"Психокоррекционные занятия для обучающихся с ЗПР 7.2" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Занятия с психологом для обучающихся с ЗПР 7.2, 4 класс, 72 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_4_klass.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО На заседании Ппк ____________ Верховцева А.В. Протокол № __ от «__» _________ 2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Дмитриева Ю.В. от «__» _________ 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________ Шубина Т.А. Приказ № __ от «__» _________ 2023г. |
Программа коррекционно-развивающего курса
« Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
(4 класс)
Составитель: педагог-психолог
Ковалёва.С.В.
Верея, 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся с ЗПР 3 классов, составлена в соответствии с
- ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
- С приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)
-в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования. Редакция от 17 фев 2023г.
-в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия»
Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР, испытывающих трудности формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
Дети с ЗПР не имеют выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. У них недостаточно формированы способности к усвоению знаний, и сочетается это с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов. Значительную роль в неуспеваемости детей играет неблагоприятная ситуация развития, в частности - отсутствие стимуляции развития познавательной деятельности. Итак, задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:
- социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации);
- физиологическими (тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.)
Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций,
понятий.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности
– лепке, рисовании, конструировании.
Способность принимать помощь, осваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания отличает детей с ЗПР от олигофренов. У детей с ЗПР потенциально сохранены возможности интеллектуального развития. Им необходимо создать условия для обучения, развития, воспитания, такие дети способны интегрироваться в общеобразовательную среду. Коррекционно- развивающее обучение позволяет обеспечить оптимальные условия для детей с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Настоящая коррекционно-развивающая программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста. В работе по данной программе следует опираться на книгу Локаловой Н.П.
«120 уроков психологического развития младших школьников» и серию книг Т.Н. Соколовой «Школа Развития Речи» для 1-4 классов.
Цель программы: комплексное формирование ВПФ, содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста с ЗПР
В процессе реализации программы решаются следующие коррекционно- развивающие задачи:
• коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания). • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь).
• коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).
• коррекция и развитие зрительного восприятия.
• развитие слухового восприятия.
• коррекция и развитие тактильного восприятия.
• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений).
• коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления).
• коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки. Умение выражать свои чувства).
Планируемый результат: улучшение нейропсихологических показателей сформированности ВПФ, повышение успеваемости, нормализация поведения детей в школе, положительные личностные изменения. Преодоление агрессии, тревожности, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности в себе; развитие коммуникативности.
Личностные результаты:
Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
Анализировать причины своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием;
Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• извлекать необходимую информацию из текста;
• определять и формулировать цель в работе;
• учиться делать осознанный выбор;
• планировать цели и пути изменения с помощью взрослого;
• соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
• оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
• находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
• адекватно оценивать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учиться контролировать свою речь и поступки;
• учиться толерантному отношению к другому мнению;
• формулировать своё собственное мнение и позицию.
Предметные:
Обучающиеся должны знать, понимать:
· противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть);
· последовательность основных жизненных событий.
Обучающиеся научатся:
· целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
· вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения;
определять:
· на ощупь разные свойства и качества предметов, их величину и форму (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.);
· группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам и обозначать словом;
составлять:
· целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей);
· запоминать 5 – 6 предметов, изображений и воспроизводить их в исходной последовательности;
· находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки);
· выделять нереальные элементы нелепых картинок;
·
· расположения различных объектов по отношению друг к другу в заданном пространстве;
· работать с календарем и моделью календарного года.
Этапы реализации программы:
1. Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
2. Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
3. Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы и эмоционально-волевой сферы.
Формы работы при реализации программы: групповая. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника. Курс рассчитан на 68 занятия для обучающихся 4 класса (7.2) из них 6 занятий на проведение диагностических мероприятий. Продолжительность занятия 35-40 минут. Занятия могут проводиться в групповой и в индивидуальной форме.
Формы контроля: входная, промежуточная и итоговая диагностика.
Содержание программы
Принципы, на которые опирается программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Основные методы программы
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых функциональных систем и связей.
Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право - лево» и «верх - низ», «впереди - сзади», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно- моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д.
Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр, двигательных ритмов, рисования. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения».
Метод двигательных ритмов
Данный метод направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и т.д.
Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, ускоряется продолжительность адаптационных механизмов к процессу обучения.
Метод звукодыхательных упражнений
направлен на стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов: развивает самоконтроль и произвольность. Ритмирование организма играет существенную роль в формировании межполушарных связей. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через различные приемы.
Метод подвижных игр
обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов.
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности, Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.
При регулярном выполнении движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.
Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
В результате движений дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
Метод визуализации
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.
Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.
Конструктивно-рисуночный метод Формирует устойчивые координаты (лево – право, верх – низ), сомато- пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.
Релаксационный метод
направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела.
