Тренинг «Саморегуляторы» для обучающихся 4-5 класса
методическая разработка
В рамках реализации мероприятий Недели психологии 19.04 педагог - психолог Лукашова О. В. провела для обучающихся 4 - 5 "а" класса тренинг "Саморегуляторы" с целью формирования умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья участников на основе овладения ими способов саморегуляции. Педагог - психолог вместе с ребятами создали дружелюбную и доверительную атмосферу, выполнили упражнения, которые обучают навыкам саморегуляции, подарили частичку доброты друг другу, а так же с помощью красок, листа бумаги и фантазии отправились в место где спокойно и хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_treninga_4-5_a_.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Саморегуляторы» для обучающихся 4-5 класса
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья участников на основе овладения ими способов саморегуляции и активизации личностных ресурсов.
Вступительная часть
Психолог приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии.
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами научимся, как можно заботиться о своих эмоциях, а также как поддерживать себя, если тебе становится плохо».
Упражнение 1 «Цвет моего настроения»
Психолог: Предлагаю каждому из вас по очереди поприветствовать друг друга, представившись по имени и назвав какого цвета у вас настроение в данный момент, и что это означает.
Упражнение 2 «Росток»
Психолог: «Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как у вас сегодня начался день? Что вы ожидаете от него? А были ли у вас такие дни, которые начинались иначе, может быть, не так хорошо, как этот? Чего в таких днях вам могло не хватать?
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране фантазий, где вы сможете открыть для себя новые возможности обретения приятных ощущений, которые помогут любой непогожий день осветить лучами радости и хорошего настроения!
Чтобы начать наше путешествие, вам необходимо сесть на пол по кругу, взять друг друга за руки и закрыть глаза. А теперь представьте себя в виде какого-нибудь растения. Это может быть цветок, дерево, куст, травинка. Сначала вам необходимо представить росток выбранного растения. Далее вы можете почувствовать, как ростки пробиваются сквозь землю и тянутся навстречу теплым солнечным лучам, постепенно растут, как распускаются листья, раскрываются бутоны у цветов, распускаются почки деревьях, зеленеют травинки».
Психолог предлагает в процессе представления ростков и их роста глубоко и медленно дышать, чувствуя, как воздух проникает во все уголки тела. В процессе выполнения упражнения психолог предлагает участникам занятия лечь на пол и развести руки в стороны.
Психолог: «Наконец, ваше растение выросло, цветок распустился, дерево окрепло и дало плоды, травинка наполнилась жизненной силой. Внимательно рассмотрите его, почувствуйте его аромат, потрогайте, ощутите текстуру, прочувствуйте всю красоту своего растения».
Затем психолог предлагает представить, какое восхищение чувствуют люди, когда видят это растение. Ведущий может озвучивать подобные реплики: «какое красивое растение, как оно мне нравится!»; «какой приятный аромат у этого цветка!»; «какая яркая зеленая трава!»; «какие у этого дерева интересные листочки!»;«как приятно сидеть под раскидистой кроной этого дерева» и т.д.
Психолог предлагает участникам почувствовать, какое их растение красивое, удивительное, по-своему уникальное, запомнить это переживание и обращаться к этим образам в те моменты, когда становится грустно. Далее психолог предлагает завершить упражнение: потянуться и открыть глаза.
В конце психолог предлагает участникам поделиться образами, которые им представились, эмоциями, впечатлениями, а также тем, какая ресурсная картинка рисуется в их воображении в момент, когда им становится грустно.
Упражнение 3 «Оловянный солдатик и тряпочка на ветру»
Психолог: «Ребята, сейчас вам нужно встать в круг так, чтобы между вами было свободное пространство, например, на расстоянии вытянутой руки. А теперь представьте, что вы как стойкий оловянный солдатик. Он стоит прямо, как натянутая струна. Попробуйте встать так прямо, будто к вашей спине прикрепили палку, и вы не можете согнуться. Попробуйте вытянуться всем телом вверх, при этом не отрывая ног от пола. Напрягитесь и побудьте в этом положении некоторое время».
Психолог: «А теперь представьте, что вы тряпочка, которая развевается на ветру, почувствуйте, как ваши руки, голова, спина расслабляются, и опуститесь верхней частью тела вниз. Согнитесь и почувствуйте расслабление в руках, шее и спине».
Психолог: «Представьте, что на вас дует ветер, от которого вы медленно, плавно и расслабленно покачиваетесь. А теперь согните колени и продолжайте покачиваться».
Участники занятия несколько секунд повторяют действия за психологом.
Далее психолог предлагает им сменить позу на позу солдата, сгруппировавшись и вытянувшись, и так простоять 10 секунд, и изменить положение, повиснув в виде тряпочки на ветру, ощущая расслабление и легкость, и так побыть также 10 секунд.
В конце психолог предлагает: «А теперь встряхните руками, будто смахиваете с себя воду, и отряхнитесь всем телом, как собака отряхивается от воды».
В завершение спрашивает: «Как вы чувствуете себя после этого задания? Вы можете повторять его после выполнения тяжелой умственной или физической работы, где необходимо большое сосредоточение и концентрация, нахождение в одной позе».
Упражнение 4 «Спокойствие, только спокойствие!»
Психолог: «Человек воспринимает информацию часто не только на слух или зрительно. Он получает информацию от внешнего мира всем своим существом, как сознанием, так и телом. На ту или иную информацию он реагирует различными эмоциями. Часто бывает так, что человек может испытывать различные эмоции, которые так или иначе могут проявляться в теле, например, страх может ощущаться в животе, злость – в руках, тревога в солнечном сплетении. Эти ощущения могут оставаться в теле, и важно высвободить эту сжатую энергию, чтобы не только эмоционально чувствовать себя стабильно, но и физически».
Далее психолог предлагает попробовать несколько приемов саморегуляции.
Прием «Кулак-ладонь».
Психолог: «Ваша задача сейчас – со всей силы сжать руку в кулак так сильно, чтобы стало немного больно, и так нужно подержать 5-7 секунд и потом разжать кулак до полного расслабления. Давайте повторим это действие 4 раза… Расскажите, какие у вас ощущения после этого упражнения?».
Прием «Вдох-выдох».
Психолог: «Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза и, глубоко вдыхая, представьте какие-то приятные для вас образы, например, сюжеты из книг или фильмов, воспоминания из прошлого, образы, символы или, может быть, фразы, которые придают вам силы или успокаивают вас. Представьте, как вместе с этими образами вы наполняетесь спокойствием и уверенностью. А при помощи последующего выдоха – избавляетесь от негативных эмоций, например раздражения, усталости, гнева, тревоги».
После упражнения психолог рассказывает, в каких ситуациях и при каких состояниях, возможно, проводить данное упражнение, например, когда ощущается усталость, раздражение, тревога, есть напряжение в теле.
После выполнения всеми участниками данного упражнения психолог объясняет, что таким способом можно снимать напряжение после длительной, напряженной деятельности.
Релаксация «Прогулка по лесу»
Психолог: Ребята, лягте поудобнее и закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами в осеннем лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам... Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите это журчание? Да, мы проходим с вами мимо речки. В ней течет кристально чистая и прохладная вода.
Ой, что это? Кажется тучи начали сгущаться. Капельки дождя медленно начинают капать нам на лицо, на руки… Слышите этот шум? Дождь усиливается, но это не беда, ведь мы с вами стоим под могучим дубом, он не даст нам промокнуть. Вдалеке раздаются раскаты грома. Но мы с вами не боимся, ведь наши глаза закрыты... Чувствуете этот чудесный запах дождя? Давайте сделаем медленный глубокий вдох, и медленный глубокий выход.
Ну, вот и закончился дождь. Теперь в лесу царит безмятежность и спокойствие. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через желтую листву. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса. Но, нам пора возвращаться. Перед вами тропинка. Идите по ней. Вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пусть все то, чем поделился этот дивный лес, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.
Упражнение 5 «Место, где мне хорошо»
Психолог: «Ребята, сейчас вам нужно удобно расположиться, закрыть глаза и представить себе место, которое вызывает чувство спокойствия и/или радости. Это может быть фантазийная картинка, кадр из фильма, сюжет из книги или воображаемое место, это может быть существующее место, где вы уже были. Важно, чтобы в этом месте вы ощущали полное спокойствие и расслабленность, ничто плохое не могло с вами случиться». Давайте попробуем сейчас нарисовать на бумаге это место. Место, где бы вы хотели оказаться в тяжелый момент.
Далее психолог предлагает презентовать участникам свои рисунки и рассказать о своем месте, где ему хорошо и спокойно.
Упражнение 6 «Волшебный карандаш»
Психолог: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».
После того как прошло обсуждение, психолог предлагает попрощаться в формате темы занятия.
Психолог: «Возьмитесь за руки, чтобы у вас получился замкнутый круг. Сейчас нужно будет по очереди сжимать руку соседа и, таким образом, передавая заряд внимания по кругу. Сначала вы делаете это медленно, а потом все быстрее и быстрее, и в конце мы все поднимем руки вверх и будем аплодировать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...
Классный час «Знакомство с ВОВ», посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне. Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 класса.
Классный час «Знакомство с ВОВ»,посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне.Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 ...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Методическая разработка по теме:Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможно...
Программа логопедических занятий для обучающихся 5-8 классов коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ по ФГОС»
Данная программа разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы (АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...