КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ для обучающихся 1,2 и 3 классов с умственной отсталостью
рабочая программа
кеоррекционно-развивающие занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_programma_21-22_uch.god_.docx | 95.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 1,2 и 3 классов
Составила: Козлова
Наталия Валерьевна,
учитель первой
квалификационной категории
Санкт-Петербург
2021
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся начальных классов с умственной отсталостью составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № 499 на 2021-2022 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.
Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: зрение, слух, речь, письмо, чтение. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, поэтому так важно развиваить психомоторику у учащихся с умеренной и тяжелой умствееной отсталостью.
Исходя из этого, под развитием психомоторики учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.
Цель программы: развитие у учащихся целенаправленных, произвольных, сознательно управляемых двигательных действий, формирование восприятия пространства, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Основные задачи программы:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторного развития;
- совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- развитие способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
- развитие способности распознавать, соотносить, сортировать, называть (обозначать) различные объекты по заданному признаку и в соответствии с эталоном;
- развитие сенсорных анализаторов: зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Воспитательные задачи:
- формирование положительной мотивации, интереса к учению;
- формирование нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- ребенок может узнавать и зрительно соотносить основные цвета, правильно называть или показать хотя бы один цвет;
- может узнавать и зрительно соотносить форму изображения с его силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник);
- узнавать и зрительно соотносить элементарную величину, узнает знакомые предметы на картинках, кроме значимых взрослых узнает и одноклассников;
- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
- различать правую и левую руки;
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Достаточный уровень:
- ребенок кроме основных цветов узнает и соотносит несколько дополнительных и градиент, знает объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;
- узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более), выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции, различает предметы по высоте, длине, ширине;
- находит одинаковых по звучанию объекты;
- дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме.
- Понимает сложную (составную) словесную инструкцию.
- умение ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой), удержание равновесия при перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням, толерантность к линейной вестибулярной стимуляции.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся на коррекционных уроках по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по сенсомоторики должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
В конце учебного года проводится итоговая диагностическая работа.
- освоение знаний, а также обогащение опыта взаимодействия обучающихся с окружающими предметами и явлениями;
- умения выделять признаки предметов на основе сенсорного восприятия.
Реализация учебной программы сенсомоторики и сенсорных процессов обеспечивается через материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную комнату, игрушки и предметы со звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, и т.д.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Кол-во часов по классам | ||
1 класс | 2 класс | 3 класс | ||
1 | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.
| 24 | 24 | 24 |
2 | Развитие тактильно – двигательного восприятия | 8 | 8 | 8 |
3 | Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 12 | 12 | 12 |
4 | Развитие зрительного, слухового восприятия и особых свойств предметов.
| 14 | 16 | 16 |
5 | Развитие восприятия пространства и времени | 8 | 8 | 8 |
Итого: | 66 | 68 | 68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (24 часа)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнение действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликации. Сгибание бумаги. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности. Выполнение этюдов на выражение различных эмоциональных состояний, имитация движений.
Развитие тактильно-двигательного восприятия (8 часов)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины (большой - маленький – самый маленький). Дидактические игры: «Чудесный мешочек». Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару». Работа с пластилином, глиной, соленым тестом, лепка «Угощение». Игры с крупной мозаикой. Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести (тяжелый-легкий), определение контрастных температурных ощущений (холодный – горячий).
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Упражнения в измерение предметов, расстояния между ними. Сопоставление и обозначение словом (высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые и т.д.). Упражнения на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Дидактическая игра «Часть и целое»
Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов (14 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Упражнения на развитие глазомера. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленым) Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Развитие восприятия пространства и времени (8 часов)
Ориентировка в собственном теле: упражнения на ориентировку в пространстве относительно «себя», дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение времени года, части суток Узнавание и называние времен года, частей суток, определение их последовательности (сначала, потом, перед, после). Дидактическая игра «Когда это бывает?» Работа с графической моделью «Части суток». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
2 класс
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (24 часа)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (кольцеброс, игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. Определение эмоционального состояния на наглядном материале. Психогимнастика и упражнения на выразительность движений.
Развитие тактильно-двигательного восприятия 8 (часов)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином, глиной, соленым тестом (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов (12часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов (16 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Развитие восприятия пространства и времени (8 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов и вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты. Определение порядка месяцев в году, последовательности времен года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
3 класс
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (24часа)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, колъцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Глазодвигательные упражнения. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений, работа в технике объёмной и рваной аппликации.
Развитие тактильно-двигательного восприятия (8часов)
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Развитие восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного и слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов (16часов)
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Развитие восприятия пространства и времени (8 часов)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате). Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Определение длительности временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 с). Времена года, их закономерная смена. Понимание событий раньше, позже и т.д.
2.2. Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п урока | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Базовые учебные действия |
I четверть | ||||
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве | ||||
1 | 1 | «Давайте познакомимся» Дидактические игры «Мышеловка», «Через ручеёк» Развитие тактильных ощущений, координации движений. | -Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер. -Формирование умения выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету - Умение штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
2 | 1 | Коммуникативные игры. Развитие общей моторики. Дидактические игры «Накинь кольцо», «Наседка и цыплята». | ||
3 | 1 | Развитие точности движений Дидактические игры «Кольцеброс», « Покорми петушка» | ||
4 | 1 | Развитие чувства равновесия, зрительно-двигательной координации. Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений. | ||
5 | 1 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие координации движений: игры с мячом, скакалкой, обручем. | ||
6 | 1 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. | ||
7 | 1 | Движение в заданном направлении (вперед, назад и т. д.). | ||
8 | 1 | Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. | ||
9-10 | 2 | Различение правой и левой сторон тела, правой и левой руки, правой и левой ноги. | ||
11 | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Упражнения на развитие координации движений. Пальчиковая гимнастика. Массаж кистей и пальцев рук. | ||
12 | 1 | Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков и др. | ||
13 | 1 | Упражнения с пальчиковыми тренажерами. Шнуровка. | ||
14 | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки», и др.). | ||
15-16 | 2 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. Упражнения для удержания письменных принадлежностей и на развитие координированных графических движений. | ||
Всего: 16 уроков | ||||
II четверть | ||||
17 | 1 | Обводка по внутреннему трафарету). Штриховка. Выполнение штриховки по инструкции. | Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер. -Формирование умения выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету - Умение штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями. | |
18 | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Штриховка. Выполнение штриховки по инструкции. | ||
19 | 1 | Обводка по контуру, закрашивание и простые виды штриховки. | ||
20 | 1 | Обводка по контуру и пунктирным линиям. Выполнение штриховки, закрашивание изображения. | ||
21 | 1 | Работа в технике «рваной» аппликации. | ||
22 | 1 | Вырезание ножницами прямых полос. | ||
23 | 1 | Сгибание бумаги. | ||
24 | 1 | Ориентировка в пространстве листа. Аппликация. | ||
Развитие тактильно – двигательного восприятия. | ||||
25 | 1 | Определение на ощупь величины предмета. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и покажи» | ||
26 | 1 | Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький – самый маленький). Составление сериационных рядов по величине. | ||
27 | 1 | Восприятие поверхности предметов на ощупь. Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару». | ||
28 | 1 | Определение на ощупь объёмных предметов. | ||
29-30 | 2 | Работа с пластилином. Лепка. Игры на развитие тактильной чувствительности. | ||
31 | 1 | Работа с крупной мозаикой. Выкладывание из мозаики ритмов и узоров. | ||
32 | 1 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | ||
Всего: 16 уроков | ||||
III четверть | ||||
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов | ||||
33 | 1 | Выделение признака формы предмета, обозначение формы предмета словом. Подбор и называние основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), сравнение предметов по форме. | Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). - Формирование представлений о формах (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). -Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. - Формирование представлений о величине (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий ). - Формирование представлений о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). - Обогащение словарного запаса. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
34 | 1 | Выбор предметов указанной формы, графические упражнения. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | ||
35 | 1 | Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | ||
36 | 1 | Выкладывание геометрических фигур из дидактического материала. (счетные палочки) | ||
37 | 1 | Работа с геометрическим конструктором. | ||
38 | 1 | Работа с геометрической мозаикой. Дидактическая игра «Сложи картинку» | ||
39 | 1 | Основные цвета. Различение и обозначение основных цветов «Раскрась фигуры» | ||
40 | 1 | Различение и обозначение основных цветов и оттенков, подбор оттенков к основным цветам. Упражнения на выделение цвета в предмете, сравнение по цвету. | ||
41 | 1 | Группировка и классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Цвета» | ||
42 | 1 | Классификация по двум признакам: цвет, форма. Составление сериационных рядов. | ||
43 | 1 | Выделение в предмете цвета, формы, размера. | ||
44 | 1 | Дидактическая игра «Внимательно слушай и рисуй» | ||
Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов | ||||
45 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, сюжетных картинок. Дидактическая игра «Сравни предметы» | ||
46 | 1 | Обследование предметов по инструкции педагога. Дидактическая «Найди ошибку». | ||
47 | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» | ||
48 | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Дорисуй предмет». | ||
49 | 1 | Узнавание наложенных контурных изображений. Дидактическая игра «Силуэты» | ||
50 | 1 | Узнавание наложенных «зашумленных» изображений. Дидактическая игра «Кто больше увидит?» | ||
Всего: 18 уроков | ||||
IV четверть | ||||
51 | 1 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | -Формирование навыков зрительного анализа. - Формирование навыков зрительного синтеза. - Развитие памяти и внимания. - Формирование представлений о температуре (горячий – холодный). - Обогащение словарного запаса. -Формирование представлений о вкусе (кислый, сладкий, горький, соленый). - Формирование представлений о массе и давлении на тело. - Развитие чувства тяжести (тяжелый — легкий). - Развитие слухового восприятия. - Формирование представлений о звуках окружающего мира. -Формирование представлений о музыке. -Формирование представлений о различии речевых и музыкальных звуках. - Развитие тактильного восприятия. - Формирование представлений о величине (большой — маленький — самый маленький). -Формирование представлений о фигурах. - Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
52 | 1 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения), обозначение словом. Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий Дидактическая игра «Три стакана» | ||
53 | 1 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый - лёгкий) Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | ||
54 | 1 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) Упражнения на развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков | ||
55 | 1 | Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) | ||
56 | 1 | Определение направления звука в пространстве Дид. игры «Узнай на слух», «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных) | ||
57 | 1 | Различение вкусовых качеств (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | ||
58 | 1 | Развитие обоняния Дидактическая игра «Определи по запаху» | ||
Развитие восприятия пространства и времени | ||||
59 | 1 | Ориентировка в помещении: усвоение понятий близко - ближе, далеко – дальше. Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, т.д.) Упражнения на ориентировку в пространстве относительно «себя». | . Развитие моторики. - Формирование представлений об ощущениях собственного тела. - Развитие пространственных представлений. - Развитие временных представлений. - Развитие речи. - Развитие памяти. - Развитие мышления. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
60 | 1 | Ориентировка в помещении, определение положения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Найди спрятанные игрушки» | ||
61 | 1 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте…) | ||
62 | 1 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | ||
63 | 1 | Дидактическая игра «Расположи верно» Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, формирование навыка самоконтроля. Зрительный диктант. | ||
64 | 1 | Дни недели. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | ||
65 | 1 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?» | ||
66 | 1 | «Части суток». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). | ||
Всего:16 уроков | ||||
Итого: 66 уроков. |
2 и 3 классы
№ п/п урока | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Базовые учебные действия |
I четверть | ||||
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве | ||||
1 | 1 | Развитие тактильных ощущений, координации движений. Дидактические игры «Мышеловка», «Через ручеёк» | -Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер. -Формирование умения выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету - Умение штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
2 | 1 | Коммуникативные игры. Развитие общей моторики. Дидактические игры «Накинь кольцо», «Наседка и цыплята». | ||
3 | 1 | Развитие точности движений Дидактические игры «Кольцеброс», « Покорми петушка» | ||
4 | 1 | Развитие чувства равновесия, зрительно-двигательной координации. Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений. | ||
5 | 1 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие координации движений: игры с мячом, скакалкой, обручем. | ||
6 | 1 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. | ||
7 | 1 | Движение в заданном направлении в пространстве классной комнаты (вперед, назад и т. д.). | ||
8 | 1 | Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. | ||
9-10 | 2 | Различение правой и левой сторон тела, правой и левой руки, правой и левой ноги. | ||
11 | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Упражнения на развитие координации движений. Пальчиковая гимнастика. Массаж кистей и пальцев рук. | ||
12 | 1 | Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков и др. | ||
13 | 1 | Упражнения с пальчиковыми тренажерами. Шнуровка. | ||
14 | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки», и др.). | ||
15-16 | 2 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. Упражнения для удержания письменных принадлежностей и на развитие координированных графических движений. | ||
Всего: 16 уроков | ||||
II четверть | ||||
17 | 1 | Обводка по внутреннему трафарету). Штриховка. Выполнение штриховки по инструкции. | Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер. -Формирование умения выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету - Умение штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями. | |
18 | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Штриховка. Выполнение штриховки по инструкции. | ||
19 | 1 | Обводка по контуру, закрашивание и простые виды штриховки. | ||
20 | 1 | Обводка по контуру и пунктирным линиям. Выполнение штриховки, закрашивание изображения. | ||
21 | 1 | Работа в технике «рваной» аппликации. | ||
22 | 1 | Вырезание ножницами прямых полос. | ||
23 | Сгибание бумаги. | |||
24 | 1 | Упражнение на ориентировку в пространстве листа. Аппликация. | ||
Развитие тактильно – двигательного восприятия. | ||||
25 | 1 | Определение на ощупь величины предмета. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и покажи» | ||
26 | 1 | Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький – самый маленький). Составление сериационных рядов по величине. | ||
27 | 1 | Восприятие поверхности предметов на ощупь. Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару». | ||
28 | 1 | Определение на ощупь объёмных предметов. | ||
29-30 | 2 | Работа с пластилином. Лепка. Игры на развитие тактильной чувствительности. | ||
31 | 1 | Работа с крупной мозаикой. Выкладывание из мозаики ритмов и узоров. | ||
32 | 1 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | ||
Всего: 16 уроков | ||||
III четверть | ||||
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов | ||||
33 | 1 | Выделение признака формы предмета; обозначение формы предмета словом. Подбор и называние основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), сравнение предметов по форме. | Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). - Формирование представлений о формах (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). -Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. - Формирование представлений о величине (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий ). - Формирование представлений о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). - Обогащение словарного запаса. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
34 | 1 | Выбор предметов указанной формы, графические упражнения. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» | ||
35 | 1 | Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | ||
36 | 1 | Выкладывание геометрических фигур из дидактического материал (счетные палочки) | ||
37 | 1 | Работа с геометрическим конструктором. | ||
38 | 1 | Работа с геометрической мозаикой. Дидактическая игра «Сложи картинку» | ||
39 | 1 | Основные цвета. Различение и обозначение основных цветов «Раскрась фигуры» | ||
40 | 1 | Различение и обозначение основных цветов и оттенков, подбор оттенков к основным цветам. Упражнения на выделение цвета в предмете, сравнение по цвету. | ||
41 | 1 | Группировка и классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Цвета» | ||
42 | 1 | Классификация по двум признакам: цвет, форма. Составление сериационных рядов. | ||
43 | 1 | Выделение в предмете цвета, формы, размера. | ||
44 | 1 | Дидактическая игра «Внимательно слушай и рисуй» | ||
Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов | ||||
45 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, сюжетных картинок. Дидактическая игра «Сравни предметы» | ||
46 | 1 | Обследование предметов по инструкции педагога. Дидактическая «Найди ошибку». | ||
47 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» | |||
48 | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | ||
49 | 1 | Узнавание наложенных контурных изображений. Дидактическая игра «Силуэты» | ||
50 | 1 | Узнавание наложенных «зашумленных» изображений. Дидактическая игра «Кто больше увидит?» | ||
51 | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Перевернутые изображения», «Нелепицы» | ||
52 | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Срисовывание по клеточкам» | ||
Всего: 20 уроков | ||||
IV четверть | ||||
53 | 1 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | -Формирование навыков зрительного анализа. - Формирование навыков зрительного синтеза. - Развитие памяти и внимания. - Формирование представлений о температуре (горячий – холодный). - Обогащение словарного запаса. -Формирование представлений о вкусе (кислый, сладкий, горький, соленый). - Формирование представлений о массе и давлении на тело. - Развитие чувства тяжести (тяжелый — легкий). - Развитие слухового восприятия. - Формирование представлений о звуках окружающего мира. -Формирование представлений о музыке. -Формирование представлений о различии речевых и музыкальных звуках. - Развитие тактильного восприятия. - Формирование представлений о величине (большой — маленький — самый маленький). -Формирование представлений о фигурах. - Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
54 | 1 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения), обозначение словом. Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий Дидактическая игра «Три стакана» | ||
55 | 1 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый - лёгкий) Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | ||
56 | 1 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) Упражнения на развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков | ||
57 | 1 | Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) | ||
58 | 1 | Определение направления звука в пространстве. Дид. игры «Узнай на слух», «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных) | ||
59 | 1 | Различение вкусовых качеств (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | ||
60 | 1 | Развитие обоняния. Дидактическая игра «Определи по запаху» | ||
Развитие восприятия пространства и времени | ||||
61 | 1 | Ориентировка в помещении: усвоение понятий близко, ближе – далеко, дальше. Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, т.д.) Упражнения на ориентировку в пространстве относительно «себя». | . Развитие моторики. - Формирование представлений об ощущениях собственного тела. - Развитие пространственных представлений. - Развитие временных представлений. - Развитие речи. - Развитие памяти. - Развитие мышления. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
62 | 1 | Ориентировка в помещении, определение положения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Найди спрятанные игрушки» | ||
63 | 1 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте…) | ||
64 | 1 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | ||
65 | 1 | Дидактическая игра «Расположи верно» Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, формирование навыка самоконтроля. Зрительный диктант. | ||
66 | 1 | Дни недели. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | ||
67 | 1 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?» | ||
68 | 1 | Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). | ||
Всего:16 уроков | ||||
Итого: 68 уроков. |
2.3. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному плану ГБОУ школа № 499 в 1,2 и 3 классах отводится по 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 66 часов в год в 1 классе и 68 часов в год во 2 и 3 классах с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Используемые дидактические материалы на занятиях:
- Функционально ориентированные игрушки.
- Дидактические, настольно-печатные игры.
- Полифункциональные материалы.
- Игрушки и пособия для развития восприятия, внимания, памяти.
- Иллюстративный и образно-символический материал.
- Наглядно-графические модели.
- Нормативно-знаковый материал.
- Оборудование для занятий с использованием музыки.
- Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
Методическая литература.
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
- Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
- Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
- Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
- Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
- Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
- Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
- Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
- Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.
- Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
- Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
- Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.
- Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения
Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...
Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения
Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в
Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...
Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».
Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...