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Цель | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Входная диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ. | 1 | 01.09.2023 | |||
Входная диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ. | 1 | 04.09.2023 | |||
Диагностика | 1 | 08.09.2023 | |||
Запомни и найди | Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). | 1 | 11.09.2023 | ||
Запомни и найди | Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). | 1 | 15.09.2023 | ||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | 18.09.2023 | ||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | 22.09.2023 | ||
Посмотри вокруг | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления(абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. | 1 | 25.09.2023 | ||
Посмотри вокруг | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления(абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. | 1 | 29.09.2023 | ||
Поисковичок | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы. | 1 | 02.10.2023 | ||
Поисковичок | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы. | 1 | 06.10.2023 | ||
Мозговой штурм | Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. | 1 | 16.10.23 | ||
Мозговой штурм | Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. | 1 | 20.10.23 | ||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | 23.20 | ||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | 27.10 | ||
Шифровщики | Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | 30.10 | ||
Шифровщики | Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | 03.11 | ||
Посмотри и найди | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость). | 1 | 10.11 | ||
Посмотри и найди | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость). | 1 | 13.11 | ||
Ассоциации | Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. | ||||
Ассоциации | Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. | 1 | |||
В стране Геометрике | Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. | 1 | |||
В стране Геометрике | Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. | 1 | |||
Одинаковое, разное | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. | 1 | |||
Одинаковое, разное | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. | 1 | |||
Пословицы | Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. | 1 | |||
Пословицы | Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Поисковичок | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). | 1 | |||
Поисковичок | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Составь слова | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). | 1 | |||
Составь слова | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Воображариум | Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. | 1 | |||
Воображариум | Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. | 1 | |||
Магазин головоломок | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |||
Магазин головоломок | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Путешествие к инопланетянам | Развитие внутреннего плана действия. Развитие внутреннего чувства времени. Развитие опосредованной памяти. | 1 | |||
Путешествие к инопланетянам | Развитие внутреннего плана действия. Развитие внутреннего чувства времени. Развитие опосредованной памяти. | 1 | |||
Калейдоскоп | Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. | 1 | |||
Калейдоскоп | Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. | 1 | |||
Архитекторы | Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). | 1 | |||
Архитекторы | Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). | 1 | |||
Художники | Развитие невербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | 1 | |||
Художники | Развитие невербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Кто здесь лишний? | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. | 1 | |||
Кто здесь лишний? | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир речи | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мозговой штурм | Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | |||
Мозговой штурм | Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | |||
Знания и умения всегда найдут применения | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Знания и умения всегда найдут применения | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Мир общения | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы | 1 | |||
Мир общения | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы | 1 | |||
Проверь себя | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | 1 | |||
Проверь себя | Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора. | ||||
диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ. | 1 | ||||
диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ. | 1 | ||||
диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ. | 1 | ||||
Итог | 68 |
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Психолого-педагогическое обеспечение:
-обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
-учебно-воспитательного процесса;
-учет индивидуальных особенностей школьника;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);
-Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
-обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение гигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога.
Материально-техническое обеспечение:
Дидактический наглядный материал, игры
На предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития обучающейся; тетради, карандаши, ручки, учебно-наглядные пособия.
Информационное обеспечение
1.Программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития
младших школьников»;
2.Программа «Как преодолеть трудности в обучении» Ануфриев;
3.Программа «Все цвета кроме черного: программа здорового и безопасного образа жизни» М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. Рабочие тетради к программе: «Учусь понимать себя: 3 класс».
4.Вятлева Ю.Е., Шулекина Ю.А. Учебные трудности школьников: дидактогенный анализ проблемы работы с учебником // Мир специальной педагогики и психологии. Научно практический Москва, 2016 С. 95–107.
5. Специальная психология в 2 т. Учебник / Под. ред. В.И. Лубовского. 7-е изд., пер. и доп.
М.: ЮРАЙТ, 2015 (Сер. 61 Бакалавр Академический курс).
6. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников.
Автор: Данилов И.В.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.
9. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 19994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.
Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...
конспекты психокоррекционных занятий с обучающимися с РАС
Основные цели психокоррекционных занятий:преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;развитие познавательных навыков;смягчение характерного для аутичных детей сенсо...
Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся по АООП НОО (для учащихся с ЗПР) 2 класс
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с т...
Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы для 6 класса по теме:"Насекомые".
Конспект урока рекомендован в коррекционной школе для обучающихся с интелектуальными нарушениями, а так же для детей с РАС и ТМНР (2 вариант). Дидактический материал подобран и адаптирован...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ для обучающихся 1,2 и 3 классов с умственной отсталостью
кеоррекционно-развивающие занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
"Психокоррекционные занятия для обучающихся с РАС 8.2" 3 класс
quot;Психокоррекционные занятия для обучающихся с РАС 8.2" 3 класс, 36ч...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ (2 ВАРИАНТ) ПО ТЕМЕ «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ» ИЗ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»
Часть 1. Мотивация обучающихся с ОВЗ к активному участию в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания, ...