РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
статья

Елена Алексеевна Токарева

В данной публикации представлены особенности развития понятия коммуникативной компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_pdf.io_2.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Токарева Елена Алексеевна

                                        (Учитель начальных классов МБОУ СОШ №  134, Новосибирск)

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И

ПСИХОЛОГИИ

В данной публикации представлены особенности развития понятия коммуникативной компетенции. В современной педагогике и психологии. Рассмотрено содержание следующих терминов. «коммуникация». «компетенция», «коммуникативная компетенция›.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, ФГОС, личностные результаты обучения, навыки XXI века, soft skills, письменная коммуникация, устная коммуникация.

В современном мире конкурентоспособный специалист, в нашем случае - педагог, должен овладеть инновационными технологиями обучения, уметь грамотно ориентироваться в потоке информации, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, а также владеть ключевыми компетенциями, среди которых важное место занимает коммуникативная компетенция.

XXI век предъявляет к современному человеку множество различных требований. В. В. Путин в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указал на то, что нашей стране необходимо достичь глобальной конкурентоспособности в сфере образования и войти в число 10 ведущих стран мир по качеству общего образования. Эти слова определили вектор развития российского образования.
          Чтобы рассмотреть процесс развития понятия «коммуникативная компетенция», необходимо проанализировать содержание следующих терминов: «коммуникация», «компетенция», «коммуникативная компетенция».

Большинство современных исследователей рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.

Компетенция— слово многозначное, вместе с тем предлагаются его различные определения, хотя, независимо от рода профессиональной деятельности, в определениях можно наблюдать общее, а именно, что компетенции всегда связаны с деятельностью.

 Современный человек должен овладеть надпрофессиональными навыками или так называемыми soft skills. Soft skills — это навыки, которые не связаны с каким-либо определенным родом деятельности, они универсальны для всех профессий. Один из таких навыков — это работа с людьми. Также одной из основных ценностей XXI века является умение кооперироваться с другими людьми

         Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был употреблён М.Н. Вятютневым [1; с. 80] для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы.
Изучением коммуникативной компетенции в области общей и социальной психологии занимались: Э. Берн, Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянова, А. А. Бодалева, В. В. Девятко, Ю. М. Жукова и др. В педагогике проблеме изучения феномена коммуникативной компетенции посвящены научно-исследовательские работы В. Г. Александровой, Е. В. Бондаревской, И. Б. Ворожцовой и др.

Несмотря на глубокий интерес к данной теме и исследованиям в этой области, нет чёткой трактовки понятия «коммуникативная компетенция».

Современный взгляд на коммуникативную компетенцию и её развитие в образовательном процессе фиксирует три главных аспекта реализации в общении: собственно коммуникативный (обмен информацией); перцептивный (восприятие и понимание другого человека); интерактивный (взаимодействие в системе деятельности и общения). Разумеется, все эти аспекты должны быть отражены в сформированной коммуникативной компетенции [1].

Е. С. Пономарёва , исследуя актуальные проблемы формирования коммуникативной компетенции в профильном образовании, особое внимание обращала на социально-психологический аспект этой темы, поскольку любая коммуникация осуществляется только в социуме [1].

Проанализировав ведущие идеи данной темы, а также опыт практической деятельности учёных, можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция — это междисциплинарное понятие, в определении которого отсутствует законченность, поэтому развитие научных представлений о данном феномене будет продолжаться в современном   СОЦИОКуЛЬТурНОМ KOHTeKCTе.

К причинам неопределенности можно отнести: многоаспектность рассматриваемой категории, где с одной стороны, понятие характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой — это «набор» личностных качеств; нечёткость границ термина, что приводит к различным интерпретациям и многочисленные определениям.

В целом, анализируя различные источники, посвященные исследованию коммуникативной компетенции, я пришли к выводу об актуальности, востребованности и значимости изучения данной проблемы, особенно в условиях образовательного процесса.

                Подводя итог,  хотелось бы еще раз подчеркнуть большое значение коммуникативной компетентности в жизни современного  педагога , это актуальное направление в развитии российского образования.  Формирование коммуникативной компетентности — это сложная и интересная для изучения проблема, которую необходимо развивать и в дальнейшем.

Cпиcoк  литературы

  1. Пономарёва Е. С. Формирования коммуникативной компетенции обучающихся профильных классов //  Кемерово, 2016
  2. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. – М., 1986.

  1.  Махова, А. С. Коммуникативная компетентность: особенности понятия и                                                         формирования // А. С. Махова. Молодой ученый. 2023.

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО иностранных языков "Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах"

Процесс общения на иностранном языке на начальном этапе подразумевает развитие и важного компонента коммуникативной компетенции – лингвистическую компетенцию, представляющую собой готовность использов...

Презентация по психологии общения на тему "Коммуникативные компетенции".

Презентация на тему "Коммуникативные компетенции"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Владение итальянским языком способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира, а также осознанию себя как носителя русско...

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий

Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого...

Понятие умственной отсталости в современной специальной педагогике.

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее уже на ранних этапах онтогенеза в результате травмы или заболевания ЦНС.У.о. относится к  б...