Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"
статья на тему

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в окружающем нас мире. Познание этого мира было бы совершенно невозможным, если бы каждый из нас не обладал способностью запечатлевать и сохранять долгое время в памяти то, что мы узнали в процессе восприятия и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Доклад подготовила учитель начальных классов : Бубнова ЕВ

Развитие психических процессов

(внимание, память, мышление, воображение, речь)

Каждый человек находится и развивается в окружающем нас мире. Познание этого мира было бы совершенно невозможным, если бы каждый из нас не обладал способностью запечатлевать и сохранять долгое время в памяти то, что мы узнали в процессе восприятия и мышления.

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес обусловлен тем, что первые годы обучения в школе являются наиболее интенсивными и именно на данном этапе у детей закладывается фундамент психического, умственного, физического и нравственного развития. Будущее ребёнка будет зависеть от того, в каких условиях будет протекать это развитие.

Когда ребёнок поступает в школу, у него начинается процесс обучения и именно под влиянием данного процесса начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение качеств, которые свойственны взрослым людям. Данные преобразования происходят потому, что дети включаются в новые системы межличностных отношений и новые виды деятельности, которые требуют от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать устойчивость, продуктивность и произвольность.

В 6 – 7 летнем возрасте продолжается развитие и закрепление тех основных характеристик познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.

Для удовлетворения своих потребностей, для общения, для того, чтобы играть, учиться и трудиться, человеку необходимо воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, необходимо представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Соответственно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. При этом психические процессы не просто принимают участие в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности.

Психические процессы — процессы, которые происходят в голове человека и отражаются в динамически изменяющихся психических явлениях. Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие, которые тесно между собой взаимосвязаны. Познавательный процесс – процесс, способствующий познанию, расширению знаний. [1, стр. 24]

Дети 6-7 лет располагают значительными резервами развития. Мы рассмотрим качественную характеристику психических процессов данного возраста.

ВНИМАНИЕ

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. В младшем школьном возрасте происходит развитие внимания. Если данная психическая функция не достаточной сформирована, процесс обучения будет невозможен. В сравнении с детьми дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста гораздо более внимательны. Они способны концентрировать внимание на неинтересных для них действиях, но всё же у них преобладает непроизвольное внимание. Для них сильным отвлекающим фактором будет любое яркое внешнее проявление, впечатление, которое им снизит уровень сосредоточенности на непонятном сложном материале. Внимание у детей 6-7 лет отличается небольшим объемом, достаточно малой устойчивостью: они способны сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Испытывают затруднение при распределении внимания и его переключении с одного учебного задания на другое.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

Следует сказать о том, что разные дети могут быть внимательны по-разному. Учитывая, что внимание обладает различными свойствами, то эти свойства могут развиваться в неодинаковой степени, при этом создавая индивидуальные варианты. Один ученик может иметь устойчивое, но плохо переключаемое внимание. Он довольно долго и старательно выполняет одно действие, но быстро перейти к следующему ему сложно. Другой ученик быстро и легко переключается в процессе учебной работы, но также легко отвлекается на посторонние раздражители. У третьего ученика хорошо организованно внимание, но оно сочетается с его малым объемом.

Достаточно часто можно встретить детей, которые концентрируют своё внимание не на учебных занятиях, а чаще на своих мыслях, которые не связаны с учебой. Они могут заниматься другим видом деятельности: рисовать на парте, складывать что-либо из бумаги, смотреть в окно и т.д. Внимание таких детей достаточно развито, но так как отсутствует нужная направленность, они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных детей характерны неустойчивость внимания, сильная отвлекаемость и плохая концентрированность.

По Л.С. Выготскому, новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание.

В возрасте 7 лет дети способны делать главным в одном случае что-то одно, при этом превратив в другом случае это "одно" в не главное. Эта способность впервые появляется в младшем школьном возрасте. Она представляет собой главное содержание психической функции - произвольного внимания.

Большая роль принадлежит взрослому в развитии произвольного внимания, способность к структурированию опыта.

К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если осуществляется помощь со стороны взрослых. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания как интересного, так и неинтересного.

Лучший способ организовать внимание младшего школьника связан не с применением педагогом каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воз​действия на органы чувств.

У учеников 1 класса еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых качеств и свойств предметов. Когда ребёнок рассматривает картинки или читает текст, он достаточно часто перескакивает с одного на другое, при этом пропускает существенные детали.

Восприятие детей данного возраста определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому ребёнок воспринимает не самое существенное и главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (форму, цвет, величину, размер и т.д.). У учащихся 7 лет процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. С возрастом школьники должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей.

У детей 6-7 лет еще слабая дифференцированность восприятия: дети часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, З и 3, «зеркальность»). Достаточно частыми ошибками являются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Причиной этого является отсутствие чёткого восприятия текста на слух.

К 6-7 годам дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: "Дверь — это прямоугольник, абажур лампы — шар" и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.

Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

Более сложным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

Например, одна минута — по представлению детей 6-7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности.

Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу - восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).

МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений и умозаключений.

Выделяют три вида мышления:

1) ​ наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками));

2) ​ наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3) ​ словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 - 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные
практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно - образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без
применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

Ребенок часто задаёт вопросы: "зачем?", "как?", "почему?", он стремится к знаниям. Он уже использует свои небольшие знания, представляет ситуации и пытается найти возможный путь для ответа на поставленный вопрос. При возникновении вопросов и задач ребенок пытается решить их, пробуя и примеряясь. Но ему ещё сложно решать задачи в уме. Он представляет себе какую-либо ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Решение вопросов и задач происходит в результате внутренних действий с образами, и такое мышление называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Это, конечно, не исключает возможности мыслить логически в данном возрасте, но при этом следует не забывать и помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии. На первой стадии (I—II классы) их мышление достаточно похоже на мышление дошкольников: анализ предлагаемого учебного материала преимущественного производится в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Ребёнок рассуждает о предметах и явлениях в основном по их внешним отдельным признакам, поверхностно, односторонне. Умозаключения ребёнка 6 – 7 лет опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, а выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Понятия и обобщения сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности.

Ребёнок 6 – 7 лет, представляя предмет, способен не только отразить его характерные описания, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него происходит формирование наглядно-схематического мышления. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребёнок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (макет, план, простейший чертёж). Дети начинают понимать отношения между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами.

Начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется только в подростковом возрасте (13-14 лет) и является ведущим мышлением взрослого человека.

Ребёнок 6 лет уже способен к простейшему анализу окружающего: выделить основное и несущественное, способен к несложным рассуждениям и правильным выводам. Но эта способность чётко ограничена объёмом детских знаний. В пределах того, что знает ребёнок, устанавливаются причинно-следственные связи, что впоследствии отражается в его речи. Он часто использует выражения «если..., то...», «потому что».

Процесс мышления тесно связан с речью. Если бы не было речи, невозможна была бы передача человеческого опыта, закрепления его в памяти и пользование им. Для ребёнка при усвоении новых знаний важным является не только действия с предметами и их изображениями, но и объяснения вслух, как всё это ребёнок делает, что видит и что в результате получается.

РЕЧЬ

Речь ученика 1 класса отличается от речи дошкольника своей последовательностью и доказательностью. Младший школьный возраст – возраст интенсивного развития словесной памяти.

Происходит увеличение и обогащение словарного состава, усложняется грамматический строй и фразовая речь, усваивается правильный литературный язык. Словарь поступающего в школу ребёнка, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Главным образом в словаре преобладают существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь на наглядные свойства конкретных предметов и явлений. Ребенок замечает много деталей и подробностей в окружающем мире, впитывает впечатления от воспринимаемой им действительности, запоминает, а затем воспроизводит высказывания взрослых, услышанное и прочитанное. Дети в 6 лет уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. К 6 годам возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

В 7 лет   речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, более развернутой, логически последовательной.

В процессе речевого общения ребёнок употребляет как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

К 7 годам язык становится средством мышления и общения ребёнка, а при подготовке к школе предметом сознательного изучения.

Развивается звуковая сторона речи. Школьник 6 – 7 лет начинает осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Отмечается интенсивный рост словарного запаса. Но при этом существуют индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается меньше, у других – больше. Причиной являются различия в условиях их жизни, сколько и как с ними общались и общаются дома, в обществе.

Если у ребёнка большой активный словарь, это позволяет ему перейти к контекстной речи. Ребёнок способен описать картинку, пересказать прочитанный рассказ и т.д. Особенно важным в процессе овладения учебной деятельностью является владение связной монологической речью: сначала устной, затем письменной. Связная монологическая речь представляет собой не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, которое состоит из нескольких предложений. Это текст в широком понимании (независимо от того, записано высказывание или только произнесено), именно поэтому монологическая речь строится по законам литературного, а не разговорного языка. Развернутое монологическое высказывание требует от ребёнка большей осознанности, произвольности, чем диалог. В данном возрастном периоде наиболее простой формой монолога для детей является пересказ сюжетного рассказа.

Речь ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Ему свойственно произношение всех звуков родного языка, четкость и внятность произносимых фраз. Он говорит громко, но в то же время, подстраивается под ситуацию: может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи.

ПАМЯТЬ

Память – это способность в получении, хранении и воспроизведении информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в 1-м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день.

В то же время многие говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать мультфильм или фильм.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память. Она характеризуется тем, что непосредственно запечатлевает и воспроизводит материал, при этом не требуется применение особых усилий или каких - либо вспомогательных методов.

Но в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например, схем или карточек.

На процесс запоминания начинает влиять систематизация материала, наличие установки, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении детям нового материала.

В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей 6 лет встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, напри​мер, музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно ребёнку 6 лет, он узнает на слух. Этим же способом он усваивает до 70 % информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные воспоминания будут тонизировать ребенка, делать его уверенным в своих силах.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал: ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще не​возможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно в развитии памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ)

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.

А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что сей​час он шофер и управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку
пока недоступно.

Р.С. Немов определяет воображение как «особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью»

Общеизвестный факт, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию.

Фантазия ребенка наиболее полно проявляется в различных видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним.

Дети 6 -7 летнего возраста благодаря воображению превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с ней и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду.

Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, так как оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено и отличается множеством образов. Всё новые и новые образы постоянно возникают у ребёнка и возникают достаточно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Запомнив этот факт, на занятиях необходимо умеренное использование, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания и уводить в мир воображения.

Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкретном случае необходимо попытаться разобраться, что лежит в основе фантазирования и объяснить ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире: в мире грёз. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка, слабоволию, слабой контактности с другими людьми.

Неоценима в данном возрасте роль воображения, которое проявляется в творчестве: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущий к познанию и освоению ребенком окружающего мира, поиску в нем собственного пути.

Поступив в школу и приступив к обучению, детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой.

Рекомендуемая литература

  1. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – Т.1 (А - О). – М.: Вече; АСТ, 2006. – 598с.
  2. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, 1996г.
  3. Л.Б. Фесюкова «От трёх до семи», Харьков, 1996г.
  4. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева «Тесты для детей: Готов ли Ваш ребёнок к школе?», СПб, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Изучение психической депривации у детей младшего школьного возраста.

В нашей стране, в последнее время, наблюдается тенденция к воспитанию все большего количества детей в неполных и асоциальных семьях. ...

Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»

Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"

Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»

Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...