Детская конфликтность: причины и психологическое сопровождение
презентация к уроку

Конфликтные дети  – это дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им.

Причины

Главная причина конфликтов ребенка с собой и с другими – доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других» (ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро, аффективно переживает их отношение)

Родительское отношение как причина детской конфликтности (у родителей конфликтных детей значительно сильнее выражено нормативно начало, матери относятся к ребенку преимущественно как к предмету обучения и воспитания. Они фокусируют внимание ребенка на его достижениях, постоянно оценивают результаты его деятельности, сравнивают его с другими детьми, стремятся подчеркнуть его достоинства или недостатки другого. При такой родительской позиции дошкольник начинает воспринимать себя как объект воспитания, которого в любой момент могут наказать или поощрить. Стремясь быть послушным и хорошим, он ориентируется главным образом на оценку матери. Другие люди, в том числе сверстники, при этом не воспринимаются или же воспринимаются как обстоятельства его жизни, которые могут способствовать или препятствовать его благополучию, выражать или не выражать должное отношение к нему. В результате ребенок воспринимает и переживает только самого себя. Оценка себя как бы замыкает ребенка в самом себе и мешает видеть и слышать другого)

Наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.

Агрессивные дети

Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Факторы, влияющие на проявление агрессивности: особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и др.

Формы агрессивного поведения в дошкольном возрасте: вербальная (косвенная – обвинение или угрозы сверстнику в различных высказываниях, прямая – прямые оскорбления и вербальные формы унижения другого) и физическая (косвенная – принесение материального ущерба другому через непосредственные физические действия, прямая – непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения) агрессия.

Причины, провоцирующие агрессивность детей:

  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
  • защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
  • стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Индивидуальные варианты детской агрессивности:

  1. Дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников.
  2. Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров.
  3. Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.

Ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми: работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции и на формирование способности видеть и понимать других.

Обидчивые дети

Обида –  болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание включено в общение и направлено на конкретного другого.

Феномен обиды начинает проявляться после 4–5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – взрослого и сверстника.

Причины обид:

  • игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);
  • отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);
  • неуважительное отношение со стороны других (обзывалки, дразнилки);
  • успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».

Нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды.

  1. Адекватный повод – когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение.
  2. Неадекватный повод – когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает окружающим.

Личностные особенности обидчивых детей:

  1. Характер восприятия сверстников.

Обидчивые дети как будто не замечают окружающих их реальных сверстников. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения.

  1. Особенности самооценки.

У обидчивых детей существует явное ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Естественно, это ощущение не соответствует реальности.

  1. Характер разрешения конфликтных ситуаций.

Попадая в конфликтную ситуацию, а порой ее инициируя, обидчивые дети не пытаются разрешить ее, а как бы застревают в ней, погружаются в оценивание ее участников. Осуждение одних и оправдание других (главным образом, себя) является для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение.

Застенчивые дети

Застенчивый ребенок – ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия.

Застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

Причины, обусловливающие появление застенчивости: излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, приводящие к формированию у него чувства своей вины, слабости и изолированности от других.

Критерии выявления застенчивых детей:

  • В поведении отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми.
  • Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
  • Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения.

 

 

Демонстративные дети

  • Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способам. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.
  • Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых.
  • В речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д.
  • Для демонстративных детей характерна высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо.
  • Дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы.

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей

  1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника достаточно высока. Демонстративные дети ярко проявляют интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер.
  2. Характер участия в действиях сверстника окрашен яркой демонстративностью. В отличие от других детей, проявляющих положительную (одобрение и поддержка) или отрицательную (насмешки, ругань) оценку действий партнера, дети с конкурентной направленностью стараются обесценить деятельность сверстника.
  3. Особенности сопереживания сверстнику, т. е. эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий партнера, у демонстративных детей носит негативный характер. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать.
  1. Степень проявления просоциальных форм поведения. Большинство детей осуществляют «формально-провокационную помощь», т. е. в ответ на просьбу сверстника дают всего один элемент, которого явно недостаточно.
  2. Характер восприятия ребенком сверстника. В ответах демонстративных детей другой ребенок выступает как носитель определенного отношения к рассказчику, т. е. он интересен ребенку только в связи с тем, какое отношение он к нему проявляет.

 

Дети без семьи

Различия в содержании конфликтов между детьми в детском саду и в детском доме:

 

Детский сад

Детский дом

Поводы для конфликтов с ровесниками

Дети ссорятся в основном из-за игры и из-за своего места в общей игре (распределение ролей, игровых предметов, планирование сюжета игры)

Совместная игра детей отсутствует. Повод для конфликта – бытовые проблемы – споры из-за лучшего места, конфеты, очереди накрывать стол и пр.

Дети борются за признание сверстников, но не за внимание взрослого.

 

Главная причина конфликта –  борьба за внимание и доброжелательность взрослого.

Эмоциональная напряженность

Конфликты протекают значительно живее, ярче и энергичнее: дети дерутся, громко обвиняют друг друга, яростно спорят, выражают свой протест. Дети чаще решают конфликты силой или посредством договора, не прибегая к помощи взрослого

эмоции детей выражены более скудно и однообразно: плач, жалобное «скуление», пассивный уход в сторону.

Наиболее типичный способ выхода из конфликта – жалоба взрослому с целью лишний раз привлечь его внимание.

Психологическое сопровождение

Индивидуальная психотерапия чаще всего требуется в тех случаях, когда источником проблем ребенка являются определенные формы эмоциональных нарушений, связанные либо с мелкими конфликтами и стрессами, либо с переживаниями по поводу определенного неизменного стресса, пережитого в прошлом или переживаемого в настоящем.

С детьми младшего возраста психотерапевту часто приходится устанавливать общение с помощью игры. Поэтому психотерапевтический метод в таких случаях часто называют термином «игровая психотерапия». Однако игра сама по себе не составляет суть психотерапевтического процесса. Она скорее обеспечивает способ общения взрослого с ребенком. Это означает, что игрушки, используемые в процессе психотерапии, должны способствовать выражению ребенком своих переживаний или мыслей. Краски, пластилин, фигурки, изображающие членов семьи, игрушечные солдатики, ружья, животные — все это может помочь ребенку выразить свои мысли и переживания.

Воспитание доброжелательных отношений  должно базироваться на следующих принципах:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует сосредоточенности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Главная цель нашей программы заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого (а не себя в нем) являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Исходя из этих положений мы разработали систему игр для детей 4—6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Ее может осуществлять любой взрослый с небольшой группой детей (от 4 до 10 человек). Она включает семь этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи

Этапы:

1) Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.

2) На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

3) На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.

4) Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

5) На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

6) На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.).

7) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

1.общение без слов

2внимание к другому

3.согласованность действий

4.общие переживания

5.взаимопомощь в игре

6.добрые слова и пожелания

7. Помощь в совместной деятельности

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детская конфликтность: причины и психологическое сопровождение Выполнила: Учитель-логопед Бессольнова А.С.

Слайд 2

Конфликтные дети Конфликтные дети – это дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им.

Слайд 3

Причины Доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других». Родительское отношение. Повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность . 1 2 3

Слайд 4

Агрессивные дети Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Факторы, влияющие на проявление агрессивности: особенности семейного воспитания образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников уровень эмоционального напряжения и фрустрации… Формы агрессивного поведения в дошкольном возрасте: вербальная агрессия физическая агрессия

Слайд 5

Привлечение к себе внимания сверстников Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство Защита и месть Стремление быть главным 1 2 3 4 5 Стремление получить желанный предмет

Слайд 6

Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение : недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков сниженный уровень произвольности неразвитость игровой деятельности сниженную самооценку нарушения в отношениях со сверстниками. Индивидуальные варианты детской агрессивности: Дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми.

Слайд 7

Обидчивые дети Обида – болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание включено в общение и направлено на конкретного другого. Феномен обиды начинает проявляться после 4–5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – взрослого и сверстника.

Слайд 8

Причины обид Игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны. Отказ в чем-то нужном и желанном. Неуважительное отношение со стороны других. Успех и превосходство других, отсутствие похвалы. 1 2 3 4

Слайд 9

Повод для проявления обиды Адекватный повод – когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Неадекватный повод – когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает окружающим.

Слайд 10

Личностные особенности обидчивых детей Характер восприятия сверстников Характер разрешения конфликтных ситуаций Особенности самооценки

Слайд 11

Застенчивые дети Застенчивый ребенок – ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия. Застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

Слайд 12

Причины, обусловливающие появление застенчивости Излишняя строгость и авторитарность родителей Недостаточное внимание к личности ребенка Слабая эмоциональная поддержка 1 2 3

Слайд 13

Критерии выявления застенчивых детей В поведении отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми. Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой).

Слайд 14

Демонстративные дети Демонстративность – стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способам.

Слайд 15

Ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых; В речи доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д. ; Для детей характерна высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы.

Слайд 16

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника достаточно высока Характер участия в действиях сверстника окрашен яркой демонстративностью Эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий партнера носит негативный характер Степень проявления просоциальных форм поведения Характер восприятия ребенком сверстника

Слайд 17

Дети без семьи Детский сад Детский дом Поводы для конфликтов с ровесниками Дети ссорятся в основном из-за игры и из-за своего места в общей игре. Совместная игра детей отсутствует. Повод для конфликта – бытовые проблемы – споры из-за лучшего места, конфеты, очереди накрывать стол и пр. Дети борются за признание сверстников, но не за внимание взрослого. Главная причина конфликта – борьба за внимание и доброжелательность взрослого. Эмоциональная напряженность Конфликты протекают значительно живее, ярче и энергичнее: дети дерутся, громко обвиняют друг друга, яростно спорят, выражают свой протест. Дети чаще решают конфликты силой или посредством договора, не прибегая к помощи взрослого Эмоции детей выражены более скудно и однообразно: плач, жалобное «скуление», пассивный уход в сторону. Наиболее типичный способ выхода из конфликта – жалоба взрослому с целью лишний раз привлечь его внимание. Различия в содержании конфликтов между детьми в детском саду и в детском доме:

Слайд 18

Психологическое сопровождение Безоценочность Воспитание доброжелательных отношений должно базироваться на следующих принципах: Отказ от реальных предметов и игрушек 3 Отсутствие соревновательного момента в играх

Слайд 19

Программа психологического сопровождения Цель программы: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Задача программы : привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Этапы: 1. Общение без слов; 2. Внимание к другому; 3. Согласованность действий; 4. Общие переживания; 5. Взаимопомощь в игре; 6. Добрые слова и пожелания 7. Помощь в совместной деятельности.

Слайд 20

Список литературы 1. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. - 430 с. 2. Холмогорова В.М., Смирнова Е. О. Конфликтные дети. – М.: Эксссмо , 2010. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."

Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...