Диагностическая методика "Дерево с человечками"
учебно-методическое пособие
Методику «Дерево с человечками» может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_s_chelovechkami.docx | 96.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)
Методику «Дерево» (автор Д. Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики (её ещё называют «Дерево с человечками»):
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
№ позиции фигурки | Характеристика |
1, 3, 6, 7 | характеризует установку на преодоление препятствий |
2, 11, 12, 18, 19 | общительность, дружескую поддержку |
4 | устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) |
5 | утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость |
9 | мотивация на развлечения |
13, 21 | отстраненность, замкнутость, тревожность |
8 | отстраненность от учебного процесса, уход в себя |
10, 15 | комфортное состояние, нормальная адаптация |
14 | кризисное состояние, «падение в пропасть» |
20 | часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной |
По результатам проведения методики «Дерево» в классе, составляется диаграмма, где наглядно отображается ситуация адаптированности детей к обучению в классе.
Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».
Обобщающий урок по литературному чтению во 2 классе проводился как урок- КВН. В классе соревновались две команды "Буратино" и "Красная Шапочка", в конце подвели итог. Победила команда "Буратино". Ребя...
Тест "Смешные человечки"
Данный тест был опубликован в книге М.И.Ильиной "Подготовка к школе". Мною он использовался в 1 классе с целью уточнения взаимодействия детей в классном коллективе....
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"
Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...
Контрольная работа к разделу «Сказочные человечки». Школа 2100.
Контрольная работа к разделу «Сказочные человечки»...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»
Урок литературного чтения во 2 классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...
Входная диагностическая работа по математике 4 класс. Справка по результатам входной диагностической работы по математике 4 класс октябрь 2014 г. Диагностическая карта
Представлена работа по математике и диагностическая карта. В справке содержатся выводы, рекомендации, сравнительная таблица результатов и диаграмма по итогам входной диагностической работы....
Тема урока: «Сказочные человечки» (обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»)
- вызвать интерес к содержанию сказки и героям; -показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя...