Памятка учителю: заикающийся ребенок в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Заикание трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение в детский коллектив. При наличии заикания создается особая социальная ситуация развития, связанная с несовершенной судорожной речью, затрудняющей коммуникацию. Эта ситуация влияет на восприятие, запоминание учебного материала и, в целом, на процесс обучения. Рекомендации помогут педагогам в организации конструктивного диалога с ребёнком, имеющим такие особенности и будут способствовать его успешному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_uchitelyu_pri_rabote_s_zaik._reb.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка учителю:
заикающийся ребенок в начальной школе
Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе и то, насколько надо привлекать ребенка к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Возможны два крайних варианта:
• ребенок не особенно беспокоится из-за своего заикания и рад участвовать в работе класса, как и все другие дети;
• ребенок плачет и отказывается говорить;
Большинство детей находятся где-то посередине. Если ребенок находится под наблюдением специалиста, было бы хорошо выяснить его мнение по поводу того, каких реакций стоит ожидать от ребенка. Также, нужно спросить самого ребенка о том, как он хотел бы участвовать в работе класса.
Поговорите с ребенком и покажите, что поддерживаете его.
Желательно, чтобы вы поговорили с ребенком наедине. Объясните ему, что когда мы говорим – как и когда учимся чему-нибудь ещё – мы иногда делаем ошибки: пропускаем звуки, повторяем и путаем слова.
Тренируясь, мы улучшаем наши навыки. Объясните, что вы, его учитель, нормально относитесь к тому, что он заикается.
Разговаривая с ребенком, таким образом, вы даете ему понять, что понимаете проблему и принимаете и самого ребенка, и его заикание.
Ответы на вопросы
Если вы задаете детям вопросы в классе, вы можете предпринять определенные шаги, чтобы облегчить заикающемуся ребенку эту ситуацию: пока ребенок не привык к классу, задавайте ему вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов; если вы предполагаете опросить по очереди всех детей в классе, вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, т.к. его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере того, как он ждёт своей очереди; скажите всему классу, что, во-первых, у всех будет столько времени, сколько им нужно, чтобы ответить на вопросы, а во-вторых, что вы заинтересованы в том, чтобы они не торопились отвечать и подумали бы получше над своими ответами.
Чтение вслух в классе
Многие заикающиеся дети хорошо справляются таким заданием, как чтение вслух в классе, особенно, если родители занимаются этим с ними дома. Однако, есть дети, которые очень сильно заикаются при чтении вслух в классе. В этом случае, могут помочь следующие рекомендации:
• большинство заикающихся детей не заикаются когда читают вместе с кем-нибудь ещё.
• вместо того, чтобы совсем не вызывать читать заикающегося ребенка, лучше предложить ему почитать вслух вместе с другим ребенком, когда настанет его очередь.
• иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным». Постепенно он, возможно, станет более уверенным и сможет справиться с чтением вслух самостоятельно.
Передразнивания
Передразнивания могут быть очень болезненными для заикающегося ученика и поэтому их надо прекратить как можно скорее. Если очевидно, что ребенок очень из-за этого расстроен, поговорите с ним наедине. Помогите ребенку понять, почему другие смеются над ним и предложите разные идеи по поводу того, как отвечать. Если какие-то определенные дети все время пристают к нему, поговорите с ними отдельно и объясните, что передразнивать ни в коем случае нельзя. Постарайтесь заручиться их помощью: ведь большинство детей хочет получить одобрение учителя.
Если передразнивания продолжаются, вы можете проконсультироваться с методистом или психологом, если они у вас работают. Часто они могут дать вам хороший совет насчет того, как прекратить передразнивания.
Как разговаривать с ребенком, который заикается
• не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться».
• не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него.
• учите всех детей в классе говорить и слушать по очереди. Всем детям, а особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не перебивают и внимательно слушают.
• требуйте от заикающегося ученика такой же по количеству и качеству работы, как и от не заикающихся детей.
• говорите с ребенком не спеша и делайте частые паузы.
• дайте ему понять, что вы слушаете то, что он говорит, а не как он это делает.
• поговорите с ребенком наедине о том, что ему нужно, чтобы чувствовать себя в классе комфортно.
• уважайте потребности ученика, но не допускайте вседозволенности.
• не относитесь к заиканию как к чему-то, чего нужно стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о другом деле.
Отношение к заикающемуся ребенку его одноклассников – ещё один фактор, который очень сильно влияет на его комфортное пребывание в школе.
Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе – прямая обязанность учителя. Но, как показывает практика, далеко не все учителя уделяют этому должное внимание.
Поэтому многие родители, выбирая начальную школу для ребенка, ориентируются, в первую очередь, именно на конкретного учителя, а, например, не на материальную базу самой школы или на продвинутые программы обучения. Особенно важно правильно выбрать первого учителя для ребенка, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем или психикой.
Равнодушный человек, не желающий тратить душевные силы и время на каждого конкретного ученика, может оказать огромное отрицательное влияние на весь дальнейший процесс обучения ребенка в школе.
Работа учителя с заикающимися детьми
Считается, что вылечить заикание проще в детском возрасте, нежели у взрослых. Поэтому, как только к вам «попал» ребенок с заиканием, нужно начать работу с ним и его родителями (особенно, если они не занимаются у логопеда).
- Речь ребенка всегда развивается подражательно: как говорят окружающие, так говорит и он. Поэтому ребенок может копировать манеру и темп речи заикающегося родственника, с которым он часто общается. При общении с заикающимся ребенком речь должна быть ровной, плавной, нельзя говорить быстро и проглатывать слова, недопустим же и разговор по слогам, говорение нараспев. Ребенок должен слышать нормальную речь.
- Если вы слышите, что ребенок говорит в быстром темпе, захлебывается, торопится — остановите его, попросите говорить спокойно. Это может предотвратить заикание у склонных к нему детей.
- Детям в раннем возрасте одинаково вредны чрезмерная речевая нагрузка и отсутствие говорения.
- К ребенку нужно относиться с особенным вниманием, но не потворствовать его капризам и совершению плохих поступков. Всегда предъявляйте к ребенку единые требования.
- Посадите заикающегося ребенка за одну парту со спокойным уравновешенным соседом, у которого хорошая, четкая, грамотная речь.
- Не стоит привлекать ребенка к участию в играх и других мероприятиях, требующих индивидуальных выступлений с произнесением речи. Наоборот, лучше как можно чаще давать возможность играть в игры, в которых возможны совместные ответы.
- Если вы проводите мероприятие, в котором задействованы все ученики класса, дайте заикающемуся ребенку возможность спеть хором, чтобы он не почувствовал свою неполноценность.
- При ответе у доски такой ребенок часто может испытывать затруднения, поэтому постарайтесь не спрашивать его первым, помогайте отвечать. В случае, если ребенок не может ответить, задайте другой вопрос, ответьте сами, отвлеките его внимание, переключите на что-то другое. Таких ребят можно спрашивать с места: зачитать ответ по тетради, дать комментарий. За партой ребенок испытывает меньше волнений, чем у доски, поэтому его речь может быть более плавной.
При работе с заикающимся ребенком нужно проявить терпение и понимание, по возможности давать выполнимые задания, не требующие публичных ответов и выступлений (если, конечно, ребенок сам не настаивает на них). Главное — не заострять свое внимание на проблеме, не делать замечаний по поводу речи, и всеми возможными способами исключить насмешки одноклассников. С ребенком и его родителями важно установить доверительные отношения.
Дома ребенок должен находиться в спокойной атмосфере любви и взаимопонимания, все излишние раздражающие факторы должны быть исключены. Поначалу ребенок может допускать краткие задержки в речи, но в дальнейшем они могут войти в привычку, стать постоянными, и ребенок станет заикаться.
- Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр.
- Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь.
- Исключается запугивание ребенка бабайками, серыми волками.
- Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.
Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.
В определенной степени справиться с заиканием помогают пение и танцы, они развивают дыхание, чувство темпа, ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки и алгоритмы для учеников начальной школы.
Памятки и алгоритмы для учеников начальной школы....
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ СЕНАРНО-РОЛЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
Статья о моей работе...
Памятка по русскому языку для начальной школы
Памятка содержит правила по русскому языку за курс начальной школы...
Гиперактивный ребенок в начальной школе
В материале даны практические рекомендации по работе с гиперактивным ребенком, указаны признаки гиперактивности ребенка. Гиперактивность ребенка - это проблемы в обучении, поведении, нарушение техники...
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы...
"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)
Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка....
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...