Гиперактивный ребенок в начальной школе
консультация по теме
В материале даны практические рекомендации по работе с гиперактивным ребенком, указаны признаки гиперактивности ребенка. Гиперактивность ребенка - это проблемы в обучении, поведении, нарушение техники безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гиперактивность ребёнка в начальной школе.
Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка активный значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. В психолого-педагогической литературе для описания таких детей употребляются термины: подвижный, импульсивный, шустрик, энерджайзер, вечный двигатель, живчик, вулканчик. Некоторые авторы используют и такие: моторный тип развития, дети с повышенной активностью, дети с повышенной аффективностью. По мнению специалистов, чуть ли не половина детей страдают так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире их количество неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.
Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс. Много подводных камней встречает учитель на пути к полному его восстановлению. Вот что рассказала завуч одной подмосковной школы.
Хорошо подготовленный мальчик пришел в гимназический класс обычной средней школы. Однако учиться в этом классе он не смог. Причина проста: излишняя агрессивность гиперактивного ребенка вызывала постоянные конфликты со сверстниками. Однажды пострадала одноклассница, получив достаточно серьезную травму. Родители взбунтовались и атаковали завуча: «Уберите этого ребенка из нашего класса, мы боимся за наших детей!» Пришлось ребенка перевести в другой класс. Но там возникли те же проблемы. Ученики в новом классе оказались хитрее предыдущих. Дети быстро смекнули, что если вчера он задел одного, сегодня стукнул другого, то надо объединиться и действовать против него сообща. Что ж, нормальная реакция на постоянное раздражение... Но однажды это неравное противостояние закончилось следующим образом: одинокий мальчик, вооруженный лыжной палкой (очевидно, после стычки в классе), в страшном возбуждении и гневе бегал по школе и не давал никому подойти. Учителя и вызванные на подмогу ребята-старшеклассники не смогли даже приблизиться и хоть как-то успокоить ребенка. Часто после этого случая он, будучи доставленным на порог школы своим отцом, совсем не спешил в свой класс, а болтался по коридорам или сидел в кабинете у завуча. Пыталась ли школа как-то помочь ребенку? Как могла... Были и беседы с психологом, и учителя старались найти к нему подход, и родителей неоднократно вызывали в школу. Выяснилось, что ребенка воспитывает отец, родители развелись. Мать живет отдельно и, по ее словам, даже не в состоянии брать сына к себе на выходные: она очень устает от общения с собственным ребенком. Ну, а отец, вероятно, допустил излишнюю жесткость в воспитании сына, подхлестывая агрессивность. Детский психиатр, обследовав мальчика, дал заключение, что уровень интеллекта у ребенка выше среднего, и рекомендовал домашнее обучение со школьными учителями и посещение отдельных предметов в присутствии отца. Но до конца учебного года оставалось немного времени, и организацию домашнего обучения отложили до осени. А пока предложили поучиться в специальном санатории для гиперактивных детей. Однако, по слухам, через две недели его оттуда выгнали, и больше ни в конце учебного года, ни в начале следующего он в школе так и не появился. Вот такая невеселая история.
Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.
Как проявляется гиперактивность?
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:
– совершает беспокойные движения кистями и стопами;
– не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;
– легко отвлекается на посторонние стимулы;
– с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);
– на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
– с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);
– с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
– часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
– не может играть тихо, спокойно;
– много болтает, мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);
– часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
– часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;
– иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость (невнимательность).
Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.
Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек? Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
Гиперактивные дети и проблемы их обучения
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.
Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 35–40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствуют малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, так как увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценка своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Система предъявления учебного материала в школе представляет собой прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны прежде всего визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка. И еще одна особенность школьной среды – это отсутствие игрового пространства, тогда как для таких детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
Коррекция в семье
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Частые изменения указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.
Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.
Рекомендации родителям
Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка, тем самым помогая им в процессе его воспитания?
