Сборник диагностических методик для классного руководителя
тест по теме

Танаева Татьяна Викторовна

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_dlya_klassnogo_rukovoditelya.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для классного руководителя

I. Диагностические методы изучения личности учащегося

1.1 Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников.

Методика «Мой портрет в интерьере»

        Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера ( книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т. д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включает в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Методика «Десять моих «Я» »

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я – умный.

Я – красивый и т. д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

        Методика «Краски»

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. В каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь, учебник. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

 Если ребенок окрашивает предметы в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

        Анкетирование

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:

Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень

        б) нравится

        в) не нравится

               2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

                    а) чаще хочется остаться дома

                    б) бывает по – разному

                    в) иду с радостью

              3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

                  а) не знаю

                  б) остался бы дома

                  в) пошел бы в школу

            4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие – нибудь уроки?

                  а) не нравится

                  б) остался бы дома

                  в) пошел бы в школу

 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

       а) хотел бы

       б) не хотел бы

       в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

       а) не знаю

       б) не хотел бы

       в) хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

       а) часто

       б) редко

       в) не рассказываю

8. У тебя много друзей в твоем классе?

       а) мало

       б) много

       в) нет друзей

9. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

       а) точно не знаю

       б) хотел бы

       в) не хотел бы

10. Тебе нравится твой класс?

      а) нравится

      б) не очень

      в) не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы

Оценка за ответ а)

Оценка за ответ б)

Оценка за ответ в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

3

0

9

1

0

3

10

3

1

0

Анализ анкетирования

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20 -24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19 -11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеурочной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10 -14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднен6ия в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа им воспринимается как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого – педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

II. Диагностические методики изучения детского коллектива

 Подарки

     Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ученику класса к Новому году. Ребята получают лист бумаги  и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в качестве подарка. Это может выглядеть так: Таня – книга, Лена – ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Важно, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Нужно также посмотреть, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, какие чувства дети испытывают при распределении праздничных подарков. Ребята выполняют подобные диагностические исследования с большим удовольствием и творчески. Они по – новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать.

Пьедестал

    Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.

    На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся.

 

Мультфильм о нашем классе

   Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучивать каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?

  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?

  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)?

  4. Какие проблемы поднимает мультфильм?

        III.         Диагностические методики изучения семьи учащихся

3.1. Методика «Незаконченное предложение»

   Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Не совпадение точек зрения, взглядов, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

   Предложения для учащихся:

Школа для меня – это …

Класс, в котором я учусь, - это …

Учителя для меня – это люди, которые …

Мои одноклассники – это …

Уроки для меня – это …

Предметы, которые мне нравятся, – это …

Предметы, которые мне не нравятся, - это…

   Предложения для родителей:

Школа, в которой учится мой ребенок, - это …

Класс, в котором учится мой ребенок, - это …

Одноклассники моего ребенка – это …

Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …

Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это …

Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это …

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

Я радуюсь, когда …

Я огорчаюсь, когда …

Я плачу, когда …

Я злюсь, когда …

Мне нравится, когда …

Мне не нравится, когда …

Я верю, когда …

Если у меня хорошие новости, то я …

Если у меня что – то не получается, то я …

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребенок …

Я огорчаюсь, когда мой ребенок …

Я плачу, когда мой ребенок …

Я злюсь, когда ребенок …

Мне нравится, когда мой ребенок …

Мне не нравится, когда мой ребенок …

Я не верю, когда мой ребенок …

Я верю, когда говорят, что мой ребенок …

Если у моего ребенка хорошие новости, то …

Если у моего ребенка плохие новости, то …

Если у моего ребенка что – то не получается, то …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник статей "В помощь классному руководителю"

В сборнике представлены анкеты,памятки,крылатые выражения для работы с детьми и родителями....

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психо...

Сборник диагностических методик для классного руководителя начальных классов

В сборнике собраны методики изучения школьной мотивации, личности учащегося и классного коллектива....

Сборник диагностических методик для учителей начальных классов

В сборнике собраны диагностические методики для 1-4 классов....

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы...