к учению, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

При пассивном методе обучения информация поступает  от учителя к ученику.

           

Рисунок 1. Схема пассивного метода

При активном методе обучения – взаимодействия учителя и ученика.

Рисунок 2. Схема активного метода

В основе  интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре  «учитель-ученик-ученик».

Рисунок 3. Схема интерактивного метода

Интерактивные технологии обучения –  это такая организация процесса обучения, в которой невозможно неучастие ученика.

Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило меня  в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и внеурочной  деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. На примере нескольких тем хочу показать, как можно применять  те или иные формы интерактивного обучения.  

Игра-анализ конкретной ситуации 

На уроке «Императрица Екатерина Великая» нескольким группам учащихся был предложено задание: прочитайте два текста и сравните поведение будущего Петра III и его молодой жены при дворе Елизаветы Петровны. Представьте себя офицером русской армии или придворной дамой и решите, кого бы вы хотели видеть на престоле?

Работая в группах с текстом, учащиеся приходят к определенным выводам,  обосновывают свою позицию.

Задача на оценку деятельности конкретной личности, героя произведения

Приём «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:

Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны безударный гласный Е.

Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:

«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.

После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому, заданием и весь алгоритм повторяется заново.

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Учебники этого комплекта содержат задания, позволяющие  применять интерактивные технологии обучения на каждом уроке. Такие задания есть в любом комплекте, только необходимо нам, учителям, научится их видеть.

Приведу такой пример: у меня сейчас 1 класс, на одном из уроков письма для работы по развитию речи в «Прописи» такая иллюстрация и модель текста. Дети стали составлять рассказы и одни говорят: «Дети собирают яблоки», а другие «Нет, это помидоры». Возникла ситуация: дети сами условно разделились на две группы «яблоки» и «помидоры». И мне осталось лишь сказать: «Убедите всех, что это яблоки или помидоры».

Дети стали приводить свои аргументы. Выяснили, что это …помидоры. Мы не составили рассказ, но ведь цель работы с иллюстрацией была развитие речи. Развивали? Безусловно. Потребовалась специальная подготовка? Нет. Дети были активны? Конечно.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Придумать такое задание, само по себе является творческим заданием для учителя. И это, на мой взгляд, ещё один плюс – развивается творческий потенциал учителя.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

Можно прочитать горы литературы об интерактивных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия . На примере фрагмента урока  хочу показать, как можно применять  формы интерактивного обучения. Для этого давайте разобьёмся на группы с помощью фигур, которые у вас на столе.( Приём «Найди своих»).

Урок окружающий мир «Слава России!»

Сегодня на уроке состоится торжественное собрание «Слава России». Вход строго по персональным приглашениям. Рассмотрите портреты, послушайте текст приглашений и назовите  имя гостя.

1. Приглашается русский князь, благодаря которому языческая Русь в X веке стала христианской и была признана соседними  странами великим государством.

2. Приглашается  смелый, мужественный полководец, спасший в XIII веке православную Русь от крестоносцев. Был причислен к лику святых.

3. Приглашается советский гражданин, первый человек не Земле, совершивший 12 апреля 1961 года полёт в космос.

-У вас на столе лист с таблицей и маркер ( каждой группе свой цвет). Обсудите в группе и запишите , кого бы  вы пригласили,  желательно, чтобы в вашем списке были  и наши современники.

 Фамилии:

согласны

     +

     не согласны

         -

поясните

       ?

Группы  обсуждают и записывают фамилии, затем  по сигналу передают по кругу. Получив лист, группа обсуждает кандидатов и отмечает:  согласны,  не согласны или необходимо пояснение. Затем лист передают дальше, пока он не вернётся к своей группе.

Представитель каждой группы называет кандидатов и рассказывает, согласны или нет  другие группы, если есть вопросы, то защищает своего кандидата.

 На примере этой игры мы видим диалог, в ходе которого осуществляется  взаимодействие между учителем, учениками в группе и учениками между группами.

РЕФЛЕКСИЯ.

Уважаемые участники мастер – класса, сейчас я снова попрошу вас поднять свою фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и буду их применять в своей практике».

Мы говорим «да»  интерактивным методам, которые способствуют

  1. Развитию творчества и фантазии!
  2. Формированию коммуникативности  и взаимодействия!

Заключительное слово.

«Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится». Не будем ждать, давайте будем взаимодействовать.  Создавать на уроке условия, при которых дети будут, общаясь узнавать. Я желаю Вам и себе этого взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.

Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя. 1995.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. - 320с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2004

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.

Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе - новый учитель

Текст выступление на августовской педагогической конференции...

Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!

Творческая работа«Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!»...

Современные педагогические технологии обучения в новой школе

Что такое технология. Определение педагогической технологии.Классификация технологий и  современные технологии....

Эссе " Новой школе-новый учитель: все начинается с нас"

эссе подготовлено к "Учителю Года 2014"...

«Моя педагогическая философия» Каким должен быть учитель «Новой школы»?

Каким должен быть учитель «Новой школы»? Задумавшись над этой проблемой, я поняла, насколько данный вопрос необъятен, многогранен и сложен. Мне кажется, что учитель «новой школы»  должен быть про...

доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"

Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...