Тема: «Роль внеурочной деятельности в повышении культуры речи и культуры чтения современного ученика младших классов в контексте повышения качества образования».
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выступление.
Тема: «Роль внеурочной деятельности в повышении культуры речи и культуры чтения современного ученика младших классов в контексте повышения качества образования».
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в начальной школе, где каждая встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство изумления, невозможно переоценить. Поэтому работу по повышению речевой культуры учащихся должны начинать с начальных классов.
В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их еще, как правило, не засорен вульгаризмами. А, как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. В начальной школе учитель постоянно находится рядом с детьми, и это позволяет ему ежедневно и ежечасно наблюдать и корректировать речь учеников.
Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. Т.А. Ладыженская во введении к книге «Речь. Речь. Речь» справедливо указывает, что «культура – культурный человек – культура речевого поведения» неразрывно связаны и «культура речевого поведения – проявление общей культуры человека».
Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направлена не столько на сообщение определенных знаний, сколько на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.
В настоящее время существует немало инновационных программ обучения внеурочной деятельности в повышении культуры речи. Я считаю, что курс современной риторики Т. А. Ладыженской - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения актуален в наше время. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению. Курс школьной риторики вызывает у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, учит общаться с людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность .
На уроке риторики игровые ситуации могут использоваться в процессе объяснения и закрепления лексико-грамматического материала, активизации речевой деятельности учащихся. Очень важно научить школьника строить предложения в соответствии с литературной нормой, добиваясь точности и выразительности. Для этого используются творческие упражнения, которые побуждают детей активнее мыслить, проявлять свои чувства.
Один из самых простых и в то же время самых необходимых приемов работы над предложением во всех классах - это чтение образцов. Например, художественные тексты - рассказы о природе Н. Сладкова, М. Пришвина, С. Аксакова. Эти маленькие зарисовки живой природы привлекают внимание учащихся, а богатство лексики текстов помогает им учиться так же красиво и точно излагать мысли. Та. На своих уроках она проводит риторический анализ произведений, что предполагает обсуждение, по крайней мере, трех вопросов:
1)Что сказал говорящий (ритор);
2) Что он хотел сказать;
3)Что сказал ненамеренно.
А риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:
кто говорит - пишет (адресант);
кому (адресат);
для чего - зачем (задача высказывания);
что - о чем (содержание высказывания;
как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время,). Такая работа по развитию речи учащихся на уроках риторики, безусловно, дает результаты.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
- пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
2) упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
3) импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
На уроках постоянно сопоставляются одни и те же мыслительные операции на языковом и математическом материале, что способствует обогащению словарного запаса детей.
С целью развития речи учащихся и их культуры речи в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Разнообразные задания развивающего и творческого характера, вошедшие в тетрадь, вовлекают читателя в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь.
Культура речи – это владение языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, умении строить текст, а также умении пользоваться выразительными свойствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Уметь выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики, означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.
В начальной школе учащиеся проходят элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Они становятся и маленькими языковедами, потому что учатся не только правильно произносить слова и сроить предложения, но и осознавать, из каких слов состоит предложение, из каких звуков – слово. Все это очень необходимо для успешного обучения в школе.
Именно поэтому развитие речи первоклассников начинается с моделирования предложения.
Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи)
- Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза).
- Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (воет, пыль, листья срывает, парус надувает).
- Подбор предмета к действию. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце).
- Подбор к действию объекта. Кто и что плавает? Летает? (Рыба, самолет, бабочка, листья).
- Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно).
- Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.
- Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (…).
- Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?). Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?).
- Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.
- Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.
О многих признаках предметов ребенок узнает, не знакомясь с самим предметами, а из речи взрослых. Это, главным образом, отвлеченные признаки, Такие понятия, как «смелый», «храбрый», «отважный».
Хотя расширение словаря происходит, главным образом, при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом – к ней относится, прежде всего, раскрытие многозначности слова, выработка у учащихся умения подбирать синонимы (слова с тем же значением) и антонимы (слова с противоположным значением).
Своих учеников знакомлю с разными значениями известных слов, учу правильно употреблять эти слова в сочетании с другими. Например, предлагаю детям закончить предложение и добавить антоним: «Вишня мелкая, а яблоко (крупное). Ручей мелкий, а река (глубокая)».
