Программа курса "Психология общения" 1-4 класс.
рабочая программа
Цель программы «Психология общения» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки.
Программа «Психология общения» для обучающихся 1-4 класса строится в соответствии с его трехкомпонентной структурой, развития личности ребенка, описанной ниже.
Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья. создание психолого - педагогических условий, способствующих успешной школьной и социальной адаптации обучающихся, их самореализации в жизни и саморазвитии. Создание условия для развития у детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_obshcheniya_1-4_klass.docx | 53.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное частное учреждение
общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа «ПРОМО-М»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования «Психология общения» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Срок реализации программы – 4 года
Составитель: Болошова Вероника Викторовна, педагог- психолог
Москва 2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология общения» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность) и разработана для детей 1-4 класса.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
- О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),
- Устав НЧУ ОО «СОШ «Промо-М».
Цель программы «Психология общения» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки.
Программа «Психология общения» для обучающихся 1-4 класса строится в соответствии с его трехкомпонентной структурой, развития личности ребенка, описанной ниже.
Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья. создание психолого - педагогических условий, способствующих успешной школьной и социальной адаптации обучающихся, их самореализации в жизни и саморазвитии. Создание условия для развития у детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.
Структура психологического здоровья личности, выделенная О.В. Хухлаевой:
• аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные» стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним;
инструментальный компонент — это владение рефлексией, как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других;
• потребностно-мотивационный компонент — наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии.
Соответственно можно выделить следующие задачи программы:
- формирование у обучающихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
- развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
- формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;
- развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
- расширение пассивного и активного психологического словаря детей;
- развитие познавательных процессов
Личностными результатами изучения курса «Психология общения» начальной школы является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Психология общения» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основными принципами работы программы являются:
- принцип создания развивающей ситуации. Пробудить обучающихся к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу выполнения определенных заданий;
- принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста;
- принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности;
- принцип доступности. Материал представлен в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес обучающихся, побуждает к размышлениям.
Программа предполагает:
⮚ индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
⮚ возможность индивидуального образовательного маршрута;
⮚ тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;
В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю Продолжительность занятий – 40 минут. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.
Программа рассчитана на четыре года обучения, разделена на четыре модуля, каждый из которых учитывает возрастные особенности обучающихся, основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.
1 модуль (1 класс). Курс «Я-первоклассник», 34 часа, 1 раз в неделю.
Задачи курса:
- адаптация обучающихся к школьной жизни;
- формирование понятий: «школьник», «школа», «класс», «одноклассники»
- формирование у обучающихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
- развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
- формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;
- развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
- расширение пассивного и активного психологического словаря детей;
- развитие познавательных процессов.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Содержание |
1 | Знакомство. Введение в мир психологии | 1 | Содействовать осознанию позиции школьника. Предоставить детям возможность назвать свои имена и создание условий для запоминания. |
2-3 | Правила школьной жизни | 2 | Знакомство друг с другом и правилами поведения. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностей школьника и дошкольника. Практическое освоение правил поведения во время занятий. |
4 | Для чего дети ходят в школу. | 1 | Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование учебной мотивации. Формирование навыков учебного сотрудничества. Создание доброжелательной атмосферы. |
5 | Мой класс | 1 | Создание доброжелательной атмосферы. Организация взаимодействия между учащимися. Создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества. |
6-7 | Учимся работать дружно | 2 | Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса. |
8 | Мои успехи в школе | 1 | Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Создание условий для снижения высокого уровня тревожности. |
9-10 | Моя «учебная сила» | 2 | Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Закрепление позитивного эмоционального отношения к учебе и школе в целом. |
11-12 | Я ученик | 2 | Подведение итогов раздела. Арт-терапевтическое занятие. Рефлексия обучающихся . |
13 | Зачем нам себя знать? | 1 | Знакомство с психологическими характеристиками человека на примерах сказочных героев. |
14-15 | Мои чувства | 3 | Знакомство с разнообразным эмоциональным миром. Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей. |
16 | Рисуем настроение | 1 | Создание доброжелательной атмосферы. Обучение выражать свое эмоциональное состояние. Продолжение знакомства с самим собой. |
17-18 | Радость | 2 | Знакомство с эмоцией «радость». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить. |
19-20 | Грусть | 2 | Знакомство с эмоцией «грусть». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить. |
21-22 | Страх | 2 | Знакомство с эмоцией «страх». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Формирование умения справляться со своим страхом. |
23-24 | Злость | 2 | Знакомство с эмоцией «злость». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить. |
25-26 | Зависть | 2 | Знакомство с состоянием «зависть». Обучение умению выражать данное состояние. Формирование умения справляться с завистью. |
27-28 | Автопортрет | 2 | Формирование умения принимать себя таким, какой ты есть. Создание ситуации успеха и благополучия |
29 | Итоговое занятие | 1 | Закрепление знакомства с разнообразием эмоционального мира. Закрепление умения принимать себя и умения выражать свое эмоциональное состояние |
30-34 | Мониторинг личностных результатов | 2 |
2 модуль. 2 класс курс «Гармония» 34 часа, один раз в неделю.
Задачи курса:
- способствовать самопознанию обучающихся, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
развивать у обучающихся навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе; - учить обучающихся выражать свою любовь к близким людям, воспитывать интерес к истории своей семьи
- вырабатывать у обучающихся положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
обучать школьников рефлексивным умениям; - формировать у школьников потребность в саморазвитии.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 1 | Знакомство. Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта. |
2 | Познай себя. | 1 | Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. |
3 | Понимаем ли мы друг друга. | 1 | Тренировка навыков взаимодействия в группе.работа с социальными ролями, "премирование" различных социальных ролей. |
4 | Мир эмоций. | 1 | |
5 | Наши учителя | 1 | |
6 | Ищу друга. | 1 | |
7 | Мы и наш класс. | 1 | |
8 | Кто я, какой я? | 1 | Формирование умения принимать себя таким, какой ты есть. Создание ситуации успеха и благополучия Раскрытие значения рациональной организации времени для достижения результата (особенно в учебной деятельности). Помощь детям в осмыслении личных целей |
9 | Я – могу. | 1 | |
10 | Я – нужен! | 1 | |
11 | Я – мечтаю. | 1 | |
12 | Я - это мои цели. | 1 | |
13 | Я - это моё детство. | 1 | Развитие представления участников о роли близких в жизни человека. Формирование убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни. Помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким |
14 | Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее. | 1 | Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. |
15 | Чувства бывают разные. | 1 | |
16 | Стыдно ли бояться. | 1 | Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. Принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования. |
17 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | |
18 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 1 | |
19 | Трудные ситуации могут научить меня. | 1 | |
20 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся. | 1 | |
21 | Я и мои друзья. | 1 | Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей. Способствование развитию воображения и навыков совместной деятельности. |
22 | У меня есть друг. | 1 | |
23 | Я и мои «колючки». | 1 | |
24 | Учимся решать проблемы вместе. | 1 | |
25 | Учимся договариваться и уступать. | 1 | |
26-27 | Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе N……». | 1 | |
28 | Я и мои «колючки». | 1 | Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. Формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели. |
29 | Что такое одиночество? | 1 | |
30 | Я не одинок в этом мире. | 1 | |
31 | Нужно ли человеку меняться? | 1 | |
32 | Самое важное – захотеть меняться. | 1 | |
33-34 | Итоговое занятие | 1 |
3 модуль. 3 класс Курс «Наедине с собою» 34 часа в неделю, занятие раз в неделю.
Задачи курса:
- развитие познавательной активности обучающихся;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций; - формирование продуктивных видов взаимоотношений обучающихся с окружающими (в семье, в классе);
- повышение социального статуса школьника в коллективе;
- развитие компетентности в вопросах нормативного поведения;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
- создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 1 | |
2 | Моё имя. | 1 | Как человек узнаёт об окружающем его мире и о самом себе. Какой я? Моё настроение. Палитра моих эмоций и чувств. Мои интересы и увлечения. Мои желания и мотивы. Мои мечты. |
3 | Наши особенности. | 1 | |
4 | Я – это я, и это замечательно. | 1 | Как человек узнаёт об окружающем его мире и о самом себе. Какой я? Моё настроение. Палитра моих эмоций и чувств. Мои интересы и увлечения. Мои желания и мотивы. Мои мечты. |
5 | Доверие в жизни человека. | 1 | Хорошо ли быть одному? Что такое доверие? Как работать вместе слаженно? Что такое сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща. Формирование чувства принадлежности к группе. |
6 | Я тебе доверяю. | 1 | |
7 | Как завязать дружбу? | 1 | Понимания друг друга. Умение слушать и слышать других людей. Правила «хорошего слушания». Приём «Пара фраз». Что помогает и мешает понимать друг друга. Я умею понимать другого. |
8 | Как поддерживать дружеские отношения? | 1 | Я и мои друзья. Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка. Как помириться с другом? Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. Формирование позитивного отношения к сверстникам |
9-10 | Эмоции. Как справится с гневом? | 2 | Учимся говорить честно о проступке. Когда опасен гнев? Зачем человеку чувство стыда? Почему трудно признать свою вину? Извинение. |
11-12 | Преодолеваем страхи. | 2 | Страх и его последствия. Методы преодоления страха. |
13-14 | Уверенность и неуверенность в себе. | 2 | Уверенное и неуверенное поведение. Самооценка. |
15-16 | Проблема как друг. | 2 | Гимнастика для лица. Умение понять эмоции другого человека. Умение передать своё эмоциональное состояние. |
17 | Наши ресурсы. | 1 | Мои силы и возможности. Мои способности. Мой характер. Мой выбор, мой путь.Мои чувства и действия. |
18-19 | Навыки учения. | 2 | |
20 | Я и мир вокруг меня. | 1 | |
21 | Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других. | 1 | |
22 | Я в мире людей. | 1 | Хорошо ли быть одному? Как работать вместе слаженно? Что такое сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща. Формирование чувства сотрудничества. |
23 | Поведение и культура. | 1 | Правила этикета. |
24-25 | Общение в моей жизни. | 2 | Учимся понимать друг друга. Приёмы понимания друг друга. Умение слушать и слышать других людей. Правила «хорошего слушания». Приём «Парафраз». Что помогает и мешает понимать друг друга. Я умею понимать другого. |
26-27 | Общение и уважение. | 2 | Влияние организации пространства в межличностном общении. Что такое личное психологическое пространство и его границы? Какое расстояние между собеседниками помогает общению? Доверительное и формальное общение. Положение собеседников в пространстве и комфортное общение. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции Организация пространства для разговора |
28-29 | Конфликт неизбежность или | 2 | Как люди воспринимают друг друга. Психологические проблемы общения. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как разрешать конфликты мирным путём? Учимся справляться с чувством обиды |
30 | Комплимент – дело серьёзное? | 1 | Потребность в положительных эмоциях от общения. Мои потребности и потребности других. Вежливый отказ. Общение в ситуации вежливого отказа |
31 | А без друзей на свете трудно жить….. | 1 | Сочувствие и сопереживание. Чувства жизненных ситуациях: сочувствие. другого человека. Проявление сочувствия. Понимание и активное выражение эмоционального переживания других людей. |
32 | Ролевая игра «Необитаемый остров» | 1 | Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимовыручки. |
33-34 | Итоговое занятие. На пути к гармонии. | 2 | Наказ самому себе: твори добро и уважай людей! Я умею дружить. Я понимаю себя и других! |
4 модуль. 4 класс Курс «На тропе доверия» 34 часа, один час в неделю.
Задачи курса:
- формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу:
- развивать у обучающихся навыки совместной деятельности, чувство общности;
понимание индивидуальных особенностей других людей;
- учить понимать состояние и настроение других людей, обращая внимание на невербальные средства общения;
- развивать умение использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;
- познакомить обучающихся с некоторыми психологическими правилами ведения разговора; приемами, способствующими достижению понимания между собеседниками;
- развивать умение слушать собеседника;
- формировать уверенное, убеждающее поведение;
- развивать выдержку, способность управлять своим поведением;
- обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.
- учить школьников осознавать и контролировать свои эмоции;
- формировать у обучающихся умение распознавать эмоциональную реакцию других людей;
- развивать умение сочувствовать, сопереживать людям.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Содержание | ||
1 | Введение | 1 | Понятие общения. Сообщение цели, задач программы. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Упражнения: «Пересядьте все те, кто…», «Я и мое имя», «Ассоциации», «Футболка с надписью» | ||
2-4 | Невербальные средства общения | 3 | Понятия: общение вербальное и невербальное. Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, походка, межличностное пространство. Упражнения: «Автобус», «Через стекло», «Таможня», «Крокодил», «Шериф». | ||
5-6 | Внимание к поведению другого человека | 2 | Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов» Упражнения: «Вживание в образ», «Продемонстрируй состояние», «Узнай по фотографии» Анализ ситуаций | ||
7 | Речевые средства общения | 1 | Понятия: речевые средства общения: интонация, темп и громкость речи, форма изложения. Упражнения: «Эмоциональная фраза», «Скажи, как…» | ||
8-10 | Умение слушать | 3 | Понятия: методы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Упражнения: «Испорченный телефон», «Аквариум» «Спина к спине», «С закрытыми глазами». | ||
11-13 | Умение вести разговор | 3 | Правила ведения разговора. Приемы, способствующие достижению понимания между собеседниками. Упражнения: «Установление контакта», «Разговор», «Телефонный разговор» | ||
14 | Умение говорить комплименты | 1 | Понятие: комплимент. Знакомство с «правилами» комплимента Упражнения: «Комплимент», «Просьба». | ||
15-17 | Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное | 3 | Упражнение: «Перевоплощение», «Умение говорить «нет». Разыгрывание ситуаций | ||
18-22 | Конструктивное преодоление конфликтов | 5 | Понятия: конфликт, стили разрешения конфликтов: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Тест «Стили разрешения конфликтов» Анализ, разыгрывание ситуаций Упражнения: «Выбор тактики», «Разногласие», «Репетиция поведения». | ||
23-26 | Эмоции и чувства | 4 | Понятия: Эмоции, настроение, чувства, аффекты. Роль эмоций и чувств в жизни человека Источники настроения. Упражнения: «Островок чувств», «Рисуем чувства», «Скульптор», «Пиктограммы», «Что я чувствую», «Замороженный и реаниматор» | ||
27-29 | Методы и приемы саморегуляции | 3 | Понятие: психическая саморегуляция. Методы саморегуляции. Упражнения: «Очищающее дыхание», «Водопад», «Путешествие на облаке», «Избавление от негативных мыслей», «Поза кучера». | ||
30-31 | Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности | 2 | Притча «Дерево». Упражнения: «Особые дары», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Благодарность», «Давать и получать». | ||
32-33 | Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми | 2 | Понятия: эмпатия, толерантность. Упражнения: «Паутина», «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Как все», «Различия, которые объединяют», «Синхронные движения», «Зеркало», «Живые руки», «Передача эмоций» | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов работы за год. Упражнения: «Листок за спиной», «Чемодан в дорогу», «Подарок». |
По окончании прохождения программы «Психология общения» обучающиеся
должны знать:
- понятие общения, его виды;
- роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека;
- нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- стили разрешения конфликта;
должны уметь:
- вступать в контакт и вести разговор;
- слушать собеседника;
- высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
- распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции;
- использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;
- владеть приемами саморегуляции.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимо.
- Отдельное помещение. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.
- Мебель (парты, стулья).
- Ручки.
- Бумага для рисования и для записей.
- Цветные карандаши.
- Записи с релаксационной музыкой.
- Раздаточный материал (фотографии людей с различными эмоциональными состояниями, пиктограммы, карточки, листы с правилами и т.д.).
- Методическая литература.
Методы и формы обучения:
- лекции, беседы, обсуждения, дискуссии;
- имитационные, ролевые, деловые игры;
- метод «репетиции поведения»;
- элементы психогимнастики;
- «мозговой штурм»;
- психологическое тестирование;
- техники и приемы саморегуляции;
- метод направленного воображения.
Список литературы
Для педагога:
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,2019.
- Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты! А как? //Воспитание школьников № 2, 2021.
- Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 2018.
- Кэррел С. Групповая психотерапия детей и подростков – СПб.: Питер, 2018
- Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений учащихся начальной школы. - // Воспитание школьников №2, 2022.
- Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю. Хрящевой – Спб.: Речь, Институт тренинга, 2019
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. /Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 2021
- Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1-4 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2020
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2021
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2017
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2019
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...