Поведение близких ребенку взрослых:
1.Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
2.Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
3.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Организация среды и окружающей обстановки в семье
1.Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
3.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
4.Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).
Когда станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему – все в ваших руках.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры для гиперактивных и агрессивных детей
Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.
Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п. Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».
Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).
Эти упражнения обогатят ребенка не только разнообразными эмоциональными ощущениями, но и развитием воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов. Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось?», «Чем похожи, чем непохожи?», «Найди “лишнее”» и др.
Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развитии умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например 7. Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой 7 называлась цифра 6. Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не подражай», «“Да” и “Нет” не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка. Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной деятельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.
Бокс
Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка – накопившаяся энергия, которая требует выхода. Предложите ребенку игру «Бокс». Она поможет ему избавиться от излишнего напряжения. Проявите немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой плотно набитой подушки – боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4–5 минут «боксирует», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется. Подобная игра поможет ребенку лучше контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способствовать развитию его саморегуляции.
Попробуйте ответить на вопрос: как часто вы даете своему ребенку пошалить, побаловаться – одним словом, разрядиться и выплеснуть накопившееся за день напряжение? Да, большое количество домашних заданий, дополнительных занятий, секций и т.д. почти не оставляют времени на игры и отдых. Как результат – ребенок становится неуправляемым и агрессивным. Мы предлагаем вам хотя бы раз в неделю устраивать для него дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства. На наш взгляд, одним из вариантов проведения такого мероприятия могут стать известные всем с детства подушечные бои. Организуйте их как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести «петушиные бои» и т.д. Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, – наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.
Снежная баба
Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют родителей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить агрессию. Существует много различных способов, и один из них – поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению мышц. Освобождаясь от физического напряжения, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение – хороший помощник для расслабления.
Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее, помогая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но вдруг солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как начинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки, и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокнувшего снега и превращаешься в лужу». В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома – главное, чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку.
Предварительный просмотр:
Профилактика девиантности поведения младшего школьника.
Девиантность (делинквентность) поведения – отклонение от нормы.
Рассмотрим причины и формы проявления делинквентности в младшем школьном возрасте.
Делинквентное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Анализ психолого-педагогической, медицинской, юридической и др. литературы позволяет выделить определенные группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей младшего школьно возраста.
1. Биологические причины выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся: генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций; физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционально-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.
2. Социально-экономические причины включают социальную нестабильность российского общества, усилившуюся в условиях экономического кризиса, неравенство, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу и, как следствие, кризис семьи.
3. Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственные уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних.
4. Социально-педагогические причины. Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности младшего школьника и на особенности его поведения, выделяются семья, школа и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы [11, с. 57-65]. Грубость, равнодушие, недоверие, неискренность, неуважение друг к другу, пошлость и цинизм в отношениях родителей воспринимаются и закрепляются ребенком в его собственном опыте и могут «копироваться» во взаимоотношениях с другими людьми. В условиях неблагополучной семьи супруги заняты, как правило, выяснением своих отношений − в результате ослабляется внимание к детям, к их поведению, к организации учебного труда, к их интересам и склонностям, к их свободному времени, к кругу их друзей и сверстников [19, с. 106]. Школа в современном обществе постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста; в то же время возрастает роль и значимость на процесс социализации личности неформальной группы сверстников.
5. Социально-психологические причины непосредственно связаны с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста. Кризис семи лет не менее сложен для ребенка, чем любой другой кризисный период. И от того, как ребенок справится с данным кризисом, зависит очень много в его последующей жизни. Современные дети уже в 7 – 8 лет хотят быть взрослыми. Они «теряют детскую непосредственность и способность восхищаться собой. Ребенок начинает сравнивать себя с другими, себя с самим с собой» [12, с. 608]. Во внутреннюю жизнь допускаются далеко не все. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых, в том числе и своих родителей [13, с. 85]. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью − обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Не всегда ребенок может справиться с теми обязанностями и требованиями, которые ему предъявляются в школе.
Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения младших школьников и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены. Ряд типов акцентуаций характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников [14, с. 140]. Так, например, школьники, относящиеся к гипертимному типу, отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих школьников влечет риск, игра с опасностью, они крайне конфликтны. Для циклоидного типа характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния циклоиды могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду и т.д. [15, с. 158]. Дети с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска. Они нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
Несмотря на трудности, которые переживает в настоящее время школа, именно данный институт социализации должен взять на себя выполнение социально-педагогических функций, которые обеспечивают ребенку защиту и создают условия для реализации базовых прав.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственно-правовых правил и норм, что, по их мнению, позволяет своевременно заложить основы нравственной и правовой культуры личности. «Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, – признают А.С. Белкин, – является формирование гуманистического отношения и взаимопонимания детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость» [16, с. 224]. В процессе воспитания младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, «он помогает детям в выборе правильной нравственной правовой оценки» [17, с. 224].
В современной России правовое образование в начальной школе органически связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его в результате эффективным. Целенаправленное правовое воспитание и, как результат, высокий уровень правовой культуры – необходимое условие укрепления правопорядка и законности, без которых немыслимо построение правового государства и гражданского общества. Каждый человек должен знать законы своего государства, свои права и обязанности, с которыми эффективней всего начинать знакомить в начальной школе. Необходимо способствовать развитию школьной гражданской и социальной ответственности, предполагающей заботу о судьбах России и мировой цивилизации, формировать аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать свою точку зрения на политические, экономические, правовые явления и процессы.
Одна из ведущих функций правовой культуры личности – профилактическая; реализация ее предполагает организацию (на основе Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») системы первичной профилактической деятельности (комплекса мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) являются важнейшим видом предупреждающих мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей младшего школьного возраста.
Выделяют несколько подходов в организации профилактической деятельности образовательного учреждения. В соответствии с информационным походом отклонения в поведении младших школьников от социальных норм происходят потому, что дети их просто не знают. Поэтому основным направлением профилактической работы должно стать информирование младших школьников об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
На этапе начального образования закладываются и формируются основные представления о государстве, об атрибутике государства (гербе, флаге, гимне), о моральных и правовых ценностях. Так, учащиеся 1 – 4 классов получают представление о правилах поведения в школе, дома, на улице. Объясняется роль лиц, охраняющих порядок в городе, поселке, селе, прививается уважении к этим лицам.
В настоящее время сложилось несколько моделей правовой пропедевтики, отличающихся пониманием целей и задач, принципами отбора содержания образования, методами и приемами обучения. Однако каждая из этих моделей, ориентируясь на формирование правовой культуры младших школьников, в той или иной степени решает профилактические задачи.
На основе ГОС ведется интегрированный курс обществоведческого характера, в рамках которого учащиеся получают представление об обществе в целом, о человеке как главной ценности общества, о большой и малой Родине (город, поселок, школа), о роли права в жизни людей, правах человека и ребенк. Модель правовой пропедевтики (Н.А.Рычкова, Н.К.Тихомирова) предполагает формирование у школьников умения работы с юридическими документами (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка), а так же привитие интереса к нравственно-правовым проблемам. М.В. Шакурова и В.Г.Степанов предлагают при ознакомлении с правовым материалом обращаться к сюжетам сказок и литературных произведений. Особый интерес заслуживает модель правовой пропедевтики, разработанная Н.И.Элиасберг [41]. Автор в качестве ведущих задач начальной школы рассматривает задачи формирования у младших школьников нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накопления опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Главное место на данном этапе этико-правового образования Элиасберг отводит нравственному воспитанию на основе ценностей гуманистической этики. Для того чтобы сообщаемые учащимся юридические знания вызывали позитивные правовые чувства и способствовали становлению социально полезной жизненной позиции, утверждает автор, они должны опираться на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности.
