Диагностические методики изучения классного коллектива
материал по теме
Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki_izucheniya_klassnogo_kollektiva.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики изучения классного коллектива
Социометрия
Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик выполняет следующие задания.
Задание 1. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь и почему?
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться. Запиши фамилии.
Диагностика «Фотографии класса»
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя» с каким настроением он выполняет эту работу.
Диагностическая методика «Мое учение»
Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.
1. Учиться в школе мне
- интересно;
- не интересно;
- не знаю.
2. Я хожу в школу, потому что
- мне нужны знания;
- люблю общаться с друзьями;
- это требование родителей.
- Мои любимые предметы:
- Я испытываю затруднения в учении, потому что:
- Если бы я был учителем» то помог бы учащимся в следующем:
Диагностика нравственных приоритетов личности учащихся
Методика «Неоконченные предложения»
- Зависть —это...
- Зло - это... -Добро-это... -Дружба-это...
- Совесть — это...
- Честность - это...
- Надежность - это... -Честь-это... -Красота-это...
2. Ранжирование понятий.
-Семья
-Друзья
-Здоровье
-Отечество
-Обучение
-Успех
-Деньги
-Слава
-Известность
-Трудолюбие
-Учеба
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.
Номинация
Учащимся предлагается принять участие в «чествовании» школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
-Самый интересный
-Самый полезный
-Самый ненужный
-Самый трудный
-Самый легкий
-Самый веселый
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
Методика «Какие качества я в себе вырастил?»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
II. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (поставь рядом с цифрой «+»), а что стало хуже (поставь знак «-»):
а) физическая сила и выносливость
б) умственная работоспособность
в) сила воли
г) выдержка, терпение и упорство
д) ум, сообразительность
е) память
ж) объем знаний
з) внимание и наблюдательность
и) критичность и доказательность мышления
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)
л) умение планировать работу
м) умение организовать свой труд (организованность)
н) умение беречь время
о) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки
п) умение работать самостоятельно, без посторонней помощи
р) чуткость и отзывчивость к людям
с) умение работать вместе с товарищем, видеть кому нужна твоя помощь, помогать и
принимать помощь от других
т) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива
у) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве
ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
2.Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
З.Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в с (способность к танцам, к музыке и т.д.)
4.Над какими из них ты сейчас работаешь?
5 .Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Методика определения уровня воспитанности коллектива класса
Управление самим собой.
Умение учеником управлять собой осознанно, а не бездумно, подчиняться приказу - один из важнейших показателей воспитанности. Управление самим собой - это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать возможность решить проблему самостоятельно. Ни для кого не секрет: если ребенок пытается решить проблему сам и убедится в том, что решить ее не в состоянии- обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребенок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришел к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.
Уважение чужого мнения.
Умение формулировать и высказывать свое мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Классный руководитель должен научить ребенка не бояться ошибок. Умение терпимо относиться к разным людям, вещам, взглядам.
Любознательность и вовлеченность в деятельность.
Жажда деятельность, которая присуща ученикам начальной школы., формирует еще одно жизненно важное качество личности — трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью - это ли не достойная цель в обучении и воспитании учащихся?
Отношение к классному коллективу.
Отношение к интересам коллектива как к собственным интересам, участие в делах класса по собственному желанию, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками. Готовность всегда прийти на помощь своим одноклассникам.
Оценка уровня воспитанности коллектива класса
Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношения к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также и самому себе.
Уровень воспитанности учащихся
класса
№ п/п | Показатели воспитанности, их оценка | Общий |
уровень воспита] ности |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
|
23. | ■1 |
24. |
25. |
|
26. | ■ |
|
Карта показателей уровня воспитанности учащихся
Показатели воспитанности | Уровень воспитанности |
высокий | средний соответствующий возрасту | низкий |
Гуманность |
Вежливость |
Трудолюбие |
Управление самим собой |
Уважение чужого мнения |
Ответственность |
Дисциплинированность |
Честность |
Любознательность и вовлеченность в деятельность |
Отношение к коллективу |
Уровень воспитанности учащихся класса 200_- 200 уч. год
Воспитатель ГПД
Уровень воспитанности |
высокий | средний | низкий |
— уч-ся % | уч-ся % | —уч-ся — % |
По сумме набранных очков определяется уровень воспитанности
учащихся.
10-15 баллов - у таких учеников неадекватная самооценка, они не уверенны в собственных силах. Эти дети бездумно подчиняются приказам и не несут ответственности з за свои поступки. Не умеют высказывать свое мнение, они ленивы, часто срываются, таял обиду и плохо учатся.
15-25 баллов - ученики проявляют интерес к самому себе, но часто не уверенны в своих силах, они радуются своей успешности, но реализовать в полной мере себя не могут. Они признают свою неправоту, но боятся за сделанную ошибку. Иногда вступают в конфликты но бывают и терпимы. Дети трудолюбивы, но не во всех делах. Большое значение имеет стимул в работе, заинтересованность.
25-30 баллов - эти ученики уверены в своих силах, собственной успешности, от проявляют сотрудничество в решении проблемы. Формулируют и высказывают свое мнение а также отстаивают его и признают неправоту в случае ошибки. Терпимо относятся к разным людям, вещам и взглядам. Способны трудиться активно, с удовольствием и радостью управляют своими эмоциями, умеют прощать. Заинтересованы в учебе или в той или иной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методики изучения классного коллектива
В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....
Диагностические методики изучения классного коллектива
Данный материал можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....
Методики изучения классного коллектива
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено (социометрия), а также диагностика ЦОЕ проводится учителем или классным руководителем с целью исследования взаимоотношений в...
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
воспитательная работа...
Методики изучения детского коллектива
Методики изучения детского коллектива...
Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"
Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"...
Комплекс методик по изучению классного коллектива
Сборник содержит методики по изучению классного коллектива....