"Игровая технология камешки Марблс в развитии психических процессов у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте"
методическая разработка
Я работаю педагогом-психологом в МБОУ Кемская СОШ №3. Основной целью профессиональной деятельности является психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) и оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Основными особенностями познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письменной речью, несформированности счетных операций.
Коррекционная работа с такими детьми – достаточно длительный процесс. Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.
В работе педагога-психолога игровые технологии применяются с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной психологической помощи. Используя игровые технологии в работе, мы не меняем ребенка и не переделываем его, не учим каким-то специальным поведенческим навыкам, а даем возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.
В своей работе я реализую игровую технологию камешки Марблс в развитии психических процессов у детей с ОВЗ.
Марблс – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Также они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму. Универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, размера и формы, различные задания с ними.
Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный,
Красота камешков настолько завораживает, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, поиграть с ними, подержать их в руках. Эстетическая привлекательность Марблс вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологических игрушек.
Актуальность использования данной технологии.
На занятиях и во время проведения диагностического обследования мною применялись упражнения и игры с камешками.
Работа проводилась с целью оценить параметры памяти, логического мышления, внимания: устойчивость, переключение и распределение. Учащиеся иногда без желания выполняют эти задания, они кажутся им скучными и неинтересными. Красочные листы с заданиями, разноцветные камешки вызвали интерес у детей и желание выполнять задания педагога. Дети смогли испытать ощущение успеха от каждого выполненного им задания.
Обследование детей с ОВЗ в начале учебного года показало, что психическое развитие у детей ниже условно возрастной нормы. В ходе диагностике выявлены следующие трудности: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. С заданиями на классификацию дети не справлялись, либо делали ошибки. Объем памяти у большинства детей не соответствовал возрастной норме. Таким образом, овладение образовательной программы у детей с ОВЗ оказалось значительно слабее, чем у сверстников с нормой в развитии.
Активное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс побудило искать новые формы работы. Я чаще прибегала к нетрадиционным приемам и методам воздействия на особого ребенка. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении. Чем больше анализаторов участвует в процессе обучения и коррекции, тем успешнее результат. Ребенок не только механически действует, он слышит, видит, чувствует.
Если дети действуют в подгруппе, развиваются не только сенсорные представления и психические процессы, но и произвольная регуляция деятельности, так как, работая в коллективе по инструкции, предложенному плану, дети учатся контролировать свои действия и поведение.
База игр. Мною была разработана база игр и упражнений с камешками Марблс. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация психических процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.
1.Упражнение «Выложи по заданию». Цель: развитие умения различать цвета, называя их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец – карточку, на которой выложен рисунок.
Усложнение:1.выкладывание камешков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. 2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
2. Игра: «Раскрась картинку камешками». Цель: находить цвета по образцу, по словесному описанию, стимулировать зрительно поисковую деятельность.
Усложнение: «Игра в цвета». Цель: развитие слуховой памяти
Детям предлагается раскрасить картинку, но перед этим они слушают текстовый отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета.
3. Игры на профилактику и коррекцию зрительно-пространственных нарушений. Упражнение «Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики.
Задание: положите красный камешек в центр листа, синий в правый верхний угол, зеленый – в нижний левый т.д.
Проверка задания через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.
Усложнение: выполнение графических рисунков под диктовку.
4. Игра «Найди картинку». Цель: развитие зрительной памяти.
Показываются картинки, дети находят и выделяют изображение камешком. Усложнение: инструкция к поиску даётся на слух, без предъявления картинки.
5. Игра «Магазин». Цель: развитие образной памяти.
Дается инструкция на слух. Ребенок делает покупки, отмечая на полке те предметы, продукты, которые ему необходимо купить по списку.
7. Игра «Разведчики». Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания.
На столе выкладываются предметы. Ребенку дается инструкция к их запоминанию, что и где находиться. Ребенок отворачивается, предметы меняются местами или убираются. Ребенок должен назвать, что изменилось.
8. Игра «Сыщики». Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания.
Дети находят на рабочем листе как можно больше картинок, которые назвал педагог. Можно устроить соревнование, кто быстрее закроет все названные картинки.
9. «Восстанови узор». Цель: развитие восприятия, зрительной памяти. На поверхности выкладывается узор, ребенок его запоминает, потом выкладывает его по памяти.
10. «Сравни картинки». Цель: развитие концентрации внимания, устойчивости.
11. «Лабиринты». Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае не допустить «ошибочный ход»
12. «Логический квадрат». Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.
Ребенку предлагается разложить камешки так, чтобы в рядах и столбиках не оказалось двух одинаковых.
13. «Четвертый лишний». Цель: учить детей классифицировать предметы по признакам, развивать внимание.
14.«Назови по порядку». Цель: Развитие концентрации внимания, зрительно – пространственной ориентировки.
Ребенок должен назвать цифры по порядку или в обратной последовательности и положить камешек. Цифры представлены в таблице в разнобой. И многие другие: «Крестики-нолики», «Найди фигуру», «Времена года»
Используя в коррекционно-развивающей работе игровую технологию камешки Марблс в течение 2021-23 учебного года (9 месяцев) у учащихся наблюдается положительная динамика в развитии психических процессов у детей с ОВЗ, уменьшилось количество детей, которые имеют низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, моторики. Динамика выявлена и в развитии восприятия.
Достигнутые результаты показали, что использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе – это высокоэффективная, универсальная, доступная игровая технология, которая способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей, развивает психические процессы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Предложены дидиактические и гры и игровые упражнения....
Коррекция психических процессов через развивающие игры у учащихся младшего школьного возраста
Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра бы...
Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Эмоционально - волевая сфера детей с умственной отсталостью....
Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"
В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...
Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...