Работа над антонимами помогает детям усвоить средства художественной выразительности речи, а также более глубоко и точно понять значение слова, осознать разные значения многозначного слова. Для этой работы богатые возможности дают пословицы и поговорки:
«Мягко стелет, да жестко спать»
«Мал телом, да велик делом»
Здоров на еду, да хил на работу».
А такой прием, как изменение слова, помогает ребятам ловить тонкости смысловых нюансов:
Ручей – гремучий, прозрачный.
Ручеек – маленький, звонкий, крошечный.
Словообразовательный анализ – один из способов раскрытия значения слов. В этой работе мне помогает такое стихотворение:
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена.
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали.
Никогда и нигде: ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не видали.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
Плакат с этими словами вывешивается на доске. Дети читают слова и отвечают на вопросы:
-Почему удивились знакомые садовода?
-Существуют ли такие овощи?
-Из каких слов образованы эти слова?
Одно из простейших и вместе с тем основных средств художественной выразительности – сравнение. Познакомив детей с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, задаю вопрос: «С чем это или то сравнивается?». Когда они научатся свободно отвечать на этот вопрос, предлагаю придумать сравнения им самим. На первых порах дети с трудом находят сравнения в услышанном тексте и с еще большим трудом сами придумывают сравнения. Но в дальнейшем они делают это очень легко, и их сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, даю задание придумать сравнение к слову снег. Сначала звучат простые сравнения или ранее известные (снег лежит, как одеяло; снег как будто закрыл землю белой скатертью). Затем появляются самостоятельные мысли (снег на солнце сверкал, как разноцветные звездочки; снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики грызет).
Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем ребята используют этот прием и при создании собственных сочинений.
Важнейшая задача обучения школьников – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Когда ребенок строит высказывание самостоятельно, он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описание предмета, явления, события. Устная связная речь учащихся развивается, когда они учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания (по картине, творческие рассказы), знакомятся с художественной литературой.
В работе по развитию речи, ее культуры, большое значение имеет использовании речевых ситуаций. Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся в условиях урока. Существует два вида речевых ситуаций: естественные и искусственные.
Естественными учебными речевыми ситуациями на уроках можно считать ответы учащихся на вопросы, пересказ содержания текста, доказательства и т.д.
Искусственными или специально создаваемыми речевыми ситуациями могут быть такие: озвучивание картинок, то есть произнесение монологов за героев, изображенных на картине; воображаемый рассказ об увиденном кому-то из близких, когда материалом для рассказа служит дидактическая ролевая игра или содержание сюжетной картинки.
Моя задача не только научить учащихся писать стихи, но и дать им почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие.
Работа по развитию речи, ее культуры требует разнообразных приемов и методов. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.
Успех в работе по развитию речи возможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнять задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает – надо отвечать), когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться у ребенка угасает, охота говорить пропадает. Несомненно, требование полных ответов от учащихся является целесообразным и обязательным, если учитель ставит целью: научить школьников правильно строить предложения, т.е. не пропускать слов, ставить слова в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова. Если такая задача не ставится, то полных ответов требовать не следует.
Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо развивать творческое воображение каждого ребенка, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе тех героев, те места, о которых говорит.
В комплекс изучения текста входит работа над интонацией. Интонация – один из наиболее сложных компонентов речи и чтения. Умению правильно, ярко интонировать надо обучать детей так же, как их учат правильно, сознательно и бегло читать. Соответствующая содержанию текста интонация помогает определить личное отношение ученика к изображенному, обеспечивает высокий уровень культуры речи. Анализ текста приводит учащихся к выявлению наиболее подходящей интонации, с которой текст должен быть прочитан. Так работа над интонацией способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости школьников.
Для того чтобы дети более глубоко понимали интонационные стороны речи, более внимательно относились к передаче различных смысловых оттенков с помощью голоса и говорили более выразительно, я применяю разнообразные приемы обучения. К ним относятся: выразительное чтение разученных стихов, чтение по ролям или драматизация несложных сказок, рассказов или басен, произнесение одной и той же фразы с передачей различных чувств (радости, испуга и др.). Например, даю задание: трижды прочитать слова закрой дверь, выполняя такие словесные действия:
- Мягко ласково попросите;
- Попросите досадуя;
- Резко прикажите.
Работа над выразительностью речи – это логический разбор текста. В таком разборе одним из основных моментов является отыскание логических (смысловых) ударений. Логическое ударение – это опора мысли, это «указательный палец», отмечающий самое главное слово, в котором заключена внутренняя сущность фразы. Смысл каждого предложения станет ясным лишь после того, как в нем будут выявлены и поняты слова, в которых заключается главная мысль. В любом предложении, как бы оно ни было коротко, есть слова или одно слово, без которых смысл этого предложения будет неясным или искаженным.
