Современные вызовы в образовании, в контексте повсеместного использования смартфонов.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Статья о том, как стремительная диджитализация влияет на образовательный процесс. И какие шаги могут помоч снизить факторы риска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx9.18 КБ

Предварительный просмотр:

Современные вызовы в образовании, в контексте повсеместного использования смартфонов.

Сегодня дети осваивают смартфоны и различные гаджеты с самого раннего возраста. Привыкание к экрану у многих начинается еще до формирования речи в дошкольный период. Уже в начальной школе ученик без смартфона «исчезающе редкий вид». Производители развлекательного контента создают целые «экосистемы» для привлечения детей.

Постоянное взаимодействие с гаджетами меняет работу мозга и сам мозг. Происходит рассредоточение внимания, снижается объем памяти, так как пропадает необходимость хранить информацию в голове, всегда можно задать вопрос поисковой системе. Снижается качество и продолжительность сна. Вырабатывается дофаминовая зависимость. Формируется клиповое мышление — восприятие мира через короткие яркие образы.

Современному педагогу очень трудно конкурировать с ярким и красочным виртуальным миром. Впечатления из мира реального начинают казаться серыми, блекнут на фоне потока информации из экрана. Школьникам все труднее удерживать внимание при классических методах подачи учебного материала. При возникновении любой проблемы, сложности у детей есть возможность убежать в безопасный виртуальный мир. Чем они активно пользуются, игнорируя проблемы и задачи в реальности.

Смартфоны как средство мгновенной связи привнесли неожиданную особенность в образовательный процесс. Ранее ребенок, посещая образовательное учреждение, получал различные впечатления в течении дня, негативные и позитивные. Эти эмоции консолидировались и перерабатывались. Вечером же ребенок выдавал их родителям в виде обратной связи на вопрос: как прошел твой день? При таком подходе родители узнают о самых существенных, значимых для ребенка событиях. Вспомните себя в детстве, вы могли по несколько раз за день ссориться и мириться с друзьями. Вы быстро переключались.

Сегодня ученик может написать или позвонить родителям в момент неприятного события. На эмоциях, не имея возможности их прожить, разобраться совместно с педагогом в ситуации. В образовательный процесс вклинивается родитель, который присутствует в ситуации опосредованно. В результате даже незначительные случаи могут превращаться для родителей в популярный интернет-мем: «Мама, меня камаз переехал»!

Также учащиеся все чаще записывают видео или ведут прямые трансляции прямо на уроке. Чем нарушают личные границы и права педагогов и других учеников.

Что же делать педагогам, чтобы вернуть внимание подрастающего поколения к своим урокам? Давать то, что гаджеты дать не могут. Живые эмоции общения, заинтересованность и принятие. Важно следить за динамикой занятия, избегать провисающих моментов, когда ученики не включены в конкретную деятельность. Применение большего числа наглядного материала, ярких иллюстраций и оформления, также положительно скажется на включенности ученика в предмет.

Многие школы вводят в практику строго регламентировать ношение и использование смартфонов на территории школы. Появляются специальные места для хранения детских устройств во время урока.

Педагог-психолог Тиханков Владимир Олегович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».

Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...

«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»

В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении,  в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок ста...

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен к сессии самоопределения педагог...

Презентация к семинару «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Данная презентация является мультимедийным сопровождением  к семинару «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждо...