Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
статья (чтение) по теме

Предложены дидиактические и гры и игровые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития фонематического          слуха при обучении грамоте.

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.

   Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.

   Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно  развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой.  Для того чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке,  учителя  проводят такие упражнения в виде дидактических игр.

Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить.

Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от первоклашек сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, учит быстро находить правильное решение и -  что очень важно – воспитывает чувство коллективизма.

Такие  звуковые игры, как: «Кто  внимательный?», «Кто больше» направлены на определение и выделение звука, развивают фонематический слух. Формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажи словечко»,, дети не только интересуются звуковой стороной слова, но и серьёзно задумываются над его смыслом, выразительностью. На уроках в период обучения грамоте уделяется большое внимание развитию фонематического слуха, поэтому вводятся чистоговорки, скороговорки, которые проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом.

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же- же- же- дождь прошёл уже.

Жо-жо-ж о- лужок, снежок, пирожок, творожок.

Скороговорки, помогают детям также развивать фонематический слух и понять, как важно правильно произносить  каждый звук в слове: ошибёшься  - получится другое слово, будет непонятно, о чем идёт речь.

Белые бараны били в барабаны.

Ишак в кишлак дрова возил,

Ишак дрова в траву свалил.

Заучиваются  весёлые стихи:

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи. Очень хорошо помогают в этом «Конкурсы чтецов».

Дети любят играть в «Наборщика» слов, когда из  нескольких букв составляют   слова. Например, в класс пришёл Незнайка и принес десять букв: б, к, а, л, т, н, у, ы, и, в , из которых нужно составить десять слов, начинающихся с буквы «Б». Дети помогают Незнайке справиться с заданием и составляют слова: бак, бант, бинт, булка, белка, бык, бук, бал, банк, буква, банка, балка.

Очень любят дети собирать слово, которое рассыпалось, например: ББАААРН (БАРАБАН), находить слово в слове, например: ВОЛЯ (ОЛЯ), ВАЗА (АЗА), ВЕТЕР (ВЕЕР)

Положительно влияют на развитие не только  фонематического слуха, но и развивают воображение, ум, смекалку, такие упражнения как «Шарады». Например:

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)

Отгадку используют для звукового анализа.

На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

Упражнение 1. «Звуковой конструктор».

Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому – звук. Каждый из них произносит своё. Школьники должны сказать, в начале или в конце слова надо добавить названный звук, чтобы получилось другое слово. Слова для работы: парк–пар, шар–шарф, рот–крот, мех–смех, бот–борт, сор–сорт, тачка–стачка.

Вариант игры: учитель даёт слово, в котором нужно убрать звук, чтобы получилось новое слово. Наиболее трудный вариант: дети сами придумывают слова для «реконструкции».

Упражнение 4. «Звери заблудились».

Заблудились в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет созывать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.

Упражнение 6. «Телевизор».

На экране телевизора «прячется» слово. На доске или наборном полот не вывешиваются картинки на каж дую букву спрятанного слова (по порядку). Ребёнок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сло- жить спрятанное слово. Если ребёнок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается. Например: месяц – спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Упражнение 17. Игра «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова нужно «вынуть» по одному звуку, причём сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть – гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, нужно добавить один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. В словах следует заменить один согласный звук. Например: корж –  морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.).

Упражнение 13. Игра «Волшебный круг».

I вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребёнок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочки – уточки, мак – рак, коза – коса, кит – кот, трава – дрова, кадушка – катушка.

II вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ре_ бёнок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка  остановилась, ученики хором читают

слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово)

может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановилась стрелка.

Упражнение 12. Игра-лото «Читаем сами».

I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны шесть слов. Ведущий показывает

картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят её

со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

 Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями: 1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять  роль букв гласных, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове

ГБС (К)ОУ школа-интернат №2

Доклад на тему:

«Игра как средство развития фонематического слуха при обучении грамоте.»

Ответственный: учитель начальных классов Майданкина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...

Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...