Понятие умственной отсталости в современной специальной педагогике.
статья

Матвеева Галина Евгеньевна

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее уже на ранних этапах онтогенеза в результате травмы или заболевания ЦНС.

У.о. относится к  болезням развития – дизонтогениям. Соответственно она может возникнуть только при поражениях развивающегося мозга. т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем возрасте (до 3-х лет). Т.к. созревание ЦНС происходит не только во внутриутробном развитии, но и первые годы жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umstvennaya_otstalost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие умственной отсталости в современной специальной педагогике

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее уже на ранних этапах онтогенеза в результате травмы или заболевания ЦНС.

У.о. относится к  болезням развития – дизонтогениям. Соответственно она может возникнуть только при поражениях развивающегося мозга. т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем возрасте (до 3-х лет). Т.к. созревание ЦНС происходит не только во внутриутробном развитии, но и первые годы жизни.

Насчитывается около 3000 факторов, которые могут вызвать у.о., их можно разделить на 2 группы:

- эндогенные (внутренние): хромосомные, генетические нарушения, которые вызывают тяжёлые формы у.о., при этих факторах чаще всего интеллектуальный дефект сочетается с тяжёлыми нарушениями физического развития. Особенно следует отметить семейно-наследственные хромосомные нарушения. По наследству передаётся к-л патологический признак, который может привести к нарушению интеллектуальной деятельности (нарушение обмена веществ при фенилкетонурии – из-за нарушения обмена веществ в крови скапливается избыток фенилаланина, что вызывает интоксекацию, отравление всего организма). Подобные нарушения становятся заметными сразу после рождения ребёнка, т.к. ребёнок становится носителем определённых стигм (знаков): лицо ребёнка с синдромом Дауна.

- экзогенные –

а) Пренатальные (дородовые): резус конфликт, алкогольная интоксикация, хронические заболевания матери (н-р, заболевания печени и почек ведут к тому, что в кровь плода поступают продукты распада и соответственно плод развивается в условиях хронически действующей интоксикации) ,лекарственная интоксикация, паразитальная инфекция ( токсоплазмоз).

б) Натальные (во время родов):  стремительные роды, затяжные ведут к нарушениям коры головного мозга, а также могут приводить локальным нарушениям подкорковых областей, механическое травмирование ребёнка в момент родов.  Если травма возникает на фоне асфиксии, результат более тяжёлый о компенсации  речи  не идёт (происходят функциональные изменения головного мозга).

в) Постнатальные (послеродовые): менингиты, менингоэнцефалиты. Психическое недоразвитие, возникшее от 0-3х лет ведёт к ранним формам у.о. До 5 лет диагноз у.о. не ставится, за исключением наследственных форм.

Отклонение и отставание в психическом развитии обусловлены органическим поражением головного мозга, различают 2 типа нарушения головного мозга:

 - недоразвитие головного мозга: недоразвитие извилин, слоёв головного мозга (в норме 6), характерно, когда поражение головного мозга возникло на ранних этапах внутриутробного развития (с 4-й недели, т.к. идёт дифференцировка, специализация клеток и стадии  собственно эмбриона и до конца 12 недели), во втором и третьем триместре беременности, т.е. на стадии плода. А также при поражении мозга при  родах, в первые недели, месяцы и годы жизни.

 - анатомические изменения головного мозга: обусловлены поздним вредоносным воздействием на плод (утолщение оболочек мозга, сращение мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью). Чем тяжелее органическое поражение, тем ярче и анатомические изменения. Почему происходит недоразвитие?  Т.к нарушается ВНД (вспомнить), нарушается условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга (тормозится целый ряд безусловных рефлексов до 4-5 лет может сохраняться сосательный рефлекс, хватательный рефлекс затормаживается к 2-3 годам, в норме на 2 мес.), условные рефлексы вырабатываются с трудом и опозданием (поздно начинают ходить, запаздывает развитие речи). С трудом формируются условные связи – сами условные связи оказываются непрочными, быстро угасают.

УО лица – разнородные по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, во время родоов и после родов, до 3 лет, т.е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но существенно замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после 3 лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояние называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например у ребенка 4 лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдается более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышлении и речи.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, проявляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом.

Существует несколько классификаций олигофрении, В настоящее время пользуются классификацией М.С.Певзнер.

1 – неосложненная олигофрения (наиболее благополучное течение) это дети, которые в процессе обучения в школе 8 вида дают положительную динамику, у них не отмечается стойкого нарушения когнитивной сферы, они легко овладевают чтением, письмом, базовыми предметами и различными науками (история, география). Дети активны на уроке, дисциплинированы, легко адаптируются в обществе.

2 – олигофрения, осложненная нарушением корковой нейродинамики; выделяют 3 группы:

- с преобладанием процессов возбуждения, у таких детей отсутствует длительный интерес к деятельности, они отвлекаемы, не доводят до конца начатое дело, бросают его, легко «соскальзывают» с намеченного пути на более простой вид деятельности. У них снижена работоспособность, часто обнаруживается нецеленаправленное поведение (полевое). Способны показывать хорошие результаты при частой смене видов деятельности, предупреждении утомления, быстро и правильно выполняют понравившееся задание.

- с преобладанием процессов торможения, такие дети вялые, пассивные, равнодушны к выполняемой деятельности. У них отмечается недостаточность интереса, неспособность  к волевому усилию. Дети медленно продвигаются в рамках школьной программы, не успевают за темпом класса, нуждаются в индивидуальных занятиях. Такие дети способны длительно выполнить однообразную деятельность.

- дети, склонные к охранительному торможению (торпидные). При наступлении утомления они выключаются из хода урока, могут начать заниматься своими делами (грызть карандаш, рисовать, играть или просто молча сидеть).они нуждаются в щадящем охранительном режиме.

3 – олигофрения, осложненная лобным синдромом с нарушением поведения – у таких детей страдает произвольная регуляция деятельности. Они не способны к самостоятельному планированию, программированию деятельности, ее контролю. Для них характерно полевое поведение, долго не овладевают бытовыми навыками.

4 – олигофрения, осложненная подкорковыми нарушениями с психопатоподобным поведением: в интеллектуальном отношении такие дети относительно сохранны, способны самостоятельно выполнять задания, но чрезмерно возбудимы, аффективны, отмечается частая смена настроения: нормальное состояние сменяется агрессией и наоборот.

5 – олигофрения, осложненная нарушениями в сенсорной сфере (нарушение деятельности анализаторов).

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия

Разные формы у.о. отличаются по этиологии (причине возникновения), патогенезу (течению), клиническим проявлениям, общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Характерной особенностью дефекта при у.о. недоразвитие нетолько познавательной, но и других сторон психической деятельности (личности, деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы). У большинства у.о. детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Выделяют три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию. Эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов. В широкой практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации принятой Всемирной организацией здравоохранения умственная отсталость включает 4 степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и голубоокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

IQ

Международная система

Российская система

71  выше

норма

норма

50-70

Незначительная умственная отсталость

дебильность

35-49

Умеренная умственная отсталость

имбецильность

25-39

Тяжелая умственная отсталость

идиотия

20 и ниже

Глубокая умственная отсталость

Самая тяжёлая степень у.о. – идиотия (от лат. существующий для себя, без общения с окружающими). Относятся дети с грубым недоразвитием мозга и глубоким снижением всей психической деятельности.

 У этих детей недоразвитие психики сопровождается глубоким нарушением чувствительных и двигательных функциональных систем. У детей с идиотией снижена реакция на внешний раздражитель, повышен пищевой рефлекс, следовательно, не различая вкуса, они тянут в рот что попало, характерна неподвижность или навязчивые движения (раскачивание головой, туловищем часами). Эти дети могут с трудом и запаздыванием научиться ползать, ходить, бегать, но все эти действия прекращаются внезапными остановками. Все движения носят хаотичный, бесцельный характер, некоторые дети отвечают на раздражители, поступающие из внешней среды, но они однообразны, примитивны. Ответные реакции носят неадекватный, запоздалый характер. Речь чаще отсутствует (почему?), издают отдельные звуки, обращённую к ним речь понимают плохо и не реагируют на интонацию. В целом поведение зависит от состояния органических потребностей, т.е., если ребёнок сыт, то он спокоен, и наоборот проявляется беспокойство в неблагоприятных условиях. Часть детей с идиотией характеризуются импульсивными вспышками гнева, злобы, агрессии. Это выражается в бурной двигательной реакции, в крике, в агрессивных действиях как по отношению к окружающим, так и самому себе: кусается, царапается при раннем начале коррекционной работы, может произойти динамика: живость и адекватность реакции на происходящее, формируются статические и динамические функции, погут появиться отдельные слова, но речь остаётся ситуативной.

