Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".
опыты и эксперименты по чтению на тему
Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно и
выразительно читать, осмысленно и эмоционально воспринимать
прочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу с
текстом произведения, в ходе которой последовательно формируется
продуктивный навык чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 30.22 КБ |
rabota_po_formirovaniyu_navyka_chteniya_mladshih_shkolnikov.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Хисматуллина Фания Мирзовна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Старочукалинская
ООШ» «Новочукалинская НОШ
имени Героя Социалистического
Дрожжановского муниципального
района, Республики Татарстан
Работа по формированию навыка чтения младших школьников
(методическая статья)
В условиях новых преобразований в РФ образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях нового общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Развивающемуся обществу - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способностью к сотрудничеству, обладая чувством ответственности за судьбу своей страны.
Цель системно - деятельностного подхода — развитие навыков чтения младших школьников.
Задача – сформировать у обучающегося умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения, как
известно, помогает человеку постоянно расширять свой кругозор, создает
благоприятные условия для развития его умственных способностей,
воображения, способствует творческой деятельности в различных областях.
На ранней стадии обучения (особенно в первом классе) чтение само по себе
является лишь содержанием учебной деятельности ребенка, на последующих
этапах оно выступает как необходимое средство приобретения знаний.
Научить ребенка правильно, бегло, сознательно, выразительно читать – одна
из основных задач учителя начальных классов. Следовательно, уверенное
овладение навыком чтения – одна из основных предпосылок успешной
работы учащихся по всем предметам и дисциплинам. Это определяет
социальную значимость и практическую необходимость разработки научно-
обоснованной системы формирования полноценного навыка чтения
учащихся.
Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно и
выразительно читать, осмысленно и эмоционально воспринимать
прочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу с
текстом произведения, в ходе которой последовательно формируется
продуктивный навык чтения.
Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают
серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а
чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть
ученику, но и тот, посредством которого он будет познавать богатство
окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе
собственное отношение к действительности.
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более
производительным, продуктивным – задача современного учителя.
Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал
педагогов начальных, средних и старших классов, так как чтение – один из
важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие
дальнейшего успешного обучения. Чтобы чтение стало навыком,
необходимы специальные упражнения. Только при постоянных и
систематических упражнениях связи между отдельными сторонами
укрепляются до степени автоматизма.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении
чтению?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо
больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и
испытывает к ней тихую ненависть.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять
ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины
трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему
необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы
помощи существуют разные.
Существует много причин, тормозящих скорость чтения.
Среди них:
Природный темп деятельности
Отсутствие антиципации
Нарушения артикуляции
Неправильное дыхание
Малое поле зрения
Уровень организации внимания
Уровень развития памяти
Регрессии
Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику
чтения. Далее я кратко остановлюсь на каждой из этих причин и приведу
примеры упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие
развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения.
I. Природный темп деятельности.
Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко
«копуша», не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том,
что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И
вины ребёнка в этом нет.
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические
процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это
количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за
единицу времени. Темп деятельности является врождённым, но в течение
жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может
постепенно изменяться.
Это значит, что, используя определенные упражнения, можно
увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:
• Многократное прочтение .
• Упражнение «Молния»
• Упражнение «Буксир»
• Поиск в тексте заданных слов.
• Упражнение «Игра в прятки».
• Упражнение «Мнимое слово»
II Антиципация
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы
читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по
содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления
текста, называется антиципацией, по-другому - смысловой догадкой.
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он
основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.
Большая часть читателей со стажем использует этот прием. В тоже время,
если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет
необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы
осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.
Чтение с пропущенными окончаниями.
Чтение текста с прикрытой верхней частью.
Доскажи словечко
«Чтение текста через слово».
Чтение с помощью «Решетки».
III. Артикуляция
Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть
недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже
само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение
скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном
темпе произносить вслух прочитанные слова.
Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи:
хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил
орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить
(и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.
Упражнения для работы над артикуляцией
Артикуляция гласных, согласных.
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя слоговую
таблицу.
Чтение чистоговорок и скороговорок.
IV. Неправильное дыхание
В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что
нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно и выразительно” на
первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать - владеть своим
дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”.
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью
следующих упражнений.
Работа над правильностью дыхания
Упражнение «Задуйте свечу»
Упражнение «Сдерживание дыхания»
Упражнение «В цветочном магазине»
Упражнение «Выдох со счетом»
Упражнение «В лифте»
V. Малое поле зрения
Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной
фиксации
Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у
детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо
расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово
или несколько слов.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения.
Использование таблицы Шульте.
«Пирамида
Чтение первого и последнего слогов на строке.
Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА
VI. Уровень организации внимания. Роль внимания при чтении так же
велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто
внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать,
сосредоточить внимание. Для этого предлагаю детям специальные
упражнения для концентрации внимания.