Нахождению слов, требующих логического ударения помогает учащимся знание некоторых правил, которым обучаю детей.
- Если предложение состоит из двух слов, подлежащего и сказуемого, то логическое ударение падает обычно на второе слово.
Например: Ветер утих.
Утих ветер.
- При противопоставлении логическое ударение падает на противопоставляемые слова.
Например: Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором обходит…
- При сочетании двух существительных, например, встреча гостей, ударение должно быть поставлено на том из них, которое стоит в родительном падеже, т.к. обычно это слово является более сильным по значению.
Например: Хозяин дома.
Депутат Государственной Думы.
- Прилагательные обычно не выделяются. Они сливаются с существительным, при котором находятся, и лишь дополняют его.
Например: Был трудный бой.
Но если в предложении выражены сопоставление или противопоставление, прилагательное может стать ударным.
Например: Был трудный бой (подразумевается – а не легкий).
- Если в предложении прилагательное стоит после существительного, то ударение с существительного переносится на прилагательное.
Например: Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые,
Кричат ребята буйные…
(Н.Некрасов «Эхо»).
- Если одно понятие выражено несколькими словами, то логически, обычно, выделяется последнее из этих слов.
Например: Клуб юных натуралистов.
- Если при глаголе есть дополнительное, объясняющее его слово, то обычно оно и выделяется.
Например: Буря мглою небо кроет
(А.С.Пушкин «Зимний вечер»)
- Слова, выражающие сравнения, логически выделяются.
Например: То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С.Пушкин «Зимний вечер»)
Все приведенные правила логических ударений существуют лишь для ориентировки в тексте, но каждый случай будет иметь свое отдельное решение, в зависимости от мысли данного текста.
Важным средством выразительности являются паузы. Паузы в чтении делаются в соответствии со знаками препинания. Бывают еще логические паузы и психологические.
Соблюдение пауз на знаках препинания требует от учащихся немалого внимания, и мысли их должны быть направлены на главную идею предложения. Этому я учу детей с первого класса. Чтение без соблюдения знаков препинания ведет к торопливости, к пробалтыванию текста, к обессмыслению его.
Но и одни лишь паузы на знаках препинания, т.е. грамматические паузы, не всегда достаточно полно и исчерпывающе раскрывают смысл данного текста.
Помогают нам в этом логические паузы, которые группируют слова в предложении по смыслу. Эти паузы иногда совпадают с грамматическими, а иногда возникают там, где знака препинания нет. Значение логических пауз в чтении очень велико: они могут совершенно изменить смысл фразы.
Например: Мы снабжали его книгами │ наших товарищей.
Мы снабжали его │ книгами наших товарищей.
В общем, логические паузы организуют фразу.
Психологическая пауза необходима перед новой мыслью. Длится она дольше других пауз.
Чтобы учащиеся выразительно читали, чтобы у них воспитывалась культура речи, необходимо следить за их дикцией. Дикция должна быть естественной, четкой.
Школа проводит систематическую работу, направленную на повышение культуры речи учащихся. Как правило, учитель пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом. Можно заметить, что школьники во многом стремятся подражать ему. Распространяется это подражание и на манеру говорить. Именно поэтому культура речи педагога оказывает на детей большое влияние. Применяя разнообразные выразительные средства, учитель развивает у учащихся языковое чутье, вызывает у них желание говорить так же ясно, четко, правильно и красиво, как говорит их педагог.
Практика убедила нас, что дети, овладевшие речевым этикетом, чувствуют себя гораздо свободнее и увереннее, ведь они отчетливо представляют, что нужно сказать в той или иной ситуации.
Конечно, обучение культуре речи – процесс трудоемкий и длительный. Однако при должной мотивации, он дает ощутимые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Обобщение опыта работы «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»
Содержание презентации:1.Теоретическая часть опыта работы учителя в аспекте требований ФГОС.2.УУД-основа умения учиться и развитие познавательных и творческих способностей ученика.3....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Презентация по теме: "Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования"
Игровые формы обучения в начальной школе. Грамотические головоломки....
Статья "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования"
В статье, из опыта работы, педагог выделяет три основные группы технологий: технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на перевод обучения на субъективную основу ...
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...
Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....