Диагностическая методика "Дерево с человечками"
учебно-методическое пособие

Яковлева Наталья Александровна

Методику «Дерево с человечками»  может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_s_chelovechkami.docx96.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Методику «Дерево» (автор Д. Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики (её ещё называют «Дерево с человечками»):

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

8

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

14

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной

По результатам проведения методики «Дерево» в классе,  составляется диаграмма, где наглядно отображается ситуация адаптированности детей к обучению в классе.

Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».

Обобщающий урок по литературному чтению во 2 классе проводился как урок- КВН. В классе соревновались две команды "Буратино" и "Красная Шапочка", в конце подвели итог. Победила команда "Буратино". Ребя...

Тест "Смешные человечки"

Данный тест был опубликован в книге М.И.Ильиной "Подготовка к школе". Мною он использовался в 1 классе с целью уточнения взаимодействия детей в классном коллективе....

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"

Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...

Контрольная работа к разделу «Сказочные человечки». Школа 2100.

Контрольная  работа к разделу «Сказочные человечки»...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

Входная диагностическая работа по математике 4 класс. Справка по результатам входной диагностической работы по математике 4 класс октябрь 2014 г. Диагностическая карта

Представлена работа по математике и диагностическая карта. В справке содержатся выводы, рекомендации, сравнительная таблица результатов и диаграмма по итогам входной диагностической работы....

Тема урока: «Сказочные человечки» (обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»)

- вызвать интерес к содержанию сказки и героям;           -показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя...