Диагностические методики изучения классного коллектива
материал по теме

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические методики изучения классного коллектива

Социометрия

 Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик выполняет следующие задания.

Задание 1. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь и почему?

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться. Запиши фамилии.

Диагностика «Фотографии класса»

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя.

Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя» с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика «Мое учение»

Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1.        Учиться в школе мне

  1. интересно;
  2. не интересно;
  3. не знаю.

2.        Я хожу в школу, потому что

  1. мне нужны знания;
  2. люблю общаться с друзьями;
  3. это требование родителей.

  1. Мои любимые предметы:
  2. Я испытываю затруднения в учении, потому что:
  3. Если бы я был учителем» то помог бы учащимся в следующем:

Диагностика нравственных приоритетов личности учащихся

Методика «Неоконченные предложения»

  1. Зависть —это...
  2. Зло - это... -Добро-это... -Дружба-это...
  3. Совесть — это...
  4. Честность - это...
  5. Надежность - это... -Честь-это... -Красота-это...

2. Ранжирование понятий.

-Семья

-Друзья

-Здоровье

-Отечество

-Обучение

-Успех

-Деньги

-Слава

-Известность

-Трудолюбие

-Учеба

После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

Номинация

Учащимся предлагается принять участие в «чествовании» школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:

-Самый интересный

-Самый полезный

-Самый ненужный

-Самый трудный

-Самый легкий

-Самый веселый

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.

Методика «Какие качества я в себе вырастил?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

II. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (поставь рядом с цифрой «+»), а что стало хуже (поставь знак «-»):

а)        физическая сила и выносливость

б)        умственная работоспособность

в)        сила воли

г)        выдержка, терпение и упорство

д)        ум, сообразительность

е)        память

ж)        объем знаний

з)        внимание и наблюдательность

и) критичность и доказательность мышления

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)

л) умение планировать работу

м) умение организовать свой труд (организованность)

н) умение беречь время

о) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

п) умение работать самостоятельно, без посторонней помощи

р) чуткость и отзывчивость к людям

с) умение работать вместе с товарищем, видеть кому нужна твоя помощь, помогать и

принимать помощь от других

т) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

у) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве

ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2.Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

З.Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в с (способность к танцам, к музыке и т.д.)

4.Над какими из них ты сейчас работаешь?

5 .Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Методика определения уровня воспитанности коллектива класса

Управление самим собой.

Умение учеником управлять собой осознанно, а не бездумно, подчиняться приказу - один из важнейших показателей воспитанности. Управление самим собой - это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать возможность решить проблему самостоятельно. Ни для кого не секрет: если ребенок пытается решить проблему сам и убедится в том, что решить ее не в состоянии- обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребенок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришел к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.

Уважение чужого мнения.

Умение формулировать и высказывать свое мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Классный руководитель должен научить ребенка не бояться ошибок. Умение терпимо относиться к разным людям, вещам, взглядам.

Любознательность и вовлеченность в деятельность.

Жажда деятельность, которая присуща ученикам начальной школы., формирует еще одно жизненно важное качество личности — трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью - это ли не достойная цель в обучении и воспитании учащихся?

Отношение к классному коллективу.

Отношение к интересам коллектива как к собственным интересам, участие в делах класса по собственному желанию, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками. Готовность всегда прийти на помощь своим одноклассникам.

Оценка уровня воспитанности коллектива класса

Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношения к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также и самому себе.

Уровень воспитанности учащихся


класса

№ п/п

Показатели воспитанности, их оценка

Общий


уровень

воспита] ности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

        

23.

■1

24.

25.

        

26.

■        

        

Карта показателей уровня воспитанности учащихся

Показатели воспитанности

Уровень воспитанности

высокий

средний

соответствующий возрасту

низкий

Гуманность

Вежливость

Трудолюбие

Управление самим собой

Уважение чужого мнения

Ответственность

Дисциплинированность

Честность

Любознательность и вовлеченность в деятельность

Отношение к коллективу

Уровень воспитанности учащихся          класса 200_- 200        уч. год

Воспитатель ГПД        

Уровень воспитанности

высокий

средний

низкий

— уч-ся         %

        уч-ся        %

—уч-ся — %

По сумме набранных очков определяется уровень воспитанности

учащихся.

10-15 баллов - у таких учеников неадекватная самооценка, они не уверенны в собственных силах. Эти дети бездумно подчиняются приказам и не несут ответственности з за свои поступки. Не умеют высказывать свое мнение, они ленивы, часто срываются, таял обиду и плохо учатся.

15-25 баллов - ученики проявляют интерес к самому себе, но часто не уверенны в своих силах, они радуются своей успешности, но реализовать в полной мере себя не могут. Они признают свою неправоту, но боятся за сделанную ошибку. Иногда вступают в конфликты но бывают и терпимы. Дети трудолюбивы, но не во всех делах. Большое значение имеет стимул в работе, заинтересованность.

25-30 баллов - эти ученики уверены в своих силах, собственной успешности, от проявляют сотрудничество в решении проблемы. Формулируют и высказывают свое мнение а также отстаивают его и признают неправоту в случае ошибки. Терпимо относятся к разным людям, вещам и взглядам. Способны трудиться активно, с удовольствием и радостью управляют своими эмоциями, умеют прощать. Заинтересованы в учебе или в той или иной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Методики изучения классного коллектива

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено (социометрия), а также диагностика ЦОЕ проводится учителем или классным руководителем с целью исследования взаимоотношений в...

Методики изучения детского коллектива

Методики изучения детского коллектива...

Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"

Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"...

Комплекс методик по изучению классного коллектива

Сборник содержит методики по изучению классного коллектива....