Методика "Наша группа", разработанная О.И. Мотковым, предназначена для исследования межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1или 2 раза в год (для исследования динамики) с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов о вашей группе. Возьмите лист бумаги и напишите сверху дату, фамилию, инициалы, группу. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду читать вопрос, а вы отвечать на него "да" или "нет" (+ или –). В скобках после ответа можно указывать фамилии ребят, о которых спрашивается в вопросе (только по желанию!). 1. Есть ли у Вас в группе настоящие друзья? 2. Есть ли ребята, умеющие проявлять чуткость, понимание Ваших жизненных трудностей? 3. Есть ли в группе человек, который умеет организовать общее серьезное дело? 4. Есть ли ребята, которые могут в трудной ситуации поднять Ваше настроение, приободрить? 5. Есть ли в группе ребята, с которыми у Вас враждебные отношения? 6. Считаете ли Вы, что в группе есть учащиеся, которые "болеют" только за себя, никогда не посочувствуют другому? 7. Есть ли в группе люди, склонные разрушать любое общее дело? 8. Есть ли ребята, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят Ваше настроение? Ключ Вопрос
| Наличие в группе | Начисление баллов | + | – | 1 | друзей | 1 | 0 | 2 | альтруистического лидера | 1 | 0 | 3 | делового лидера | 1 | 0 | 4 | эмоционального лидера | 1 | 0 | 5 | неприятелей | 0 | 1 | 6 | эгоистического лидера | 0 | 1 | 7 | дезорганизатора дел | 0 | 1 | 8 | "нытиков" | 0 | 1 |
Примечание. В данном случае понятие "лидер" применяется достаточно условно, как значимая в определенном отношении для отвечающего личность, не обязательно ведущая "массы" за собой. Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру группы, группировки, степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в группе и др. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость группы для ее членов. И наоборот, при наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и хуже самочувствие членов в группе. Если положительных лидеров больше, то у группы есть шансы к развитию. Примерные критерии оценки уровня развития группы Если сумма баллов опрашиваемого больше 4, то его группу можно считать высокого уровня развития, если сумма меньше или равна 4, но больше 2, то группа, по его мнению, среднего уровня, если сумма меньше или равна 2 – группа низкого уровня развития. Группа среднего уровня часто имеет противоречивую структуру с наличием положительных и отрицательных группировок. |