VII. Развитие оперативной памяти
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной
памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок
читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего –
четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все
слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной
памятью.
Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов,
тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
VIII. Регрессии
Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения
уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые
читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и
трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад,
хотя никакой необходимости в этом нет.
Причины регрессий:
1. Сила привычки.
2. Отсутствие внимания.
Первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление
достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные
занятия с использованием специального упражнения.
Это упражнение «Чтение с окошечком».
Чтение пар слов, отличающихся одной буквой.
«Найди лишнее слово»
Чтение цепочек слов, близких по графическому облику:
Чтение цепочек родственных слов:
Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были
напечатаны разным шрифтом:
Использование в практике этой системы упражнений способствует
совершенствованию техники чтения. Данные диагностики свидетельствуют о
том, что у учащихся
увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла
зрения;
выработан навык антиципаций;
сформирована устойчивость внимания;
не имеют место регрессии;
увеличился словарный запас;
Этапы познавательной деятельности:
- мотивационно - ориентировочный;
- этап уяснения знаний;
- отработки умений (навыков);
- контроля
Современные технологии:
- проектное обучение
- проблемное обучение
- коллективная система обучения
- дифференцированное обучение
- развитие критического мышления
- модульное обучение
- игровая деятельность
Как научить учиться:
- Ценностные ориентиры
- Формирование гражданской позиции
Развитие личности
Основные виды УУД:
Коммуникативные УУД (вопросы общения)
Познавательные УУД (общеучебные унив.д., знаково-символические д., логические унив.д. , постановка и решение проблемы)
Регулятивные УУД (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,саморегуляция)
Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование,нравственно-этическая ориентация).
Логические и общеучебные действия:
Методы (объяснительно-иллюстративный, регулятивный, проблемного изложения,частично-поисковый).
Применяю педагогические технологии
- Информационная технология
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
- Игровые технологии
- Проблемно-развивающая технология
- Здоровье- сберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах.(дидактические игры).( Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса обучающихся к предмету.)
А теперь посмотрим Результаты техники чтения во 2 классе на начало
года и сравним с итоговой проверкой (2014-2015 уч.г.)
№ | Ф.И.О. учащихся | Начало года (норма 45-55 сл.\мин) | Конец года (норма 65-70 сл.\мин) | разница |
1 | Айметдинова Камиля | 43 | 65 | +22 |
2 | Гафуров Ильнур | 59 | 72 | +13 |
3 | Гафуров Салават | 48 | 71 | +19 |
4 | Хузеев Реналь | 47 | 66 | +19 |
Читают выше норматива | 1ч. | 2ч. | +1 | |
Читают ниже норматива | 1ч. | 0ч. | -1 |
Результаты техники чтения учащихся 3 класса 2015-2016 уч.г.
№ | Ф.И.О. учащихся | Начало года ( норма 65-70 сл.\мин) | Конец 1 полугодия ( норма 70-75 сл.\мин) | разница |
1 | Айметдинова Камиля | 67 | 71 | +4 |
2 | Гафуров Ильнур | 72 | 82 | +10 |
3 | Гафуров Салават | 70 | 73 | +3 |
4 | Хузеев Реналь | 67 | 70 | +3 |
Литература:
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.:
Творческая педагогика, 1993.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: “Просвещение”, 1991.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная
школа. 1991. №8.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: изд. “Ось-89”, 1999.
5. Львов, М .Р. Школа творческого мышления - М.: Просвещение, 1988.
6. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2004. –
128 с. – (Мастерская учителя.)
7. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12.
8. Шишкина Л.Ю. Работа по формированию навыков чтения младших
школьников. – Учебно-методическое пособие.//Мичуринск МГПИ, 2007
9. http //festival.1september.ru
10. http//www.rusedu.ru
11.http//www.detgaseta.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения младших школьников
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...
Формирование навыка чтения младших школьников
Формирование навыка чтения младших школьников...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...
Использование методических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыка чтения младших школьников
Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое формируется в начальных классах. Для этого на уроках должны быть созданы специальные педагогические условия. Це...
Методическое пособие для начальной школы "Формирование навыка чтения младших школьников"
В данном пособии рассматривается проблема формирования навыка чтения у младших школьников. Ключевая роль в решении обозначенной проблемы отводится учителю начальных классов, поскольку именно в начальн...
Методическое пособие "Формирование навыка чтения младших школьников". Автор-составитель: Земцева Евгения Витальевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района Ростовской области.
В данном пособии рассматривается проблема формирования навыка чтения у младших школьников....
Научная статья на тему " Особенности формирования навыка чтения младших школьников"
Определение оптимальных сроков обучения детей чтению остаётся одним из наиболее дискуссионных вопросов на сегодня....