Диагностические методики изучения классного коллектива
статья на тему
Данный материал можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики изучения классного коллектива
Учитель начальных классов
МКОУ «Одесская СОШ №2»
Одесского муниципального района
Кочкаева Лариса Анатольевна
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.
Социометрия
Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?
Фотография класса
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Урок физкультуры
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включённости в жизнь класса.
Письмо островитянину
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудна, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Фильм о моём классе
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссёра и снять фильм о своём классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжён текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.п. Чтобы ребятам было легче снять фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
Как называется фильм?
Где происходит действие фильма?
Кто является главным героем фильма?
Кто играет второстепенные роли в фильме?
Каким является фильм по жанру?
Каков финал фильма?
В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберёт несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.
Сочинение
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы: Ода моему классу; Мой класс через 5 лет; Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс; Удивительные истории моего класса; Болезни роста нашего класса;. Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчиво педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/09/picture-107480.jpg)
Диагностические методики изучения классного коллектива
В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....
Диагностические методики изучения классного коллектива
Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-229817-1479288288.jpg)
Методики изучения классного коллектива
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено (социометрия), а также диагностика ЦОЕ проводится учителем или классным руководителем с целью исследования взаимоотношений в...
Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"
Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/29/picture-1032378-1609225851.jpg)
Комплекс методик по изучению классного коллектива
Сборник содержит методики по изучению классного коллектива....