Детская конфликтность: причины и психологическое сопровождение
презентация к уроку
Конфликтные дети – это дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им.
Причины
Главная причина конфликтов ребенка с собой и с другими – доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других» (ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро, аффективно переживает их отношение)
Родительское отношение как причина детской конфликтности (у родителей конфликтных детей значительно сильнее выражено нормативно начало, матери относятся к ребенку преимущественно как к предмету обучения и воспитания. Они фокусируют внимание ребенка на его достижениях, постоянно оценивают результаты его деятельности, сравнивают его с другими детьми, стремятся подчеркнуть его достоинства или недостатки другого. При такой родительской позиции дошкольник начинает воспринимать себя как объект воспитания, которого в любой момент могут наказать или поощрить. Стремясь быть послушным и хорошим, он ориентируется главным образом на оценку матери. Другие люди, в том числе сверстники, при этом не воспринимаются или же воспринимаются как обстоятельства его жизни, которые могут способствовать или препятствовать его благополучию, выражать или не выражать должное отношение к нему. В результате ребенок воспринимает и переживает только самого себя. Оценка себя как бы замыкает ребенка в самом себе и мешает видеть и слышать другого)
Наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.
Агрессивные дети
Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Факторы, влияющие на проявление агрессивности: особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и др.
Формы агрессивного поведения в дошкольном возрасте: вербальная (косвенная – обвинение или угрозы сверстнику в различных высказываниях, прямая – прямые оскорбления и вербальные формы унижения другого) и физическая (косвенная – принесение материального ущерба другому через непосредственные физические действия, прямая – непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения) агрессия.
Причины, провоцирующие агрессивность детей:
- привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.
Индивидуальные варианты детской агрессивности:
- Дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников.
- Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров.
- Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.
Ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми: работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции и на формирование способности видеть и понимать других.
Обидчивые дети
Обида – болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание включено в общение и направлено на конкретного другого.
Феномен обиды начинает проявляться после 4–5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – взрослого и сверстника.
Причины обид:
- игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);
- отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);
- неуважительное отношение со стороны других (обзывалки, дразнилки);
- успех и превосходство других, отсутствие похвалы.
Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».
Нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды.
- Адекватный повод – когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение.
- Неадекватный повод – когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает окружающим.
Личностные особенности обидчивых детей:
- Характер восприятия сверстников.
Обидчивые дети как будто не замечают окружающих их реальных сверстников. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения.
- Особенности самооценки.
У обидчивых детей существует явное ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Естественно, это ощущение не соответствует реальности.
- Характер разрешения конфликтных ситуаций.
Попадая в конфликтную ситуацию, а порой ее инициируя, обидчивые дети не пытаются разрешить ее, а как бы застревают в ней, погружаются в оценивание ее участников. Осуждение одних и оправдание других (главным образом, себя) является для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение.
Застенчивые дети
Застенчивый ребенок – ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия.
Застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.
Причины, обусловливающие появление застенчивости: излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, приводящие к формированию у него чувства своей вины, слабости и изолированности от других.
Критерии выявления застенчивых детей:
- В поведении отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми.
- Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
- Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.
Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения.
Демонстративные дети
- Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способам. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.
- Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых.
- В речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д.
- Для демонстративных детей характерна высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо.
- Дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы.
Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей
- Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника достаточно высока. Демонстративные дети ярко проявляют интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер.
- Характер участия в действиях сверстника окрашен яркой демонстративностью. В отличие от других детей, проявляющих положительную (одобрение и поддержка) или отрицательную (насмешки, ругань) оценку действий партнера, дети с конкурентной направленностью стараются обесценить деятельность сверстника.
- Особенности сопереживания сверстнику, т. е. эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий партнера, у демонстративных детей носит негативный характер. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать.
- Степень проявления просоциальных форм поведения. Большинство детей осуществляют «формально-провокационную помощь», т. е. в ответ на просьбу сверстника дают всего один элемент, которого явно недостаточно.
- Характер восприятия ребенком сверстника. В ответах демонстративных детей другой ребенок выступает как носитель определенного отношения к рассказчику, т. е. он интересен ребенку только в связи с тем, какое отношение он к нему проявляет.
Дети без семьи
Различия в содержании конфликтов между детьми в детском саду и в детском доме:
| Детский сад | Детский дом |
Поводы для конфликтов с ровесниками | Дети ссорятся в основном из-за игры и из-за своего места в общей игре (распределение ролей, игровых предметов, планирование сюжета игры) | Совместная игра детей отсутствует. Повод для конфликта – бытовые проблемы – споры из-за лучшего места, конфеты, очереди накрывать стол и пр. |
Дети борются за признание сверстников, но не за внимание взрослого.
| Главная причина конфликта – борьба за внимание и доброжелательность взрослого. | |
Эмоциональная напряженность | Конфликты протекают значительно живее, ярче и энергичнее: дети дерутся, громко обвиняют друг друга, яростно спорят, выражают свой протест. Дети чаще решают конфликты силой или посредством договора, не прибегая к помощи взрослого | эмоции детей выражены более скудно и однообразно: плач, жалобное «скуление», пассивный уход в сторону. Наиболее типичный способ выхода из конфликта – жалоба взрослому с целью лишний раз привлечь его внимание. |
Психологическое сопровождение
Индивидуальная психотерапия чаще всего требуется в тех случаях, когда источником проблем ребенка являются определенные формы эмоциональных нарушений, связанные либо с мелкими конфликтами и стрессами, либо с переживаниями по поводу определенного неизменного стресса, пережитого в прошлом или переживаемого в настоящем.
С детьми младшего возраста психотерапевту часто приходится устанавливать общение с помощью игры. Поэтому психотерапевтический метод в таких случаях часто называют термином «игровая психотерапия». Однако игра сама по себе не составляет суть психотерапевтического процесса. Она скорее обеспечивает способ общения взрослого с ребенком. Это означает, что игрушки, используемые в процессе психотерапии, должны способствовать выражению ребенком своих переживаний или мыслей. Краски, пластилин, фигурки, изображающие членов семьи, игрушечные солдатики, ружья, животные — все это может помочь ребенку выразить свои мысли и переживания.
Воспитание доброжелательных отношений должно базироваться на следующих принципах:
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует сосредоточенности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Главная цель нашей программы заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого (а не себя в нем) являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
Исходя из этих положений мы разработали систему игр для детей 4—6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Программа чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Ее может осуществлять любой взрослый с небольшой группой детей (от 4 до 10 человек). Она включает семь этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи
Этапы:
1) Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.
2) На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.
3) На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.
4) Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
5) На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.
6) На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.).
7) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
1.общение без слов
2внимание к другому
3.согласованность действий
4.общие переживания
5.взаимопомощь в игре
6.добрые слова и пожелания
7. Помощь в совместной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_konfliktnost_prichiny_i_psihologicheskoe_soprovozhdenie.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликтные дети Конфликтные дети – это дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им.
Причины Доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других». Родительское отношение. Повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность . 1 2 3
Агрессивные дети Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Факторы, влияющие на проявление агрессивности: особенности семейного воспитания образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников уровень эмоционального напряжения и фрустрации… Формы агрессивного поведения в дошкольном возрасте: вербальная агрессия физическая агрессия
Привлечение к себе внимания сверстников Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство Защита и месть Стремление быть главным 1 2 3 4 5 Стремление получить желанный предмет
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение : недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков сниженный уровень произвольности неразвитость игровой деятельности сниженную самооценку нарушения в отношениях со сверстниками. Индивидуальные варианты детской агрессивности: Дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми.
Обидчивые дети Обида – болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание включено в общение и направлено на конкретного другого. Феномен обиды начинает проявляться после 4–5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – взрослого и сверстника.
Причины обид Игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны. Отказ в чем-то нужном и желанном. Неуважительное отношение со стороны других. Успех и превосходство других, отсутствие похвалы. 1 2 3 4
Повод для проявления обиды Адекватный повод – когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Неадекватный повод – когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает окружающим.
Личностные особенности обидчивых детей Характер восприятия сверстников Характер разрешения конфликтных ситуаций Особенности самооценки
Застенчивые дети Застенчивый ребенок – ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия. Застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.
Причины, обусловливающие появление застенчивости Излишняя строгость и авторитарность родителей Недостаточное внимание к личности ребенка Слабая эмоциональная поддержка 1 2 3
Критерии выявления застенчивых детей В поведении отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми. Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой).
Демонстративные дети Демонстративность – стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способам.
Ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых; В речи доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д. ; Для детей характерна высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы.
Личностные особенности и характер отношения к сверстникам Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника достаточно высока Характер участия в действиях сверстника окрашен яркой демонстративностью Эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий партнера носит негативный характер Степень проявления просоциальных форм поведения Характер восприятия ребенком сверстника
Дети без семьи Детский сад Детский дом Поводы для конфликтов с ровесниками Дети ссорятся в основном из-за игры и из-за своего места в общей игре. Совместная игра детей отсутствует. Повод для конфликта – бытовые проблемы – споры из-за лучшего места, конфеты, очереди накрывать стол и пр. Дети борются за признание сверстников, но не за внимание взрослого. Главная причина конфликта – борьба за внимание и доброжелательность взрослого. Эмоциональная напряженность Конфликты протекают значительно живее, ярче и энергичнее: дети дерутся, громко обвиняют друг друга, яростно спорят, выражают свой протест. Дети чаще решают конфликты силой или посредством договора, не прибегая к помощи взрослого Эмоции детей выражены более скудно и однообразно: плач, жалобное «скуление», пассивный уход в сторону. Наиболее типичный способ выхода из конфликта – жалоба взрослому с целью лишний раз привлечь его внимание. Различия в содержании конфликтов между детьми в детском саду и в детском доме:
Психологическое сопровождение Безоценочность Воспитание доброжелательных отношений должно базироваться на следующих принципах: Отказ от реальных предметов и игрушек 3 Отсутствие соревновательного момента в играх
Программа психологического сопровождения Цель программы: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Задача программы : привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Этапы: 1. Общение без слов; 2. Внимание к другому; 3. Согласованность действий; 4. Общие переживания; 5. Взаимопомощь в игре; 6. Добрые слова и пожелания 7. Помощь в совместной деятельности.
Список литературы 1. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. - 430 с. 2. Холмогорова В.М., Смирнова Е. О. Конфликтные дети. – М.: Эксссмо , 2010. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....
Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."
Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...
Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...