Однако правовая культура, утверждает автор, не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками; она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях,, и предполагает умение и готовность личности решать свои проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Предварительный просмотр:
6 декабря 2010 Новый СанПиН поступает в школу
Новые школы можно будет строить не выше четырех этажей, а в старых придется заменить все парты и переоборудовать туалеты. Таковы требования проекта новых Санитарных правил и норм (СанПиН), разработанных Роспотребнадзором.
Новые СанПиН для школ должны заменить ныне действующие (утверждены в 2002 году) и вступить в силу уже со следующего года.
Действие документа распространяется только на общеобразовательные средние учреждения: школы, лицеи, гимназии. Для новых объектов, которые только будут проектироваться, они обязательны к применению. Существующие школы требуется максимально приблизить к описанному идеалу.
Документ прописывает требования к выделяемому для строительства школы земельному участку (удаленность от дорог, линий электропередачи, маршрутов взлета-посадки самолетов и т.д.), к самому зданию (не выше четырех этажей, вместимость не более 1 тыс. учащихся, достаточная инсоляция), к пришкольной территории (озеленение не меньше, чем на половину площади, наличие площадок для игр, спорта и отдыха).
Про педальные ведра и шерхебели
В школе должно быть тепло (18-24 градуса), светло, сухо (влажность 40-60%) и безветренно (скорость движения воздуха не более 0,1м/сек).
Потолки, двери и окна – белые, стены – желтые, розовые, зеленые или голубые, мебель – светло-зеленая или цвета дерева, классные доски - темно-зеленые или темно-коричневые.
Измерена каждая мелочь в классе: расстояния между столами (60 см), от первой парты до доски (300 см), от последней парты до задней стены (70 см), от пола до доски (70-90 см).
На классную доску, если она не подсвечивается изнутри, нужно крепить специальные софиты.
Регламентированы даже размеры столярных и слесарных инструментов в школьных мастерских (ножовка, шерхебель, рашпиль, рубанок и прочие), а также ведер и леек, которыми пользуются дети.
С трогательной доскональностью описаны в документе школьные санузлы. Их требуется устраивать по два на каждом этаже – один для мальчиков и один для девочек. Тут должны быть «педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов». Для средних и старших классов нужно предусматривать комнаты личной гигиены – с унитазом, биде и гигиеническим душем.
Авторы рассчитали и «унитазные» нормативы: по унитазу на каждые 20 школьниц и по умывальнику – на 30. Для мальчиков ориентиры другие: комплект из унитаза, писсуара и умывальника на каждые 30 ребят (по сравнению с действующими нормами число писсураров увеличено вдвое).
А вот персонал в школах, по логике авторов, бесполый – насчет учительских туалетов указан норматив по унитазу на 20 человек. Умывальников им вовсе не полагается.
Потолки и стены в школе должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций и признаков поражений грибком. Никаких обоев – их не вымоешь дезинфицирующими средствами, а это обязательное требование. Полы – деревянные, паркет, плитка или линолеум.
От значительной (если не большей) части имеющейся мебели администрации школ придется избавиться – она не соответствует требованиям СанПиН. Прежде всего, потому, что она должна быть подобрана по росту для каждого ученика.
При нынешней кабинетной системе, когда ученики целый день ходят из класса в класс, им, видимо, придется носить за собой парты. Или заменить все столы в классах на регулируемые по высоте. Одна такая парта стоит 1,1-1,4 тыс. руб. То есть на оснащение школы с 1 тыс. учеников потребуется 1,1-1,4 млн руб. Для Москвы, где согласно системе подушевого финансирования школам выделяется по 50-120 тыс. руб. в год на каждого ученика в зависимости от категории учебного заведения (данные портала zavuch.info), это сумма не большая. Для провинциальных же школ, которые получают по 10-30 тыс. руб. на ученика, затраты выглядят астрономически.
Больше всего педагогам придется поломать голову над рассадкой детей в кабинете. С одной стороны, на первые парты нужно сажать тех, кто плохо слышит и видит. С другой – тех, кто меньше ростом. Высоким отводится «камчатка». Как быть, если ученик ростом 1,9 м туговат на ухо и близорук, - СанПиН ответа не дает.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангиной и бронхитом, нельзя сажать к наружной стене класса. Часто болеют сейчас почти все дети – значит, первый ряд можно из классов смело убирать.
Этого ребуса разработчикам документа показалось мало, и они завершили «рассадочную» часть таким саркастическим пассажем: «Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту». Как говорится, без комментариев.
Вес ранцев регламентируют
Роспотребнадзор придумал и новую шкалу трудности предметов. Старая действовала с 1972 года, когда некоторых нынешних предметов вообще не было (информатика, ОБЖ, экономика и других).
Самыми трудными для первоклассников авторы посчитали математику и русский язык. Самой легкой – физкультуру. С этим не поспоришь. Потом логика в оценке трудности ускользает. Например, математика с каждым годом для учеников становится все понятней и к 9 классу алгебра и геометрия оцениваются уже в 7 и 8 баллов соответственно (по 13-балльной шкале). А к 11-му – снова усложняются до 10 и 11 баллов. Зато информатика, экономика и история год от года даются детям, в представлении Роспотребнадзора, все легче и легче: с 10-11 баллов в средних классах эти предметы падают до 5-6 баллов – в старших.
Для первоклассников допускается только пятидневная учебная неделя и не больше четырех уроков в день (до 21 часа в неделю), пятым можно ставить только физкультуру. Остальным можно учиться шесть дней в неделю. В 10-11-х классах в день может быть до семи уроков (но не более 37 часов в неделю).
Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки. То, что после такой зарядки дважды за урок учителю придется настраивать класс в 25 учеников на работу, разработчики СанПиН проблемой не считают.
Есть интрига и в пункте, который регламентирует выполнение уроков. Задавать на дом нужно столько, чтобы дети во 2-3 классах тратили на уроки не больше 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часа.
Как быть, если ученик не уложился – авторы не уточняют, оставляя широкое поле для взаимных претензий учителей и школьников.
В Роспотребнадзоре позаботились и о том, чтоб дети не надрывались, таская сумки с учебниками. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – 1,5 кг, 3-4 классов – 2,5 кг; - 5-6 - 2,5 кг, 7-8 –3,5 кг, 9-11 – 4 кг. Если в день у школьника по 6-7 уроков, то одни только книжки потянут килограмма на четыре-пять. Не говоря уже о тетрадях, физкультурной форме и сменной обуви. Авторы с этой проблемой знакомы и советуют облегчить детям жизнь – закупать по два комплекта учебников. Один пусть лежит дома, другой – в школе.
Эта рекомендация должна особенно заинтересовать родителей, учитывая, что, например, в петербургских школах средний комплект учебников обходится им в 3 тыс. руб. То есть семья с двумя детьми в год должна будет выложить как минимум 12 тыс. руб. только на одни учебники.
«Красивое пожелание»
Учителя и родители уже раскритиковали проект Роспотребнадзора.
«Я прочитала проект нового СанПиН и сделала прикидку времени пребывания ребенка в школе с учетом новшеств документа: 45 минутный перерыв между основными и факультативными занятиями, спортивный час после окончания учебных занятий, увеличение перемен и т.п. Расчет делала для 7 класса (34 урока в неделю). Получилось - в школе ребенок должен проводить до 8 часов при шестидневной учебной неделе и при этом как-то должен начинать учить уроки в 16:00», - возмущается на одном из форумов по обсуждению новых правил жительница Удмуртии Татьяна Болдырева.
На другом форуме учитель Сергей Проничев предполагает: «Если выполнять требования буквально, то либо школы надо закрыть все и срочно, либо обложить директоров страшными штрафами, либо срочно начать строить новые школы. СанПиН - это некая условность, которая придумана для оправдания деятельности каких-то работников. СанПиН должны писать те, кто работает в школах, а не те, кто контролируют школьных работников».