У.о. средней степени тяжести носит название имбицильность (от лат. не могу без помощи). Дети с этой формой у.о. по сравнению с идиотией имеют более выраженные признаки сознательной психической деятельности. Их реакции на воздействие окружающей среды отличается большей живостью и разнообразием, могут наблюдаться элементы осознания собственной личности, н-р знают своё И.Ф.О., дату рождения, иногда возраст, знают имена близких, достаточно ориентируются в бытовой ситуации. Детям с этой формой у.о. будут доступны и некоторые обобщения, могут устанавливать некоторые признаки различия м/у предметами (только в пределах конкретного восприятия). В небольшой степени доступен практический синтез (могут сложить разрезную картинку), но это возможно после многократного показа и закрепления усвоенного действия, пока не сформируется условный рефлекс). Во время занятий, когда воспитатель показывает что-то новое у детей может возникнуть негативизм, часть детей отказываются от выполнения новых действий, другие затормаживаются, упорно молчат, «выключаются» из темы занятия. Другие смеются, гримасничают, хулиганят. Дети с имбецильностью инертны, ко всему новому относятся отрицательно или настороженно. Таких детей называют рабами привычек, усвоенные навыки производятся механически без ч-л нового, характерна шаблонность и стереотипность. Малейшие изменения ситуации нарушают привычные автономные действия, эти особенности надо учитывать при обучении, речь специфична, запаздывает в своём развитии, первые слова появляются в 3-5 лет, иногда позже, запас слов небольшой, но может обогащаться особенно во время логопедической работы. Обращённую речь понимают неплохо, правильно на неё реагируют. Особенно живо реагируют на мимику, интонацию. Жесты окружающих. Эмоционально-волевая сфера богаче, чем у первой формы у.о.. Их отношение к людям и реакция на окружающее более диференцирована и разнообразна. Дети сохраняют симпатию к родным, близким, скучают, помнят о них. У них даже могут обнаружится черты эгоцентризма, т.е. требование повышенного внимания, ревностно относятся к похвалам своих сверстников. Могут возникать аффекты, возбуждение, агрессия. Исследования показывают, что дети бывают мнительны, отвечают на обиду спустя некоторое время. Большинство детей мало способны к школьному обучению, но при этом могут овладеть элементарными трудовыми навыками. Эти дети охотно выполняют задания по уборке помещений, старательно помогают по хохзяйству.

Самая лёгкая форма у.о. – дебильность (слабость, хилость). Психическая неполноценность проявляется позднее, в основном в школьном возрасте. Интеллект более сохранен. В процессе развития достигают более положительной динамики развития, чем дети второй формы у.о. в процессе обучения увеличивается запас знаний, представлений, навыков и умений, повышается активный словарный запас, фразовая речь. Эти дети обладают большими возможностями в овладении некоторыми видами трудовой деятельности. Т.к. у детей этой формы не отмечается заметных отклонений со стороны физического статуса, они не вызывают подозрения у родителей, кажутся нормальными детьми. Но, это обманчиво, имеется неполноценность познавательной деятельности, особенно страдает способность к анализу, логическому обобщению, т.е страдают ВПФ и их свойства и операции, которые составляют основу интеллекта. Уже в анамнезе можно заметить указание на то, что они отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, особенно это относится к нервно-психической деятельности и психофизического развития. Эти дети позже начинают ходить, сидеть, отстают в развитии речи. Отставание выражается в медленном накоплении словарного запаса, нарушении звукопроизношения, аграмматизмах. Дети не проявляют интереса к окружающему, долго не стремятся к самостоятельности. Дети теряются в новой обстановке, их игравая деятельность отличается однообразием, интерес к игрушкам не проявляют, отсутствует поиск новых вариантов игры.

Специальная психология говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для у.о. детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями у.о. самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной дельности. Определённое значение имеет также сниженная активность у.о. ребёнка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы. Для продвижения ребёнка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...

Понятие "умственная отсталость"

Понятие "умственная отсталость"...

Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках

Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружа...

Работа с младшими школьниками с умеренной умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы.

Актуальность данной темы заключается в необходимости разработки и усовершенствовании методов и приемов коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с умеренной умственной отсталостью....