РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
статья
В данной публикации представлены особенности развития понятия коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Токарева Елена Алексеевна
(Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 134, Новосибирск)
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И
ПСИХОЛОГИИ
В данной публикации представлены особенности развития понятия коммуникативной компетенции. В современной педагогике и психологии. Рассмотрено содержание следующих терминов. «коммуникация». «компетенция», «коммуникативная компетенция›.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, ФГОС, личностные результаты обучения, навыки XXI века, soft skills, письменная коммуникация, устная коммуникация.
В современном мире конкурентоспособный специалист, в нашем случае - педагог, должен овладеть инновационными технологиями обучения, уметь грамотно ориентироваться в потоке информации, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, а также владеть ключевыми компетенциями, среди которых важное место занимает коммуникативная компетенция.
XXI век предъявляет к современному человеку множество различных требований. В. В. Путин в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указал на то, что нашей стране необходимо достичь глобальной конкурентоспособности в сфере образования и войти в число 10 ведущих стран мир по качеству общего образования. Эти слова определили вектор развития российского образования.
Чтобы рассмотреть процесс развития понятия «коммуникативная компетенция», необходимо проанализировать содержание следующих терминов: «коммуникация», «компетенция», «коммуникативная компетенция».
Большинство современных исследователей рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
Компетенция— слово многозначное, вместе с тем предлагаются его различные определения, хотя, независимо от рода профессиональной деятельности, в определениях можно наблюдать общее, а именно, что компетенции всегда связаны с деятельностью.
Современный человек должен овладеть надпрофессиональными навыками или так называемыми soft skills. Soft skills — это навыки, которые не связаны с каким-либо определенным родом деятельности, они универсальны для всех профессий. Один из таких навыков — это работа с людьми. Также одной из основных ценностей XXI века является умение кооперироваться с другими людьми
Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был употреблён М.Н. Вятютневым [1; с. 80] для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы.
Изучением коммуникативной компетенции в области общей и социальной психологии занимались: Э. Берн, Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянова, А. А. Бодалева, В. В. Девятко, Ю. М. Жукова и др. В педагогике проблеме изучения феномена коммуникативной компетенции посвящены научно-исследовательские работы В. Г. Александровой, Е. В. Бондаревской, И. Б. Ворожцовой и др.
Несмотря на глубокий интерес к данной теме и исследованиям в этой области, нет чёткой трактовки понятия «коммуникативная компетенция».
Современный взгляд на коммуникативную компетенцию и её развитие в образовательном процессе фиксирует три главных аспекта реализации в общении: собственно коммуникативный (обмен информацией); перцептивный (восприятие и понимание другого человека); интерактивный (взаимодействие в системе деятельности и общения). Разумеется, все эти аспекты должны быть отражены в сформированной коммуникативной компетенции [1].
Е. С. Пономарёва , исследуя актуальные проблемы формирования коммуникативной компетенции в профильном образовании, особое внимание обращала на социально-психологический аспект этой темы, поскольку любая коммуникация осуществляется только в социуме [1].
Проанализировав ведущие идеи данной темы, а также опыт практической деятельности учёных, можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция — это междисциплинарное понятие, в определении которого отсутствует законченность, поэтому развитие научных представлений о данном феномене будет продолжаться в современном СОЦИОКуЛЬТурНОМ KOHTeKCTе.
К причинам неопределенности можно отнести: многоаспектность рассматриваемой категории, где с одной стороны, понятие характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой — это «набор» личностных качеств; нечёткость границ термина, что приводит к различным интерпретациям и многочисленные определениям.
В целом, анализируя различные источники, посвященные исследованию коммуникативной компетенции, я пришли к выводу об актуальности, востребованности и значимости изучения данной проблемы, особенно в условиях образовательного процесса.
Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть большое значение коммуникативной компетентности в жизни современного педагога , это актуальное направление в развитии российского образования. Формирование коммуникативной компетентности — это сложная и интересная для изучения проблема, которую необходимо развивать и в дальнейшем.
Cпиcoк литературы
- Пономарёва Е. С. Формирования коммуникативной компетенции обучающихся профильных классов // Кемерово, 2016
- Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. – М., 1986.
- Махова, А. С. Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования // А. С. Махова. Молодой ученый. 2023.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/01/picture-20505-1617283328.jpg)
Выступление на МО иностранных языков "Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах"
Процесс общения на иностранном языке на начальном этапе подразумевает развитие и важного компонента коммуникативной компетенции – лингвистическую компетенцию, представляющую собой готовность использов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-626027-1431949003.jpg)
Презентация по психологии общения на тему "Коммуникативные компетенции".
Презентация на тему "Коммуникативные компетенции"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/15/picture-633954-1431702841.jpg)
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-162872-1485865283.jpg)
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....
Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Владение итальянским языком способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира, а также осознанию себя как носителя русско...
Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий
Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-213283-1362152233.jpg)
Понятие умственной отсталости в современной специальной педагогике.
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее уже на ранних этапах онтогенеза в результате травмы или заболевания ЦНС.У.о. относится к б...