Здесь же педагог Елена Титова попыталась прикинуть, где в четырехэтажной школе разместить все требуемые по проекту СанПиН туалеты: «Если в школе 1000 учеников и из них 500 девочек, то по нормам им положено 25 унитазов. В спортзале и напротив кабинетов низя туалеты, где ж их расставить?»
Зампред Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин считает, что требования новых СанПиН исполняться не будут. По его мнению, это лишь «красивое пожелание». Скромный бюджет 2011 года не позволит школам обновить оборудование и сделать ремонты в соответствии с новыми правилами.
«С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые санитарные требования (СанПиН) для школ. Они распространятся на все уже построенные школы и те, которые еще только строятся или проектируются. Причем независимо от их формы собственности: и на государственные, и на частные.
По новым правилам, школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину, исключение сделано лишь для некоторых северных районов. Серьезные требования предъявляются к уличной зоне. Площадки для игр должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров, а при устройстве беговых дорожек следует позаботиться о дренаже.
Если нет своего стадиона или площадки, разрешено проводить уроки физкультуры на тех, что расположены поблизости. Но при проектировании новых зданий надо иметь в виду, что школам теперь понадобятся не только площадки и футбольные поля, но и зоны отдыха на территории пришкольного участка. Даже в зданиях, которые были построены по старым проектам, придется оборудовать спортзалы раздевалками, снарядными, душевыми и туалетами. А в новых проектах будут предусмотрены еще и санитарные комнаты.
Актовые залы в новых школах должны быть с артистическими уборными, кинопроекционными комнатами. Обязательны помещения для хранения костюмов и музыкальных инструментов. Библиотеки из тесных клетушек переедут в просторные залы и будут не местом хранения книг, а справочно-информационными центрами, оборудованными компьютерами с электронными базами данных.
Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. На каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. метра, а минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 метра. Кабинеты, которые необходимы школе для внеурочной деятельности, должны строго соответствовать нормативам, которые приняты в системе дополнительного образования.
Как пишет газета «Труд», начальные классы настоятельно рекомендуют размещать в отдельном блоке или вообще здании, желательно в котором есть выход на открытую площадку. Продленка для первоклассников возможна только с тихим часом. Спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. Особо отметить стоит, что запрещены двухярусные кровати. Первый урок для малышей не раньше 8 часов утра. Занятия только пятидневка, без оценок и домашних заданий. А в классе может быть не больше 25 человек.
Эти расчеты сделаны из того, что школа будет работать только в первую смену. Если же такой возможности нет, то во вторую смену могут учиться только 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 10-й классы.
Новые правила и регулируют и школьную нагрузку. В 10-11-х классах, это не более 37 часов при пятидневке, и профильное обучение должно входить в эти часы.
В проекте документа говорится, что для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности» в течение недели школьники будут учиться по облегченному учебному дню в четверг или пятницу. Объем домашних заданий по всем предметам во 2-3 классах должен составлять полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для школьников 1-2 классов полутора килограммов, для 3-4 классов - двух килограммов, 5-6 - 2,5 кг, 7-8 классов - 3,5 кг и для 9-11 классов - 4 кг.
Кроме этого работающие школы будут переоборудованы в соответствии с требованиями указанными в законе.
Действующие на сегодня СанПиН для школы были разработаны в 2002 году.
Особенности развития ребёнка с эпилепсией
Даже если у ребенка нет припадков, то его мозг все равно не всегда правильно функционирует из-за сохраняющихся эпилептических разрядов. Это называется эпилептической энцефалопатией. Эти разряды могут привести к различным безсудорожным нарушениям:
- психическим
- поведенческим
- нейропсихологическим.
Если, например эпилептическая активность сохраняется в левом полушарии, то у ребенка могут отмечаться нарушения речи, аграфия ( невозможность письма) , акалькулия (невозможность счета), алексия (невозможность чтения) , афазия ( расстройства речи) , речевой диспраксия ( нарушение произношения звуков). Если в правом – агнозией ( затруднение узнавания) и дезартикуляцией (расстройства произношения звуков из-за неправильной работы ротового аппарата) . Орбитофрональные (передняя часть лобной доли), и очаги эпилептической активности в цингулярной извилине, а так же вовлечение неспецифических срединных структур сопровождаются выраженными поведенческими нарушениями, аутизмом, мутизмом ( отсутствием речи), аспонтанностью ( нарушение произвольных движений), асоциальностью ( расстройство социальных навыков), агрессией, эксцентричностью. Кроме того, наиболее частыми формами расстройств, которые могут сопровождать эпилепсию, оказываются социализированные и несоциализированные расстройства поведения и расстройства школьных навыков, вызывающие оппозиционное расстройство (около 30%), гиперкинетические расстройства (около 30%), дефицит внимания, общую задержка развития (около 20%); менее часто (около 3–5%) встречаются диагнозы "аутизм", "синдром Аспергера", "элективный мутизм". Так что можно увидеть, что и ребенок и его родители встречаются с громадным количеством разных проблем, кроме собственно припадков.
Конечно, есть дети, которые имеют целый спектр разных нарушений и по этой причине они обучаются либо в специальных школах, либо находятся на домашнем обучении. При этом подразумевается, что ребенок может не справляться с какими-то задачами, которые ставит перед ним общеобразовательная школа. Какие-то проблемы исправимы в результате педагогических мер и приема медикаментов, а какие-то нет. Например, причиной эпилепсии и нарушения формирования школьных навыков может быть киста головного мозга, т.е. функция мозга может быть полностью утрачена за счет того, что в этом месте мозга дырка, грубо говоря. Но ребенок может быть вполне адаптирован в жизни, за счет того, что развиваются соседние участки мозга и берут потерянную способность на себя. Но эта функция восстанавливается не вдруг, не путем нажима или наказания ребенка, а за счет специальных педагогических мер, развивающих смежные участки мозга. Но вот процесс, когда ребенок чувствует себя некомфортно, депрессивен, запуган, совсем не способствуют процессу обучению таких детей. Такие маленькие пациенты чаще других «цепляют» различные неврозы из-за несовершенства своей нервной системы, что значительно затрудняет их жизнь.
Нажимая на ребенка со своим предметом нужно, наверное, задавать вопрос, насколько это жизненно важно знать для него и насколько будет полезно для него наказание за невозможность выполнить задание. Не может ли вред от психотравмы перевесить пользу от возможности пользоваться ионными уравнениями. Смысл обучения больных детей – адаптировать их в обществе максимально, а не заставить их чувствовать себя неполноценными, стигматизировать. Ужасно, когда стигматизация пациента начинается в школе, руками тех, кто должен использовать эти руки для помощи.
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика начальной школы
1. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.
2. Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии1, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
_______________
1 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.
3. Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию2 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
_______________
2 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.
4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
5. Возможный вариант составления портфолио.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
6. Переходя в старший класс.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
7. Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Гиперактивные дети в начальной школе"
Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает много споров. Количество детей, имеющих СДВГ, увеличивается с каждым годом. Помочь ребёнку чувствовать себя успешным, наёти своё достойное место в ...
Системно-деятельностный подход в обучении детей с гиперактивным поведением в начальной школе
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Долгова Е.Н....
Гиперактивный ребёнок в начальной школе.
Гиперактивный ребёнок в начальной школе....
Воспитание гиперактивного ребенка в условиях школы полного дня.
Гиперактивные дети встречаются в каждом классе школы и особенно важно в воспитании не подавлять активность, а исползуя эту особенность воспитывать полноценную личность....
Организация работы с гиперактивными детьми в начальной школе
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный вз...
Особенности обучения гиперактивных детей в начальной школе
Об особенностях обучения гиперактивных детей...
работа с гиперактивными детьми в начальной школе
как планировать работу с гиперактивными учениками...